Образование единого централизованного государства
XIV век стал переломным в судьбе русского народа и русского государства. В это время произошел мощный пассионарный толчок и, по словам Л.Н. Гумилева, пассионарность, как катализатор, спаяла рыхлую массу в монолит — Россию. Нарождался новый этнос, и в 1380 г на Куликово поле пошли уже не московиты, тверичи, рязанцы, смоляне, новгородцы — пошли русские Начался процесс, превративший раздробленную Древнюю Русь в Великую Россию. Городом, вокруг которого происходило объединение русских земель, стала Москва. Первое упоминание в летописях о Москве,( как известно, относится к 1147 г. По мнению профессора И.Д. Беляева, второе известие о Москве относится к 1175 г. В этом году четверо князей, ехав из Чернигова . во Владимир для занятия Владимирского княжения по смерти Андрея Боголюбского, останавливались в Москве и принимали там посольство от суздальцев и Владимирцев. А под 1213 г. летопись уже упоминает об особом московском князе Владимире Всеволодовиче. Таким образом, на пространстве 148 лет от первого известия о Москве мы находим в летописях девять упоминаний о ней. Историки много спорили о том, почему именно Москве было-суждено стать столицей нового государства. Это объясняли и ее выгодным географическим положением, и генеалогическим положением ее князей, и поддержкой со стороны православной церкви. Так или иначе, московские князья сумели добиться важных политических успехов, и прежде всего расширить свою территорию. Ключевский называет пять главных способов расширения территории Московского княжества: скупка земель, вооруженный захват, захват дипломатический (с помощью Орды), служебный договор с удельным князем, расселение за Волгу. В итоге к середине XV в. Московское княжество было уже самым большим на Руси. Московское княжество стало выделяться с того времени, когда московским князем сделался сын Александра Невского Даниил (1276—1303). Даниилу удалось захватить Коломну у рязанских князей и получить по наследству Переяславское княжество. Сын Даниила Юрий присоединил к Московскому княжеству Можайск, после чего решил бороться с тверским князем Михаилом за получение от Золотой Орды ярлыка на великое княжение. В конце концов ярлык на великое княжение получил брат Юрия — Иван Даниилович Калита (1325—1340). Иван Калита присоединил к Московскому княжеству ряд городов — Углич, Белозерск, Галич. В полной зависимости от Ивана Калиты находилось Ростовское княжество. Москва становится центром борьбы за национальную свободу, единство и государственную независимость Руси. В княжение Калиты Москва сделалась постоянным местопребыванием главы русской церкви — митрополита и тем самым стала церковным центром. Преемники Калиты — Семен (1340—1353) и Иван II (1353—1359) продолжали увеличивать территорию Московского княжества. При внуке Калиты — Дмитрии Ивановиче Донском (1359—1389) Московское княжество вело борьбу с тверскими князьями, которые заключили союз с Литвой и опирались на Золотую Орду. В итоге тверской князь Михаил заключил с Дмитрием Ивановичем мир и признал его «братом старейшим». Московское княжество в это время было настолько сильным, что сделало попытку освободиться от татарского ига. Важной вехой в этом процессе стала состоявшаяся в 1380 г. Куликовская битва — одно из величайших сражений в нашей истории.
Образование централизованного государства— прогрессивное явление, так как создает более благоприятные условия для экономического и культурного развития, повышения обороноспособности. Все государства, пережившие период феодальной раздробленности, приходят к централизованному государству, если этому не мешают внешние причины. Одновременно с Россией процессы централизации происходили в Западной Европе: Франции, Англии, Испании, Швеции, а также на Востоке: в Корее и Китае. Но, как обычно, у нас данный процесс имел свои особенности: во-первых, если в Европе централизация происходила на этапе разложения феодализма, одновременно с началом формирования единого внутреннего рынка, то в России централизация сопровождалась укреплением и развитием феодализма, ростом крепостничества в масштабах страны. В результате объединение имело недостаточные экономические предпосылки при явно выраженных предпосылках политических. Во-вторых, особенности России определялись более слабым, чем в Европе, развитием городов. В итоге ведущей социальной силой объединения стали не горожане и торговцы, как на Западе, а землевладельцы: сначала боярство, а потом дворянство. Третьей особенностью стала особая роль политической власти из-за внешней опасности.
Новый период в отечественной истории — период Московской Руси — начинается, по мнению Ключевского, с середины XV в., а точнее, с 1462 г., когда на великокняжеский стол вступил Иван III. Почувствовав себя в новом положении, московская власть стала искать для себя новые формы, которые соответствовали бы этому положению. Иван III вторым браком женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Этот брак имел значение политической демонстрации — наследница павшего византийского дома перенесла его державные права в Москву. После окончательного падения ига в 1480 г. Иван III выходит на международную арену с титулом Государя всея Руси, который был формально признан Литвой в договоре 1494 г. В отношениях с менее значительными иностранными правителями Иван III именует себя царем, что в то время означало властителя, который никому не платит дани. 3 февраля в Успенском соборе московского кремля впервые короновался внук Ивана Ш царевич Дмитрий. Власть московских государей получила освященный Богом авторитет, и на предложение германского императора пожаловать ему королевский титул Иван Ш ответил: «Мы, Божьей милостью, государи в своей земле изначала, а постановление имеем от Бога». В 1547 г. Иван 1У впервые венчался на царство. С конца XV в. на печатях московского князя появляется византийский двуглавый орел, а в летописях того времени фиксируется новое родословие русских князей, восходящее к римским императорам. Позднее, при Иване IV, возникнет идея о том, что Москва — это Третий Рим. Идея о всемирной роли «Москвы – третьего Рима» овладела русским народом, московский великий князь стал рассматриваться «царем всего православия», а русская церковь – достойной преемницей греческой церкви.
Существенным явлением стало деление государства не на самостоятельные княжества и даже не на уделы, а на простые административные единицы – уезды во главе с представителями центральной власти.
Следует отметить, что Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и многие другие народы.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 552;