Экологические налоги
Система экономических инструментов природоохранной деятельности государства включает в себя:
• налоговую политику;
• субсидии и льготное кредитование;
• ускоренную амортизацию природоохранных фондов;
• продажу прав на загрязнение;
• использование принципа «залог—возврат»;
• штрафы;
• платежи за загрязнение и размещение отходов. Наиболее эффективными из перечисленных инструментов
являются экологические налоги. Они повышают стоимость продукции и делают ее примерно адекватной затратам природных ресурсов, а также адекватной нанесенному экологическому ущербу. В этом случае нанесенный ущерб компенсирует сам загрязнитель, а не все общество. С помощью такого приема реализуется принцип «загрязнитель платит».
С позиций охраны ОС и экологизации производства необходимо предусматривать повышенные налоги на материало-и энергоемкую технику, а также на природоэксплуатарующие отрасли, которые находятся в начале технологической цепочки «природа—конечный продукт». Эта мера снизит эффективность инвестиций в развитие сырьевых природоемких отраслей и заставит бизнес переключиться на высокотехнологичную экологосбалансированную деятельность. В свою очередь, обрабатывающие и малоотходные отрасли должны облагаться пониженными стимулирующими налогами.
В некоторых странах введен налог на выбросы углерода в атмосферу от сжигания ископаемого топлива. Введение «угле-. родного налога» стимулирует более широкое использование альтернативных источников энергии и посадку лесов, связывающих техногенный углерод. Современная мировая система налогообложения такова, что плата за природопользование пополняет бюджет совсем незначительно—лишь на несколько процентов. Тем самым неявно поощряется природоэксплуатирующая деятельность предприятий. Представляется целесообразным существенно увеличить плату за право пользования природными ресурсами, а также экологические налоги. Это создаст стимул для снижения природоемкости экономики и снизит вредное воздействие сырьевых отраслей на ОС.
Одним из главных недостатков рыночных отношений является то, что многие из природных услуг в рыночных потоках не участвуют. Такие природные услуги как опыление посевов пчелами и ветром, сдерживание наводнений лесами воспринимаются бизнесом как бесплатные услуги. Экологические налоги — это самый убедительный аргумент в нецелесообразности таких, например, видов деятельности как масштабное сжигание угля и рубка деревьев, использование пестицидов и одноразовой тары или использование цианидов при добыче золота. Такие виды деятельности следует облагать налогами в большей мере. Подобному сдвигу в структуре налогообложения необходимо организовать широкую общественную поддержку.
Ведущие страны Европы снизили подоходные налоги, одновременно повысив налоги на экологически разрушительные виды деятельности. Например, они обложили повышенными налогами выбросы соединений углерода и серы (Швеция), захоронение отходов (Англия), загрязнение воды (Франция), продажу пестицидов (Дания), продажу электроэнергии (Германия), продажу ископаемого топлива (Италия), продажу моторного топлива (Испания).
В значительном совершенствовании нуждается система государственных субсидий. В начале XXI в. их общий мировой объем составлял 700 млрд долларов. Эти денежные пособия должны предоставляться, прежде всего, для стимулирования экологосбалансированных видов деятельности. В настоящее время субсидии играют антиэкологическую роль, то есть подрывают состояние окружающей среды. Получается, что мир ежегодно тратит огромные деньги на субсидирование собственного разрушения. Особенно ярко это проявляется в топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах. Германия, например, в огромных объемах субсидирует добычу угля на убыточных шахтах, хотя дешевле эти шахты закрыть и платить шахтерам пособия. Китай вводит запрет на сжигание угля в Пекине и Шанхае, где уровень загрязнения воздуха один из самых высоких в мире.
В сельском хозяйстве правительства субсидируют использование удобрений и пестицидов, субсидируют использование моторного топлива и воды для ирригации, удерживая тем самым на низком уровне цены на продовольствие. Такая политика, например, привела к истощению поверхностных и подземных вод в Индии, Китае и многих других странах. Когда в том или ином регионе продукты питания производятся за счет чрезмерного использования воды, создается ложное ощущение продовольственной обеспеченности. В последние годы в Китае осуществляется программа повышения цен на воду и постепенного сокращается субсидирования использования воды.
Разумнее направить субсидии на финансирование экологически конструктивных видов деятельности, на инвестирование энергетики возобновляемых ресурсов, на ограничение высокой рождаемости в развивающихся странах, на защиту почв от ветровой эрозии. Потенциал перехода с деструктивных субсидий на конструктивные субсидии огромен. Сегодня нужно субсидировать не разработку полезных ископаемых, а вторичное использование материалов, не ориентацию наличный автомобиль, а использование современных общественных транспортных систем.
Прошло то время, когда эксплуатацию природных ресурсов можно было усиливать быстрыми темпами. Сегодня природные ресурсы являются дефицитным товаром, что требует неотложного реструктурирования экономики. Только эта мера позволит сбалансировать глобальную экономику и ограниченные возможности биосферы.
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 571;