ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ ЯНЫЧАР
Всех пленных юношей — неверных (т. е. немусульман) — надо зачислять в наше войско», — такой совет дал султану Орхану визирь и главный воинский судья Аллаэддин. Эта идея была осуществлена при султане Myраде I (1360— 1389 гг.).
Перед распростёртыми на земле юношами возвышалась фигура известного дервиша шейха Бекташа. Подойдя к тому из них, кто находился поближе, дервиш поднял руку над его головой, осеняя её рукавом своего халата, и произнёс: «Да будете вы ены черы». Так было положено начало особому корпусу янычар (от «ены черы» — «новое войско»). От остальных военнослужащих их отличал головной убор — белый войлочный колпак с висящим сзади куском материи, напоминающий по форме рукав халата Бекташа.
Вооружение янычар составляли копья, сабли и кинжалы, а роль знамени исполнял котёл для приготовления пищи. Некоторые воинские звания в этом войске также были заимствованы из «кухонного» лексикона. Так, полковник назывался «чорбаджи», т. е. «кашевар».
Сначала янычар была 1 тыс., потом ежегодно набирали ещё по 1 тыс. Жалованье их зависело от продолжительности службы. При Сулеймане I (1520—1566 гг.) янычар было 20 тыс. Во главе корпуса стоял ага. Им по выбору самих янычар становился человек, прошедший все янычарские должности, начиная с низших. Ага был удостоен особой чести снимать с султана обувь при его входе в мечеть. В одной из комнат янычарских казарм был поставлен трон для султана.
Наказ шейха Бекташа первой дружине янычар «проявлять мужество в сражениях и не знать поражений» не
стал правилом поведения. Во время похода Селима против иранского Исмаил-шаха (1514 г.) янычары роптали на тяготы, хотели вернуться обратно. Селим казнил янычарского агу, чем усмирил непослушных, и стал назначать агу сам. Он ввёл должность помощника аги, которому подчинялось несколько начальников. Однако это не помогло сделать янычар покорными.
Начиная с царствования султана Мехмеда II (1451— 1480 гг.) у них вошло в правило требовать от султана при вступлении на трон награды. Не довольствуясь этим, янычары бунтовали и ставили на престол угодного им султана.
После смерти Мехмеда II они восстали и убили великого визиря Мехмед-Карамана. Из двух сыновей Мехмеда II они признали султаном Баязида II (1481—1512 гг.), но потом вынудили его отречься от престола в пользу его сына Селима (1512—1520 гг.), за что потребовали от Селима денежного подарка.
В 1524 г. взбунтовавшиеся янычары разграбили стамбульскую таможню, дома великого визиря Ибрахима и других сановников. Султан Сулейман собственноручно убил нескольких бунтовщиков, но был вынужден уступить, откупившись от бунтарей. Осознав свою силу, янычары, не таясь, говорили: «Султан Сулейман стар, пора ему отдохнуть. Мустафа, сын его, поведёт дело лучше, и если великий визирь, Рустем, будет этому противиться, то снимем ому голову». Чтобы не допустить бунта, Сулейман отпустил янычар на отдых. К старости он стал бояться их ещё больше. Однажды, заболев, он узнал, что янычары распускают слух о его смерти. Тогда Сулейман велел перенести себя на свою галеру и приказал делать рейсы вдоль берегов Босфора, чтобы все могли видеть, что он жив.
Не было покоя от янычар и последующим султанам. Они бунтовали при Селиме II Пьянице (1566—1574 гг), требуя от него вознаграждения по случаю восхождения на престол; во главе с Патрон Халилем свергли Ахмеда III (1703—1730 гг.) и сделали султаном Махмуда I (1730—1754 гг.); в 1807 г. во главе с Кабакчи-оглу низложили Селима III, и с их согласия трон занял султан Махмуд II.
Янычары показали себя плохими защитниками Османской империи на поле боя, ненадёжной опорой султанского трона, и Махмуд II решил создать новое постоянное войско. Солдаты его получили большее денежное довольствие, нежели янычары. Парад нового войска перед их главными казармами они восприняли как вызов. В ночь на 15 июня 1826 г. янычары взбунтовались. Они вытащили из казарм свои полевые знаки, котлы, чтобы выставить их на Этмейдане (Мясная площадь), где всегда собирались бунтовщики, разграбили дома великого визиря, аги янычар, изрубили в куски его 12-летнего сына.
Против бунтовщиков-янычар выступило большинство столичных жителей. В ответ на призывы глашатаев объединиться под знаменем ислама, защищать веру и султана тысячи людей словом и делом выказали ему свою поддержку. Муфтий объявил истребление янычар богоугодным делом, а смерть в сражении с ними — подвигом за веру. По казармам янычар ударили пушки. Деревянные здания запылали. Выходы из казарм перекрыли верные султану войска. Пощады янычарам не давали. Уцелевших (до 1 тыс. человек) солдаты и ополченцы притащили на ипподром, где заседал военный суд. Само появление там уже означало смертный приговор. Все осуждённые были задушены, а их тела брошены в Мраморное море.
Котлы янычар, наводившие страх на христиан и вызывавшие благоговение мусульман, были принародно запачканы грязью, знамёна истоптаны и разорваны, а знаменитый войлочный колпак без всякого почтения таскали по улицам.
Султан издал ферман (указ) об уничтожении корпуса янычар и замене его новым войском. Султанским повелением запрещалось громко произносить слово «янычар». Большие этмейдане кие казармы лежали в развалинах. Были разрушены мечеть янычар, кофейни, которые они обычно посещали, и даже мраморные надгробия, принятые за янычарские из-за изображённой на них войлочной шапки, похожей на широкий рукав халата.
было: «Чтобы властвовать над народами вполне, надо быть грозным» («свирепым»). По его приказу было казнено 40 тыс. мусульман-шиитов в возрасте от 7 до 70 лет (по принадлежности к одному из двух основных толков ислама мусульмане делятся на суннитов и шиитов; турки — сунниты, персы — шииты).
Избиение шиитов в Турции пробудило иранского правителя шиита Исмаил-шаха объявить войну Селиму, который приказал иранского посла разорвать на части. В августе 1514 г. турки под началом Селима в долине Чалдырана обратили в бегство иранское войско во главе с Исмаил-шахом. Взятые в плен персы были перерезаны.
Разгромив войска Исмаила, Селим пошёл войной на союзника шаха — египетского султана. В Алеппо Селим торжественно назвал себя «покровителем Мекки и Медины» — священных мусульманских городов (прежде так именовали себя только египетские султаны). 31 января 1517 г. турецкие армии заняли Каир. До 50 тыс. жителей Каира полегло под турецкими саблями. Посещая каирские мечети, султан обливал в них слезами пол и одновременно забирал из них всё наиболее ценное. После завоевания Египта власть Селима признали Сирия, Курдистан (1517 г.), крымский хан (1518 г.).
При преемнике Селима I Сулеймане I (1520— 1566 гг.) турки воевали в Европе и на Востоке — с сефевидским Ираном. Иранский шах Тахмасп позволил себе в течение года не извещать султана о своём воцарении. Сулейман был раздражён до крайности таким неуважением «персидского еретика» и написал ему письмо, высокомерное и безмерно оскорбительное. Тахмасп не ответил. Тогда Сулейман велел зарезать несколько сот персидских пленных. В июле 1534 г. турецкие войска вступили в столицу Ирана — Тебриз, потом заняли Багдад — шахскую ставку. По взятии его Сулейман стал именоваться «Властителем двух стран света и двух морей, покровителем Мекки и Медины, обладателем Константинополя, Адрианополя, Бруссы, Кипра, Дамаска, Алеппо, Белграда и Багдада». В 1548 г. Сулейман повёл войско в новый поход против персов. В 1554 г. он объявил Тахмаспу «священную войну», которая закончилась в 1555—1556 гг. миром в г. Амалсье. Грузия и Армения были поделены между Турцией и Ираном.
Назначая наместника в Египте и правителя Сирии, Сулейман I напомнил им изречение: «Ваша жизнь, правители, зависит от достойного отправления правосудия».
За приверженность к законности подданные наградили этого султана прозвищем «Кануни» («Законодатель»). При нём был издан свод законов, дополненный и пересмотренный Ахмадом (Ахметом) I (1603—1617 гг.). Основная особенность этих законов — разделение подданных империи на немусульман и мусульман. Соответственно у них были разные обязанности и повинности. Некоторые законы ставили своей целью ограничивать произвол продавца предметов повседневного спроса. В за-
конах о торговле и промыслах содержались предостережения против жестокого обращения со скотом.
Право толковать законы принадлежало представителям высшего мусульманского духовенства (муфтиям). Они могли издавать «фетвы», т. е. в форме ответа на поставленный им вопрос выносить решение о совместимости с исламом того или иного закона и даже действий самого султана.
Духовенство, случалось, решало, быть или не быть султану на троне. Оно участвовало в свержении султана Селима III (май 1807 г.). Махмуд II остался на троне благодаря соглашению с улемами (мусульманскими богословами).
Суд находился в руках мусульманского духовенства. Духовные судьи решали все дела на основе заповедей ислама. В ведении духовенства находились и школы.
В XVII в. Османская империя вступила в полосу упадка, причиной чего было разрушение её производственной основы — крестьянского хозяйства. К концу XVIII в. под «мёртвыми землями», т. е. заброшенными и заросшими кустарником, оказалось больше половины всех годных для обработки площадей страны. Ослабла власть центрального правительства. К концу XVIII в. вся Османская империя распалась на множество независимых от Порты княжеств во главе с местными тиранами — пашами и беями. Во многих областях возникали целые династии пашей, передававших свой пост по наследству из поколения в поколение. Попытки султанов сместить ту или иную из этих династий нередко кончались неудачей.
Порта искала выход из трудного положения в новых захватнических войнах на Востоке и в Европе. В 1587 г. Турция захватила западные провинции Ирана (Ирак, Аджами, Луристан, Хузестан). В 1588 г. турецкие войска под началом Фархад-паши вторглись в Карабах и захватили Гянджу. По мирному соглашению 1590 г. Иран уступил Турции Тебриз, Ширван с его портами на Каспии, Грузию. В 1602 г. турецкий гарнизон Азербайджана напал на Салмас. В последовавшей затем войне турки потерпели поражение. К персам перешли Азербайджан, Курдистан, Багдад, Мосул, Диарбекир.
По мирному договору Турция соглашалась признать границы такими, какими они были во время правления Селима I (1512—1520 гг.), отказалась от завоеваний Мурада III (1574—1595 гг.) и Мехмеда III (1595—1603 гг.). Иранский шах Аббас в свою очередь согласился давать султану 200 тюков шёлка ежегодно. В 1616—1618 гг. турки дважды затевали войны с Ираном. По мирному соглашению 1618 г. обе стороны обязались придерживаться договора 1612 г. (шах Аббас вместо прежних 200 тюков шёлка должен был платить 100). В 1625 г. турецкие войска безуспешно пытались взять Багдад. Войны с Ираном возобновил султан Мурад IV (1623—1640 гг.). В 1630 г. был захвачен Хамадан, древняя столица Мидии. От города осталось одно название: победители перебили жителей, разрушили здания, вырубили деревья.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1735;