ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ ЯНЫЧАР

Всех пленных юношей неверных (т. е. немусульман) надо зачислять в наше войско», такой совет дал султану Орхану визирь и главный воинский судья Аллаэддин. Эта идея была осуществлена при султане Myраде I (1360— 1389 гг.).

Перед распростёртыми на земле юношами возвышалась фигура известного дервиша шейха Бекташа. Подойдя к тому из них, кто находился поближе, дервиш поднял руку над его головой, осеняя её рукавом своего халата, и произнёс: «Да будете вы ены черы». Так было положено начало особому корпусу янычар (от «ены черы» «новое вой­ско»). От остальных военнослужащих их отличал головной убор белый войлочный колпак с висящим сзади куском материи, напоминающий по форме рукав халата Бекташа.

Вооружение янычар составляли копья, сабли и кинжалы, а роль знамени исполнял котёл для приготовления пищи. Некоторые воинские звания в этом войске также были за­имствованы из «кухонного» лексикона. Так, полковник на­зывался «чорбаджи», т. е. «кашевар».

Сначала янычар была 1 тыс., потом ежегодно набирали ещё по 1 тыс. Жалованье их зависело от продолжительности службы. При Сулеймане I (15201566 гг.) янычар было 20 тыс. Во главе корпуса стоял ага. Им по выбору самих яны­чар становился человек, прошедший все янычарские долж­ности, начиная с низших. Ага был удостоен особой чести снимать с султана обувь при его входе в мечеть. В одной из комнат янычарских казарм был поставлен трон для султана.

Наказ шейха Бекташа первой дружине янычар «проявлять мужество в сражениях и не знать поражений» не

стал правилом поведения. Во время похода Селима против иранского Исмаил-шаха (1514 г.) янычары роптали на тяготы, хотели вернуться обратно. Селим казнил янычарского агу, чем усмирил непослушных, и стал назначать агу сам. Он ввёл должность помощника аги, которому подчинялось несколько начальников. Однако это не помогло сделать янычар покорными.

Начиная с царствования султана Мехмеда II (14511480 гг.) у них вошло в правило требовать от султана при вступлении на трон награды. Не довольствуясь этим, яны­чары бунтовали и ставили на престол угодного им султана.

После смерти Мехмеда II они восстали и убили великого визиря Мехмед-Карамана. Из двух сыновей Мехмеда II они признали султаном Баязида II (14811512 гг.), но потом вынудили его отречься от престола в пользу его сына Селима (15121520 гг.), за что потребовали от Селима денежного подарка.

В 1524 г. взбунтовавшиеся янычары разграбили стамбуль­скую таможню, дома великого визиря Ибрахима и других сановников. Султан Сулейман собственноручно убил не­скольких бунтовщиков, но был вынужден уступить, откупив­шись от бунтарей. Осознав свою силу, янычары, не таясь, говорили: «Султан Сулейман стар, пора ему отдохнуть. Мустафа, сын его, поведёт дело лучше, и если великий визирь, Рустем, будет этому противиться, то снимем ому голову». Чтобы не допустить бунта, Сулейман отпустил яны­чар на отдых. К старости он стал бояться их ещё больше. Однажды, заболев, он узнал, что янычары распускают слух о его смерти. Тогда Сулейман велел перенести себя на свою галеру и приказал делать рейсы вдоль берегов Босфо­ра, чтобы все могли видеть, что он жив.

Не было покоя от янычар и последующим султанам. Они бунтовали при Селиме II Пьянице (1566—1574 гг), требуя от него вознаграждения по случаю восхождения на престол; во главе с Патрон Халилем свергли Ахмеда III (17031730 гг.) и сделали султаном Махмуда I (17301754 гг.); в 1807 г. во главе с Кабакчи-оглу низложили Селима III, и с их согласия трон занял султан Махмуд II.

Янычары показали себя плохими защитниками Осман­ской империи на поле боя, ненадёжной опорой султанского трона, и Махмуд II решил создать новое постоянное войско. Солдаты его получили большее денежное довольствие, нежели янычары. Парад нового войска перед их главными казармами они восприняли как вызов. В ночь на 15 июня 1826 г. янычары взбунтовались. Они вытащили из казарм свои полевые знаки, котлы, чтобы выставить их на Этмейдане (Мясная площадь), где всегда собирались бун­товщики, разграбили дома великого визиря, аги янычар, изрубили в куски его 12-летнего сына.

Против бунтовщиков-янычар выступило большинство столичных жителей. В ответ на призывы глашатаев объеди­ниться под знаменем ислама, защищать веру и султана тысячи людей словом и делом выказали ему свою поддерж­ку. Муфтий объявил истребление янычар богоугодным делом, а смерть в сражении с ними подвигом за веру. По казармам янычар ударили пушки. Деревянные здания запылали. Выходы из казарм перекрыли верные султану войска. Пощады янычарам не давали. Уцелевших (до 1 тыс. человек) солдаты и ополченцы притащили на ипподром, где заседал военный суд. Само появление там уже означало смертный приговор. Все осуждённые были задушены, а их тела брошены в Мраморное море.

Котлы янычар, наводившие страх на христиан и вызы­вавшие благоговение мусульман, были принародно запач­каны грязью, знамёна истоптаны и разорваны, а знаменитый войлочный колпак без всякого почтения таскали по улицам.

Султан издал ферман (указ) об уничтожении корпуса янычар и замене его новым войском. Султанским повелением запрещалось громко произносить слово «яны­чар». Большие этмейдане кие казармы лежали в развалинах. Были разрушены мечеть янычар, кофейни, которые они обы­чно посещали, и даже мраморные надгробия, принятые за янычарские из-за изображённой на них войлочной шапки, похожей на широкий рукав халата.

было: «Чтобы властвовать над народами вполне, на­до быть грозным» («свирепым»). По его приказу было казнено 40 тыс. мусульман-шиитов в возрасте от 7 до 70 лет (по принадлежности к одному из двух основных толков ислама мусульмане делятся на суннитов и шиитов; турки — сунниты, персы — шииты).

Избиение шиитов в Турции пробудило иранского правителя шиита Исмаил-шаха объявить войну Селиму, который приказал иранского посла разорвать на части. В августе 1514 г. турки под началом Се­лима в долине Чалдырана обратили в бегство иран­ское войско во главе с Исмаил-шахом. Взятые в плен персы были перерезаны.

Разгромив войска Исмаила, Селим пошёл вой­ной на союзника шаха — египетского султана. В Алеппо Селим торжественно назвал себя «покро­вителем Мекки и Медины» — священных мусуль­манских городов (прежде так именовали себя толь­ко египетские султаны). 31 января 1517 г. турецкие армии заняли Каир. До 50 тыс. жителей Каира по­легло под турецкими саблями. Посещая каирские мечети, султан обливал в них слезами пол и од­новременно забирал из них всё наиболее ценное. После завоевания Египта власть Селима признали Сирия, Курдистан (1517 г.), крымский хан (1518 г.).

При преемнике Селима I Сулеймане I (1520— 1566 гг.) турки воевали в Европе и на Востоке — с сефевидским Ираном. Иранский шах Тахмасп поз­волил себе в течение года не извещать султана о своём воцарении. Сулейман был раздражён до крайности таким неуважением «персидского ерети­ка» и написал ему письмо, высокомерное и безмер­но оскорбительное. Тахмасп не ответил. Тогда Сулейман велел зарезать несколько сот персидских пленных. В июле 1534 г. турецкие войска вступили в столицу Ирана — Тебриз, потом заняли Багдад — шахскую ставку. По взятии его Сулейман стал име­новаться «Властителем двух стран света и двух мо­рей, покровителем Мекки и Медины, обладателем Константинополя, Адрианополя, Бруссы, Кипра, Дамаска, Алеппо, Белграда и Багдада». В 1548 г. Сулейман повёл войско в новый поход против пер­сов. В 1554 г. он объявил Тахмаспу «священную войну», которая закончилась в 1555—1556 гг. ми­ром в г. Амалсье. Грузия и Армения были поделены между Турцией и Ираном.

Назначая наместника в Египте и правителя Си­рии, Сулейман I напомнил им изречение: «Ваша жизнь, правители, зависит от достойного отправ­ления правосудия».

За приверженность к законности подданные на­градили этого султана прозвищем «Кануни» («За­конодатель»). При нём был издан свод законов, до­полненный и пересмотренный Ахмадом (Ахметом) I (1603—1617 гг.). Основная особенность этих законов — разделение подданных империи на немусульман и мусульман. Соответственно у них бы­ли разные обязанности и повинности. Некоторые законы ставили своей целью ограничивать произ­вол продавца предметов повседневного спроса. В за-

конах о торговле и промыслах содержались пре­достережения против жестокого обращения со ско­том.

Право толковать законы принадлежало предста­вителям высшего мусульманского духовенства (муфтиям). Они могли издавать «фетвы», т. е. в фор­ме ответа на поставленный им вопрос выносить ре­шение о совместимости с исламом того или иного закона и даже действий самого султана.

Духовенство, случалось, решало, быть или не быть султану на троне. Оно участвовало в сверже­нии султана Селима III (май 1807 г.). Махмуд II остался на троне благодаря соглашению с улемами (мусульманскими богословами).

Суд находился в руках мусульманского духовен­ства. Духовные судьи решали все дела на основе заповедей ислама. В ведении духовенства находи­лись и школы.

В XVII в. Османская империя вступила в полосу упадка, причиной чего было разрушение её произ­водственной основы — крестьянского хозяйства. К концу XVIII в. под «мёртвыми землями», т. е. за­брошенными и заросшими кустарником, оказалось больше половины всех годных для обработки пло­щадей страны. Ослабла власть центрального прави­тельства. К концу XVIII в. вся Османская империя распалась на множество независимых от Порты княжеств во главе с местными тиранами — пашами и беями. Во многих областях возникали целые ди­настии пашей, передававших свой пост по наслед­ству из поколения в поколение. Попытки султанов сместить ту или иную из этих династий нередко кончались неудачей.

Порта искала выход из трудного положения в новых захватнических войнах на Востоке и в Ев­ропе. В 1587 г. Турция захватила западные провин­ции Ирана (Ирак, Аджами, Луристан, Хузестан). В 1588 г. турецкие войска под началом Фархад-паши вторглись в Карабах и захватили Гянджу. По мир­ному соглашению 1590 г. Иран уступил Турции Тебриз, Ширван с его портами на Каспии, Грузию. В 1602 г. турецкий гарнизон Азербайджана напал на Салмас. В последовавшей затем войне турки по­терпели поражение. К персам перешли Азербайд­жан, Курдистан, Багдад, Мосул, Диарбекир.

По мирному договору Турция соглашалась при­знать границы такими, какими они были во время правления Селима I (1512—1520 гг.), отказалась от завоеваний Мурада III (1574—1595 гг.) и Мехмеда III (1595—1603 гг.). Иранский шах Аббас в свою очередь согласился давать султану 200 тюков шёл­ка ежегодно. В 1616—1618 гг. турки дважды зате­вали войны с Ираном. По мирному соглашению 1618 г. обе стороны обязались придерживаться до­говора 1612 г. (шах Аббас вместо прежних 200 тю­ков шёлка должен был платить 100). В 1625 г. ту­рецкие войска безуспешно пытались взять Багдад. Войны с Ираном возобновил султан Мурад IV (1623—1640 гг.). В 1630 г. был захвачен Хамадан, древняя столица Мидии. От города осталось одно название: победители перебили жителей, разруши­ли здания, вырубили деревья.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1723;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.