Конный артиллерист, капитан инфантерии, пеший артиллерист (слева направо).

СТАМБУЛ

Получив известие, что столица Византии Кон­стантинополь полностью во власти турок, султан Мехмед II (14511481 гг.) проехал в центр города. Увидев храм Св. Софии, он остановился, поражённый величием и красотой этого образца византийского зодчества, и велел тотчас же совершить в храме мусульманское богослужение и превратить базилику храма в мечеть. Храм Богородицы Одигитрии и монастырь Иоанна Крестителя турки беспо­щадно разграбили.

Константинополь был переименован в Истанбул и стал столицей османских султанов, собор Св. Софии превратился в мечеть Айя София.

Захватив Константинополь, Мехмед II превратил в мечети восемь главных христианских церквей и построил четыре новые мечети. Строительство их продолжалось при его преемниках Баязиде II (14811512 гг.) и Сулеймане II (15201566 гг.). При последнем была возведена величественная мечеть Сулейманиэ, строившаяся шесть лет. Обошлась она в 700 тыс. дукатов.

Стамбул по праву считался одним из прекраснейших городов Европы и Азии. Перед путешественником, прибыв­шим морем, медленно поднималась из вод громада вели­кого города. На одном из его семи холмов тяжёлым кубом пожелтевшего камня возвышалась Айя София. Неподалёку,

над финансами и таможнями Турции, завладели её портами, железными дорогами и коммунальными предприятиями. Они подчинили себе всю внешнюю и в значительной мере внутреннюю торговлю стра­ны.

В 1894 г. противники Абдул Хамида объедини­лись в партию Османский комитет «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс»). Членов партии на­зывали «иттихадистами» (в Европе — младотурка­ми). Младотурки стремились свергнуть единовлас­тие султана, восстановить конституцию 1876 г., обеспечить хозяйственную и политическую незави­симость Турции от империалистических держав. Они выступали за развитие турецкой национальной промышленности, за «единую и нераздельную Ос­манскую империю».

В июле 1908 г. младотурки предприняли воору­жённое выступление, требуя ввести в действие кон­ституцию. Волнения охватили всю страну. Напуган­ный Абдул Хамид поклялся «Кораном и мечом» за­щищать конституцию. В конце 1908 г. открылся новый парламент, а в марте 1909 г. партия «Ахрар», опираясь на часть духовенства, дервишей (членов религиозных братств), офицеров гвардии, солдат, подняла в столице мятеж под лозунгами «Долой конституцию!», «Восстановим шариат!» (в данном случае — мусульманский уклад жизни).

Начались расправы с младотурками. Вожаки партии «Единение и прогресс», бежав в Македонию, создали «Армию действия», которая 26 апреля за­няла Стамбул. Решением парламента Абдул Хамид был низложен. Это решение поддержал глава му­сульманского духовенства. «Если повелитель пра­воверных, — гласила его фетва, — присваивает себе общественное достояние и расточает его, если он без законной причины умерщвляет, заключает в тюрь­му и изгоняет своих подданных и творит насилия, если он затем, поклявшись вернуться на стезю доб­родетели, нарушает клятву, создаёт смуту, вызы­вает междоусобные кровопролития, то подлежит ли он низложению? Священный закон гласит: "Да!"»

Победившие младотурки сохранили монархию. Вместо Абдул Хамида они посадили на трон его бра­та, безликого Мехмеда V. Аграрные законы младотурецкого правительства (1913 г.) укрепляли собст­венность помещиков на землю, но ничего не дали крестьянам. По «Закону о стачках на предприятиях общественного пользования» (1909 г.) рабочие не могли объявлять забастовку без предварительного обращения к правительству.

Младотурецкое правительство усилило нацио­нальный гнёт. Все народы в пределах империи были объявлены единой нацией — османами. Обучение в школе на других языках, кроме турецкого, всячес­ки ограничивалось.

Младотурки не боролись против засилья ино­странного капитала в стране, делали новые займы, и прежде всего — у австро-германских банков. Со­трудничеству с Германией придавалось особое зна­чение. «Промышленная Германия и земледельчес­кая Турция дополняют друг друга», — заявил в 1913 г. один из младотурецких руководителей.

Противники младотурок в стране создали вместо распавшегося союза «Ахрар» новую партию — «Сво­бода и согласие» («Хурриет ве иттиляф»). В июле 1912 г. иттиляфисты в результате военного перево­рота свергли младотурецкое правительство.

В октябре 1912 г. балканские государства — Бол­гария, Сербия, Греция, Черногория — объявили Турции войну. Потерпев в ней поражение, Османс­кая империя уступила часть своих владений. Из­вестие об уступке территории вызвало волнение в Стамбуле. Младотурки устроили переворот и созда­ли своё правительство. Власть в стране переходит в руки Энвера, Талаата и Джемаля, образовавших так называемый «младотурецкий триумвират».

В октябре 1914 г. немецкий адмирал Сушон с согласия Энвера ввёл турецкий флот вместе с гер­манскими крейсерами «Гебен» и «Бреслау» в Чёрное море. Эскадра Сушона без объявления войны 29 ок­тября обстреляла ряд российских портов. 11 ноября 1914 г. Турция провозгласила джихад («священную войну») против стран Антанты.

Её отзвуком в самой Османской империи явилась резня армян, предпринятая турецкими властями. Погибло около миллиона человек. Ранее (1894— 1898 гг.) кавалерия «хамидие» вырезала свыше 60 тыс. армян.

На фронтах Первой мировой войны Турция по­терпела поражение. Антанта отказалась вести пере­говоры о мире с младотурками, когда те заговорили о нём. Тогда султан призвал к власти иттиляфистов в лице Ахмеда Иззет-паши. До переговоров с этим правительством Антанта снизошла. Представителей Турции вызвали на остров Лемнос в Мудросскую бухту. Здесь 30 октября 1918 г. на борту броненосца «Агамемнон» британский адмирал продиктовал ус­ловия перемирия. Турция должна была отозвать ос­татки своих войск из арабских стран и оставить ряд городов Закавказья (Батуми, Баку и др.). Она отда­вала под контроль победителей железные дороги, порты, средства связи. Турецкая армия подлежала разоружению. Турецкий флот переходил в руки анг­личан и французов. Победители получали право ок­купировать укрепления Босфора и Дарданелл, Ар­мению.

Османская империя прекратила своё существо­вание.

словно соперничая с ней, белела мечеть султана Ахмеда, устремив ввысь шесть многоярусных минаретов, а высокий мыс между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем нёс на себе дворец султана. Постройки дворца раскинулись в старом саду, окружённом крепостной стеной. Отсюда султан совершал свои торжественные выезды, поражавшие всех, кто их видел.

Вот как отправлялся на войну султан Сулейман I (1543 г.). Конвой состоял из 1 тыс. оружейников-стрелков, 500 минёров, 800 артиллеристов, 400 солдат обоза с их начальниками, помощниками, писарями. В составе свиты за султаном следовали все главные придворные чины, в том числе 300 камергеров. Конных телохранителей было 6 тыс. (по 3 тыс. справа и слева). Султана сопровождали также члены дивана (совещательного совета) и 4 визиря с состоявшими при них чиновниками и рабами, султанская охотничья служба сокольничьи, псари, посыльные и т. д. Под надзором главных конюших двигались лошади разных пород: анатолийские, караманские, курдские, персидские, арабские, греческие. Особу падишаха охраняли 12 тыс. янычар с саблями, пиками и аркебузами. Над султаном раз­вевалось 7 бунчуков и 7 позолоченных знамён, а 100 труба­чей и 100 барабанщиков старались так, что, казалось, уши вот-вот лопнут от рёва и грохота. Непосредственно позади султана шествовали 400 роскошно обмундированных личных телохранителей, за ними ещё 150 верховых воинов. И на­конец, в хвосте этой вереницы двигался обоз султанской военно-походной квартиры: 900 вьючных лошадей, 2100 вьючных мулов, 5400 верблюдов, нагруженных запасами и снаряжением.

За подобную пышность выезда европейцы прозвали Сулеймана I «Великолепным». Далеко за пределы его дворца распространилась молва о роскошных пиршествах, где подавалась серебряная и золотая посуда.

За стенами же роскошного султанского дворца был другой Стамбул — с узкими, кривыми улицами, с деревянными, потемневшими от дождя домами в 2 и 3 этажа. Каждый последующий этаж выступал над предыдущим, и дома как бы нависали над улицами, которые были полны лавок, харчевен, кофеен. Считается, что кофе в Стамбуле появился впервые в 1554 г. Сначала он оказался под запретом. Но даже толкователь Корана шейх Абусууд не согласился издать фетву против кофе. Напиток вошёл в обиход, а кофейни получили у турок название «школы познания».

В XVIII в. Стамбул был одним из центров международной торговли. В его гавани в заливе Золотой Рог располагались пристани и верфи. Основную массу торгового купечества составляли греки и армяне. Галату, пригород Стамбула и бывшую колонию генуэзцев, заселял иноземный торговый люд. В самом Стамбуле, в квартале Фанер, где находилось патриаршее подворье, жили преимущественно греки (так называемые фанариоты), занятые торговлей, банковским делом и ростовщичеством.

Стамбул был свидетелем не только величия султанов, но и их слабости. Не раз с Этмейдана (Мясная площадь) шли толпы к султанскому дворцу, чтобы низложить падишаха или заставить его считаться с народом. Не раз янычары, торговцы, ремесленники и беднота громили дома ненавистных сановников, а стены дворца не могли укрыть от народного гнева и самого султана,

Но когда в 1807 г. Стамбулу угрожала английская эскад­ра, на защиту города встало всё население. «Артиллеристы поспешили на батареи, писал свидетель, янычары сменили свои дубинки на ружья и ятаганы. Старики и дети толпами шли на фортификационные работы, предлагая носить землю. Владельцы домов, мешавших турецким пуш­кам стрелять по вражеской эскадре, сами спешили разрушить их!»

С крахом Османской империи Стамбул перестал быть столицей турецкого государства.

*

 








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 578;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.