Роспись из пещер в Аджанте.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ИНДИЯ
Когда стемнело и на небе зажглись звёзды, не находивший себе места Бханугупта поднялся на крышу дворца. Охваченный прокалённым за день воздухом, он подумал о прохладе дворца, где в каждой комнате бил маленький благоуханный фонтан, а стены охлаждались при помощи специальных приспособлений. При свете луны с крыши просматривались обсерватория, склады, арсенал, помещения для стражи, сторожевые башни, конюшни, стойла для слонов, дворцовый бассейн. Дальше вырисовывались городские постройки. Бханугупта рассеянно переводил взгляд с храма на караван-сарай и дальше: на школу, больницу, священную рощу...
Задумчивость не покидала его. В этот вечер он не притронулся к шахматам, равнодушно прошёл мимо павлинов в огромных золотых клетках. О чём думал великий царь могущественной державы Гуптов в тот вечер? Может быть, вспоминал о победах над врагами? Или понимал, что, несмотря на военные успехи, держава слабеет, и предчувствовал впереди тяжёлые дни? Шёл 510 год...
Бханугупта оказался последним правителем великой империи. Впоследствии период правления Гуптов историки назовут временем величайшего
благополучия объединённой страны — «золотым веком Индии». Некогда могучее государство вскоре распадается на множество мелких феодальных владений.
Богатейшими феодалами были, конечно, индусские монастыри и храмы. Их земли, пожалованные владыками на срок «пока светят Солнце и Луна», т. е. навечно, освобождались от всех налогов. Уже начиная с VI в. храмы получают в дар целые деревни, обитателям которых вменялось в обязанность снабжать священнослужителей продуктами. Богослужения в храмах происходили много раз в день, и к каждому требовались гирлянды живых цветов, разнообразные благовония, свежее топлёное масло «гхи». Всё перечисленное поставляли исключительно «свои» крестьяне. При храмах жило много людей — ремесленники, писцы, музыканты и даже... танцовщицы. Ведь некоторые древние танцы исполнялись не для увеселения, а только как посвящение богам. Эти танцовщицы, «дэвадаси» («отданные Богу»), составляли отдельную касту. Их дочери наследовали профессию матерей. В каждом храме наряду со святилищем, залом для молящихся, залом для подношения даров был «нат-мандир» — зал для ритуальных танцев.
Уже в раннем средневековье сложились два вида индусских храмов. Северные, «нагара-шикхара» — изящны, приближены по форме к эллипсу и как бы «облеплены» со всех сторон резными полубашенками всевозможных размеров. Названы так по имени полулегендарного зодчего — Нагара («шикхара» означает «вершина»). На самом верху храма — трезубец — символ бога Шивы. Самые красивые и известные храмы этого типа — храм Лингараджа в городе Бхубанешваре, храм Солнца в городе Конараке, именуемый также «Чёрной пагодой», и, конечно же, храмовый комплекс в Кхаджурахо. Южные храмы, «дравида-шикхара» (дравиды — древние обитатели Индии), напротив, массивны и внешне напоминают многоступенчатую пирамиду, увенчанную куполом или двускатной крышей. Наиболее полное представление о них даёт знаменитый храмовый комплекс в местечке Махабалипурам на берегу Бенгальского залива.
Несмотря на то что буддизм как религия уже утратил главенствующую роль, наряду с индусскими храмами строились и храмы буддийские. Храмы Аджанты, несомненно, — лучший пример.
Некогда процветающий монастырь в Аджанте угасал. Меньше становилось паломников, перед изображением Будды реже курились благовония, монахи разбредались по другим монастырям. В обезлюдевшие святилища заходили дикие звери, заползали змеи, вили гнёзда птицы, и когда джунгли скрыли от людских глаз даже входы в монастырь — люди забыли о нём.
В начале XIX в. один английский офицер, охотившийся в горах Северного Декана, случайно заметил неясные очертания пещер. С трудом добрался он до них. Пещер оказалось 29, а внутри — великолепные постройки с хорошо сохранившимися росписями. Учёные выяснили, как они появились.
Сначала мастера готовили смесь из глины, коровьего навоза и порошка трапового камня, иногда добавляя для прочности рисовую шелуху. На этот слой специальной щёткой наносили тончайший слой белой штукатурки «чунам» и полировали его тонкой железной лопаточкой. Для приготовления красок растирали яйца, добавляя рисовый отвар, патоку, клей и нужные красители (кроме ляпис-лазури, привозимой с острова Ланка, их получали из местных минералов).
Возникает вопрос: как же могли художники в полутёмных пещерах так тщательно выписать мельчайшие детали? Оказывается, они использовали белую материю и полированные металлические пластины для отражения в пещеры яркого солнечного света. Самым же удивительным является то, что многие краски этих росписей... светятся в темноте!
Росписи Аджанты можно рассматривать в течение многих дней. Здесь есть изображения богов, небесных красавиц апсар, сцены придворной жизни. Художники Аджанты оставили нам портреты множества красавиц с замысловатыми украшениями и причёсками, среди которых нет одинаковых. Конечно, большинство сюжетов посвящено жизни
Роспись из пещер в Аджанте.
Богиня Сарасвати.
Панч Махал.
Шах Джахангир.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 857;