Альтернативные браки 2 страница
Контрольные вопросы
1. В каких случаях можно говорить о нарушениях семейного функционирования?
2. В чем состоит общественная необходимость семьи?
3. Какие семейные уклады распространены в большей степени?
4. Каким образом соотносятся понятия «брак» и «семья»?
5. Каково значение полифункциональности семьи?
6. Каково современное состояние социального института семьи?
7. Какой смысл вкладывается в понятие «функциональная ценность члена семьи»?
8. Можно ли из специфики выполняемых семьей функций выводить специфику самой семьи?
9. Назовите отличия семьи от других малых групп.
10. Охарактеризуйте основные функции семьи.
11. Почему общество заинтересовано в официальной регистрации брака?
12. Проанализируйте роль семьи в жизни общества и отдельного индивида.
13. Раскройте основные направления и характер изменений функций семьи на современном этапе.
14. Рассматривая семью как систему отношений, о какого рода отношениях ведут речь специалисты?
15. Укажите основные особенности современного брака в европейской культуре.
16. Верно ли, что для представителей некоторых социальных слоев эндогамия оказывается предпочтительной?
17. Почему социальная гомогенность супругов рассматривается как условие стабильности брака?
18. В чем состоит специфика межнационального брака?
19. Какие факторы обусловливают прочность полигамии?
20. Каковы психологические основания моногамии?
21. Назовите экономические, социокультурные и психологические причины серийной моногамии.
22. Как воспринимается развод в современном обществе?
23. Какие закономерности развития эмоциональных отношений ярко проявляются в супружеском союзе?
24. Можно ли говорить о преимуществах официального брака?
25. Почему фактические браки становятся все более популярными?
26. Каковы функции мужчины и женщины в традиционной патриархальной семье?
27. В чем заключается своеобразие семейной роли русской женщины?
28. Как распределяются сферы влияния мужчины и женщины в неопатриархальной и неоматриархальной семье?
29. Какие психологические трудности присущи эгалитарной семье?
30. Охарактеризуйте перспективы развития бикарьерной семьи.
31. Охарактеризуйте возможные психологические трудности, которые могут возникать при межэтническом браке.
Литература
1. Абулъханова-Славская КМ, Стратегии жизни. — М., 1991.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.
3. Аккерман Н, Семейный подход к супружеским расстройствам. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.
4. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.
5. Алексеев М.Ю., Крылов КА. Особенности национального поведения. — М., 2000.
6. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). — М., 1998.
7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М., 1996.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб., 1992.
9. Берн Э. Лидер и группа. — Екатеринбург, 2000.
10. Бич С., Сандин Э., О'Лири К. Модель депрессии на основе супружеской дискордантности. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.
11. Буланакова МА. Брак и регламентация социальной жизни женщины в стюартовском обществе. // Яросл. пед. вестник. — 2001. № 2.
12. Всемирная энциклопедия: Философия. / Главн.науч.ред. и сост. А.А.Грицанов. — М., 2001.
13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.
14. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.—СПб., 1998.
15. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. — Тула, 1992.
16. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.
17. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII — XX вв.). — М., 1997.
18. Искандер Ф. Избранное. — М., 1988.
19. Келли Г. Две функции референтных групп. / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М., 1984.
20. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1988.
21. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1995.
22. И.С. Кон. Ребенок и общество. — М., 1978.
23. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. — М., 1997.
24. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.
25. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.,1999.
26. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. — СПб., 1996.
27. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1996.
28. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.
29. Мольтманн-Венделъ Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. // Вопросы философии. — 1991. — № 3.
30. Москаленко В.Д. Что угодно для души? — М., 1991.
31. Мудрик А.Е. Социальная педагогика. — М., 1999.
32. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М., 1999.
33. Навайтис Г. Семья и...психолог. — Калининград, 1996.
34. Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии./ Семейная психотерапия. — СПб., 2000.
35. Основы социально-психологической теории. / Под общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.
36. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. — М., 1993.
37. Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб. — М., 1997.
38. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.—М., 1998.
39. Уэделл М. Семья и ее динамика. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.
40. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. — СПб., 2001.
41. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — М., 1979.
42. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.
43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.
44. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежных теорий трудовой мотивации. — Ярославль, 1985.
45. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999.
ГЛАВА 2
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Определение понятия «жизненный цикл семьи».
Стадии жизненного цикла
Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с семьей на протяжении всего ее существования, используется понятие «жизненный цикл семьи». Считается, что оно введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов XX в.
Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо (например цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым, очень точно определяют присущие семье изменения. С одной стороны, можно говорить о законченном ряде явлений - отдельная семья начинается с момента заключения брака и заканчивается в момент распада семьи или смерти супругов. С другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное время создают свои семьи, повторяя таким образом цепь характерных для семьи событий и позволяя говорить о кругообороте за определенный период времени.
В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».
Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления.
В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства.
С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так, еще П. Сорокин выделял 4 стадии:
· брачная пара в момент образования;
· семья с маленькими зависимыми детьми;
· семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;
· стадия отделения всех детей.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
· стадия предродительства;
· стадия репродуктивного родительства;
· стадия социализированного родительства;
· стадия прародительства.
Содержание стадий следующее.
Стадия предродителъства — это период вступления в брак и зачатия первенца. Супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью».
Стадия репродуктивного родительства — это стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений.
Стадия социализированного родительства — это стадия воспитания детей, которая для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать «продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить со своими родителями.
Стадия прародительства наступает с появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекращения стадии «социализированного родительства», если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов.
Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.
Следует отметить, что за последние 50—100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же «репродуктивного периода» (в терминах А.И. Антонова), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье. А.И. Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:
I стадия — примерно 1,1 года;
II стадия — 2,5 года;
III стадия (если считать от момента рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка) — 14,9 лет плюс 8 лет периода «продолженной социализации»;
IV стадия — 19,9 лет.
В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:
· период добрачного ухаживания;
· молодая брачная пара без детей;
· семья с маленькими детьми;
· семья с детьми-школьниками или подростками;
· отделение детей от родителей;
· супружество в позднем возрасте.
Развитие семьи можно рассматривать по аналогии с развитием индивида как чередование этапов спокойного и бурного развития. Момент перехода от одной стадии развития к другой обозначается как кризис.
При этом семья так же, как и индивид, при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» — он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.
Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов. Задачей психолога, таким образом, будет помощь в преодолении кризиса, перехода из одной стадии жизненного цикла семьи в другую.
Задачи развития семьи. Стадии родительства
На каждой стадии жизненного цикла семьи по аналогии с жизненным циклом индивида можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.
1. Молодая семья:
· дифференциация от родительской семьи; » установление границ общения с друзьями и родственниками;
· разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.
2. Семья с маленьким ребенком:
· реорганизация семьи для выполнения новых задач;
· поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;
· согласование личных и семейных целей.
3 Семья с ребенком-школьником:
· перераспределение обязанностей;
· проявление участия при наличии проблем с учебой;
· распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
4. Семья с ребенком-подростком:
· перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
· изменение типа родительского поведения и ролей;
· подготовка к уходу подростка из дома.
5. Семья как «стартовая площадка» для ребенка:
· сепарация ребенка от семьи;
· корректный уход из дома;
· поступление в колледж, на военную или иную службу.
6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:
· пересмотр супружеских взаимоотношений;
· пересмотр распределения обязанностей и времени;
· адаптация к уходу на пенсию.
На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.
Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.
1. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка. Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского поведения.
2. Стадия выкармливания длится примерно 2—3 года — до того момента, когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с потребностями малыша.
3. Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.
4. Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.
5. Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.
6. Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.
Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и наоборот.
2. ЭТАП ДОБРАЧНОГО УХАЖИВАНИЯ
Задачи развития на этапе добрачного ухаживания
Период ухаживания, строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака. Для того чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:
· научиться устанавливать близкие интимные отношения;
· научиться ритуалу ухаживания, т. е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;
· освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;
· определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящим для них является какой-либо иной способ проживания жизни.
Решение каждой из задач может столкнуться с рядом затруднений и породить поведенческие нарушения или эмоциональные проблемы, требующие профессиональной помощи психолога.
Задача установления интимных отношений. Первоначально задача достижения интимности встает как задача установления близких отношений со сверстниками сначала своего пола как психологически более понятного и близкого. Ее решение начинается, как правило, еще в подростковом возрасте, когда подросток продолжает жить внутри родительской семьи. Вовлекаясь в отношения со сверстниками, подросток должен ослабить эмоциональную связь с семьей. Процесс установления близких отношений с ровесниками в терминах психоанализа обозначается как «нахождение объектов любви вне семьи». В качестве способа решения этой задачи выступает дружба, так как это первая самостоятельно выбранная подростком привязанность.
Ослабление эмоциональной зависимости от родительской семьи протекает более или менее болезненно. Обычно ни родители, ни дети этого не хотят, хотя и неосознанно. Нормальное, адаптивное развитие в этом возрасте заключается в том, что подросток остается включенным в обе группы — семью и сверстников, не разрывая полностью связь ни с одной из них и в большей или меньшей степени соответствуя критериям «нормальности» в каждой из них. Возникающие проблемы обычно приближаются к одному из двух полюсов. Первый состоит в неспособности подростка отделиться от семьи (либо в неспособности семьи отпустить подростка) и наладить соответствующие отношения со сверстниками. Мальчик или девочка продолжают быть «домашними детьми», сохраняя тесные эмоциональные связи с родителями. Обычно они послушны и исполнительны, хорошо учатся, часто посещают кружки и секции. Родители таких детей могут не волноваться по поводу нежелательных компаний, опасных увлечений или поздних возвращений домой. Как правило, их поведение не вызывает беспокойства ни у родителей, ни у других взрослых, так как полностью соответствует «взрослым» критериям хорошего ребенка. Опасность такого положения заключается в том, что поведение этих подростков не воспринимается сверстниками как «нормальное».
Они получают титулы «маменькиных сынков», «зубрил», «подлиз» и т. п. и не имеют возможности найти себе друзей и научиться устанавливать отношения с кем-то, кто не готов сразу и безоговорочно признать их достоинства, и чем дольше сохраняется такое положение, тем меньше остается возможностей для его изменения. Задача психолога при необходимости вмешательства в эту ситуацию — убедить родителей и подростка, что его поведение должно быть изменено таким образом, чтобы оно больше походило на поведение его ровесников. Возможно, потребуется обучение подростка особенностям этого поведения.
Противоположный полюс заключается в слишком резком отрыве подростка от семьи, неспособности сохранить хорошие отношения с родителями и соответствовать их представлениям о «нормальности». Особенно часто подобные тревоги родителей могут касаться полоролевого или сексуального поведения подростка. В данном случае задача психолога будет заключаться в первую очередь в том, чтобы выяснить, действительно ли поведение подростка является отклоняющимся или представляет собой вариант возрастной нормы.
В настоящее время подростки часто не задерживаются на стадии дружбы, а переходят к ухаживанию. Как правило, слишком раннее начало ухаживания, т. е. переход к полоролевым отношениям в ущерб дружбе, приводит к превалированию ритуального, ролевого компонента в поведении, что способствует обеднению личности подростка. С другой стороны, молодой человек, не перешедший к ухаживанию даже по достижении юношеского возраста, скорее всего не освоил в должной мере стереотипных навыков поведения в полоролевом контакте и будет восприниматься сверстниками, а часто и самим собой как не соответствующий возрастной норме.
Задача научения ритуалу ухаживания. Период ухаживания для молодых людей в современном обществе длится довольно долго. Обучение ухаживанию начинается, как правило, в подростковых группах. Взаимодействие с лицами противоположного пола в смешанной компании воспринимается как более безопасное по сравнению со свиданиями. Компания предоставляет подростку или юноше возможность совершить некоторые собственные открытия и приобрести информацию относительно существующих в обществе установок по поводу половых ролей и сексуального поведения, не ощущая при этом необходимости в слишком тесных отношениях с противоположным полом.
Постепенно молодые люди переходят к взаимодействию в парах, и первые свидания, даже если они не связаны с чувством глубокой влюбленности, выполняют ряд важных функций.
1. Развлечение — возможность развлечься, повеселиться со сверстником противоположного пола.
2. Социализация — возможность для представителей противоположного пола узнать друг друга и развить подходящие способы взаимодействия.
3. Статус — возможность поднять свой статус в группе сверстников, появившись среди них с достойным партнером.
4. Секс — возможность приобрести сексуальный опыт или получить сексуальное удовлетворение.
5. Товарищеские отношения — возможность обрести друга противоположного пола, с которым можно общаться и вести общие дела.
6. Выбор брачного партнера — возможность завязать отношения с представителем противоположного пола с целью выбора супруга.
7. Интимность — возможность установить близкие отношения с человеком противоположного пола.
Можно отметить, что по мере взросления нарастает доля мотивов, связанных с возможностью брака или интимностью. Существуют выраженные тендерные различия: юноши более часто выбирают секс в качестве главного мотива свиданий, в то время как девушки большее значение придают интимности.
Ухаживанию, как и любому другому коммуникативному навыку, молодому человеку приходится учиться, и, как и в большинстве других коммуникативных навыков, в нем содержатся как элементы ролевого поведения, так и элементы индивидуально-личностных проявлений. Они должны быть определенным образом сбалансированы. Не владеющий ритуальными ролевыми стереотипами ухаживания молодой человек при полоролевом общении воспринимается сверстниками как девиант, чье поведение вызывает тревогу и избегание. В то же время традиционные способы ухаживания могут скорее помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Такое излишне ритуализированное поведение часто имеет место в случае проблем с самооценкой и идентичностью: страх быть отвергнутым заставляет строить поведение на основе желания угодить другому, а не удовлетворить свои собственные важные внутренние потребности.
Несформированная взрослая идентичность может порождать и другие крайности, такие, как случайный секс, напускная холодность и грубая прямота. Подобное поведение также не способствует возникновению близости и интимности.
Если период ухаживания длится слишком долго, вероятность заключения брака в итоге падает. Это относится как к истории отношений с отдельным партнером, так и к периоду ухаживания в целом. Вероятно, это может быть объяснено тем, что складывается и закрепляется определенный стереотип проживания жизни, и чем дольше он существует, тем ригиднее становится.
Задача овладения собственной сексуальностью. Соответствовать родительским, а также своим собственным представлениям о «нормальности» может оказаться особенно трудно в сексуальном поведении. Сексуальное поведение в подростковом или юношеском возрасте носит отчетливо экспериментальный характер. Это вызвано и любопытством, и желанием сексуальной разрядки, но главным образом — необходимостью овладения собственной сексуальностью. Эта задача ни в коей мере не снимается даже в том случае, если первый сексуальный опыт связан с влюбленностью. Вопрос о нормальности своего сексуального поведения, его границах, этичности обязательно вызывает озабоченность и переживания у молодых людей.
В настоящее время в обществе наблюдается гораздо большая свобода относительно вопросов секса. Они чаще и более откровенно обсуждаются в средствах массовой информации, сексуальные влечения постоянно стимулируются демонстрациями сексуальности, сексуальная привлекательность признается личностным достоинством и считается ценным и желательным качеством. Общественные нормы и правила, касающиеся сексуального поведения, стали значительно менее жесткими и директивными, причем это относится как к мужскому, так и к женскому сексуальному поведению. Однако все это вовсе не уменьшает сложностей, связанных с его освоением. Напротив, современные молодые люди имеют столь же выраженные сексуальные импульсы, что и их предшественники, но овладевать ими приходится в условиях, когда правила и нормы управления сексуальностью являются чрезвычайно размытыми, а осваивать их — в момент, когда собственное эго еще чрезвычайно слабо. В связи с этим, несмотря на обилие литературы по вопросам пола, многие молодые люди имеют искаженные представления о своей сексуальности.
Проблемы и переживания, связанные с сексуальным поведением, обусловлены еще и тем, что человеческая сексуальность никогда не была и не будет сексом в чистом виде. Секс человека всегда больше, чем просто секс. Движущей силой сексуального поведения молодых людей часто являются эмоциональные потребности, которые не имеют к сексу никакого отношения. Секс становится средством выражения и удовлетворения несексуальных потребностей. Американские психологи, обобщая данные исследований, выделяют наиболее часто встречающиеся скрытые мотивы сексуального поведения подростков и молодежи.
1. Секс как наказание кого-либо. Секс может быть средством выражения враждебности, когда молодые люди или кто-то один из них вступают в сексуальные отношения, чтобы досадить партнеру, создать ему проблемы, вызвать у него неприятные эмоциональные переживания. В качестве «наказываемого» может выступать и какое-то третье лицо, например бывший возлюбленный, родители и т. п.
2. Секс как средство благодарности или оплаты. В этом случае молодые люди вступают в сексуальные отношения, чтобы отблагодарить или не остаться в долгу, например, заполученные в подарок вещи, хорошее отношение со стороны партнера, за его заботу и внимание.
3. Секс как средство управления поведением партнера. В этом случае к сексуальному поведению прибегают, когда хотят связать партнера какими-либо обязательствами («Теперь ты должен на мне жениться»), вызвать у него чувство вины, заставить его повести себя каким-то определенным образом («Я сделала это, чтобы удержать его»).
4. Секс как способ повышения самооценки. В этом случае в сексуальные отношения вступают для подтверждения своей собственной привлекательности в глазах партнера («Я покажу тебе, что я неотразим»), в глазах третьих лиц («Спорим, что я ее добьюсь»), в своих собственных («Нет женщины, которая бы устояла передо мной»).
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1141;