Законный и фактический браки
Скепсис по отношению к институту брака растет, особенно среди самой динамичной части населения — молодежи. По-видимому, он во многом обусловлен опытом, полученным в родительской семье, наблюдением за супружескими проблемами родственников или друзей, знакомством с многочисленными примерами распада семей. Как следствие, формируется готовность молодежи искать альтернативные формы семейной жизни. Обобщая данные европейских исследований, фиксируют факт «выхода» супружеской жизни далеко за рамки брака и превращения брачного союза в приватное соглашение. Речь идет об индустриальных странах христианской ориентации.
На этом фоне представляется адекватной типология семьи и брака, учитывающая обстоятельство, что брак предполагает юридическое оформление (регистрацию) отношений. Приведем выдержку из статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года): «Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния».
Такой брак называют официальным, формальным или зарегистрированным. В противоположном случае говорят о фактическом, «гражданском» браке или сожительстве.
В официальном браке закрепляется ответственность мужчины и женщины перед законом за качество семейной жизни, исполнение семейных обязанностей и осуществление прав всех членов семьи. Государство гарантирует защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Наличие юридических гарантий приводит к социальной и психологической защищенности граждан, вступивших в брак. Регистрация брака придает личным отношениям мужчины и женщины большую определенность, подтверждает серьезность их намерений создать семью. У партнеров появляется чувство стабильности их сердечной связи, они более уверенно строят совместные жизненные планы, проявляют большую конвенциональность и склонность к компромиссам.
Решение вступить в брак, безусловно, одно из самых важных решений. К сожалению, оно не всегда тщательно продумано, его мотивы обычно не осознаются, а доводы рационального мышления учитываются в малой степени. Это решение часто основывается на различных мифах о браке: миф о вечной любви, ее волшебной силе, постоянном супружеском счастье и т. п. Известны и вынужденные браки, например по причине беременности женщины. От даты регистрации брака до рождения первого ребенка в России в среднем проходит 6 месяцев. Беременность может ускорить правовое закрепление эмоционально-эротической связи. Путем регистрации брака партнеры пытаются придать большую убедительность своему выбору и обеспечить большую взвешенность принятому решению. Вероятно, возлюбленными движет боязнь потерять партнера и остаться в одиночестве. Сказывается и расчет на долговременность супружества. Сложность процедуры юридического развода выступает как фактор, сдерживающий дезинтеграцию семьи.
Яркую позитивную эмоциональную окраску имеют ритуалы бракосочетания. Они могут проходить с особой торжественностью. На самом деле это не просто ритуалы, это символы прочности брачных уз, семейного единства и процветания. Мечты о супружеском счастье связывают со свадебной церемонией, о сексуальной и эмоциональной гармонии — с медовым месяцем. Свадьба знаменует факт рождения новой семьи.
Празднование определенных годовщин свадьбы обеспечивает продолжительное действие этих символов. Не зря на Руси существует обычай присваивать красивые, поэтичные названия годовщинам бракосочетания: «ситцевая свадьба», «золотая свадьба» и т. д. В произведениях искусства эта тема постоянно присутствует. Обретение общей фамилии олицетворяет и актуальную привязанность, и перспективы развития семьи, продолжения рода, поскольку дети от данного брака, скорее всего, будут носить эту фамилию.
Оформляя брак, пара манифестирует обществу свои отношения и получает соответствующие санкции. Мужчина и женщина выбирают законный путь удовлетворения своих значимых потребностей, в первую очередь, потребности в общении с противоположным полом и связанных с ней репродуктивных намерений. Официальный брак сулит и материальные выгоды: уменьшение или перераспределение материальных затрат, объединение или приобретение жилплощади и т. п.
Правовое закрепление отношений влечет за собой существенное изменение статуса личности. Представлять семью перед обществом, выступать от ее имени, имея официальный статус, является более выгодным для любого члена семьи, не говоря уже о самих супругах. В официальном браке отражена всесторонняя забота взрослых об обеспечении благополучного будущего своих детей.
Противники официального брака утверждают, что он является всего лишь данью традициям. С их точки зрения, взаимозависимость супругов в таком браке оказывается чрезмерной, возможности самостоятельного свободного развития отдельной личности ограничены, а чувство собственника и потребность во власти над партнером может проявляться беспрепятственно. Юридическая фиксация отношений еще не гарантирует их идиллической гармонии, хотя и стимулирует принятие мужчиной и женщиной ответственности друг за друга и за семью в целом. Те, кто сомневается в официальном браке, опасаются, что придется разочароваться или потерять любовь. Практика консультирования подтверждает существование психологической проблемы; представляется, что штамп в паспорте обеспечит взаимную любовь, доверие, заботу и благосостояние, а самим прикладывать усилия к сохранению любви, семьи нет необходимости. Регистрация брака не застраховывает его от конфликтности и распада, воспринимающегося в этом случае еще болезненнее.
Состояние физической и психологической близости, приносящей эротическое и эмоциональное удовлетворение, может возникнуть и в официальном, и в неофициальном супружеском союзе, и именно в такой близости видятся предпосылки семейного счастья. если пара готова только к возбуждающим чувствам, но необременительным контактам, ей тем более стоит подождать с законным браком.
Официальный брак перестал быть доминирующим идеалом в сознании молодежи. Прежде всего на Севере Европы, в Швеции и Дании, а в 70-е годы и в государствах Центральной и Западной Европы распространились формы совместного сожительства, аналогичные браку. В Дании и Швеции уже в середине 70-х годов примерно 30% незамужних женщин в возрасте от 20 до 24 лет жили вместе с мужчинами. В ФРГ в 1985 г. примерно около миллиона пар вели «несупружескую семейную жизнь». Их можно соотнести примерно с 15 миллионами супружеских пар с детьми или без них. Растет популярность фактических браков в США, Канаде, в России.
Современная молодежь достигает сексуальной и социокультурной зрелости задолго до того, как обретает экономическую самостоятельность. Молодые люди ведут себя более независимо в социосексуальной сфере, и их нормативные представления отличаются от таковых у взрослых. Как общемировое явление выступает тенденция увеличения разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях и поведении. Многое из того, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным. При том, что старшее поколение становится терпимее, жизненные эксперименты осуществляются вне родительского дома. «Брак без свидетельства о браке», самостоятельная одинокая жизнь или «жилые сообщества» предоставляют лучшие возможности для познания мира и выбора путей самореализации.
Все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вообще не вступать в брак. Их аргументы заставляют задуматься: в «гражданском» браке можно приобрести опыт совместной жизни и распределения супружеских ролей, выяснить степень совместимости партнеров, научиться ладить друг с другом, оставаясь «в принципе самостоятельными и независимыми». Пара «опробует» свою способность жить вместе, пока оба не начинают полностью доверять друг другу или не приходят к выводу о необходимости расстаться.
Разрыв отношений происходит в более мягкой форме по сравнению с официальным браком.
Специалисты задаются вопросом, является ли сожительство предварительной стадией к последующему браку. «Пробный брак» продолжается сравнительно недолго, брак заключается или отношения прерываются, возможно, трансформируются в дружеские, приятельские контакты. По всей видимости, мужчине и женщине требуется некоторое время для определения той меры взаимной ответственности, которую они согласны принять. В «пробных браках» пары стремятся избежать зачатий, а обоюдное желание иметь детей приводит к юридическому оформлению отношений.
Длительное сожительство чаще встречается в странах, где активно практикуются «пробные браки». Например, в Швеции добрачное сожительство является признанным социальным институтом. Брак утратил значение акта, узаконивающего сексуальные отношения двух людей. Нормативная действенность формальных браков снижается. При длительном сожительстве рождение детей обычно приветствуется.
Изменяется характер семьи повторного брака. Американские социологи утверждают, что в США по крайней мере четвертая часть повторных браков представлена парами, живущими в «гражданском» браке, и еще не менее четверти супругов, оформивших впоследствии свой брак в официальном порядке, начинали с незарегистрированного официально совместного проживания. О разведенных и овдовевших говорят, что они не спешат узаконивать повторный брак. Распад прежней семьи или смерть одного из супругов уже посеяли семена недоверия к прочности человеческих отношений. Это касается и ребенка от предыдущего брака. Поведение взрослых регулируется мотивами избегания неудач. Но ребенок при новых условиях своей жизни, когда кто-то «просто живет» с его мамой или папой, не чувствует стабильности и безопасности. Подобные опасения могут испытывать и дети в первичных «гражданских» браках.
Партнерство, социально, психологически и сексуально оправдавшее себя, имеет больше шансов стать официальным браком. Для реализации альтернативных форм семейной жизни паре необходимы силы и умения, чтобы противостоять давлению общественных норм. Иногда проще согласиться с большинством, считающим, что «свободное сожительство» не является полноценной заменой законному браку.
Сильнейшим аргументом в пользу последнего остаются интересы детей. В семьях, где пара не связана законным браком, обязательства партнеров основаны прежде всего на эмоциональных связях. Люди, предпочитающие браку эту альтернативу, считают, что отношения должны сохраняться до тех пор, пока они удовлетворяют потребностям связанных ими людей. Приверженцы традиций указывают, что при отсутствии юридически оформленного контракта пары чаще склонны расходиться при возникновении проблем и конфликтов, и что та свобода, с которой они расстаются друг с другом, перерастает в самую большую проблему, если у пары есть дети. Дети с обостренной чувствительностью воспринимают внутреннюю организацию семьи и свое положение в ней. Общественные учреждения, в частности школа, все еще продолжают пользоваться традиционными понятиями. Более толерантно относятся к фактическим бракам жители крупных городов, поскольку в мегаполисах очень высока мобильность и автономия отдельной семьи. Ребенок может ощущать дискомфорт, живя с родителями, чей брак не зарегистрирован официально. Взрослые должны поддерживать сплоченность членов семьи, сохранять постоянство своих привязанностей друг к другу, тогда и вне дома ребенок будет держаться уверенно и с достоинством.
Традиционные и новые формы семейной жизни не являются полностью независимыми: дети, выросшие в семье, основанной на законном браке, заняты поиском альтернатив. Благодаря конкуренции жизненных моделей повышаются требования к качеству брачно-семейных отношений.
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 910;