Психогенные дискинезии
Безусловный интерес представляют в плане аффективной патологии и так называемые функциональные судороги — писчий спазм, при котором «буквы становятся неуклюжими, неправильными, разорванными, разбитыми», и больному не удается написать ни одною слова без затруднения и искажения. Сводимые, как правило, к чисто профессиональным факторам, эти явления возникают, однако, и в рамках стертой депрессии, развившейся в связи с какими-то аффективно значимыми для больных обстоятельствами. Чувство болезненной «усталости в руке» с «неуверенностью» почерка и тремором пальцев постепенно сменяется судорожным сокращением мышц кисти и предплечья или, наоборот, полным их расслаблением, «как при параличе», уже при одной только необходимости выполнения тонких профессиональных движений. Не возникающие при всякой другой работе, эти функциональные расстройства находятся в столь тесной зависимости от настроения и эмоций больного, что каких-либо сомнений в аффективной природе подобных нарушений не остается в конце концов и у самих пациентов.
Преимущественно или даже чисто аффективная основа подобных состояний особенно очевидна в тех случаях, когда писчий спазм развивается у людей, вовсе не много пишущих, Речь идет, таким образом, не столько о функциональной перегрузке определенных групп мышц, сколько о чрезмерной аффективной напряженности, за которой стоит так или иначе чувство страха и тревоги.
Ложные профессиональные судороги и неопределенные, но чрезвычайно тягостные ощущения с жалобами на крайнюю и даже болезненную усталость в области только правого плеча или всех мышц плечевого пояса нередки у пианисток и все чаще встречаются на фоне депрессии и астении у машинисток. Возникающие то здесь, то там мышечные спазмы и «маленькие контрактуры» становятся причиной жалоб подобных пациентов на «большие боли» и расцениваются обычно как симптомы неврита или миозита. Характерно, что жалобы на слабость в конечностях или дрожь, спазмы, боль и другие патологические ощущения нередко предшествуют движению и появляются подчас уже при одной мысли о необходимости тягостного действия, аффективно значимого для больного. В общем ряду психогенных дискинезий должна рассматриваться, очевидно, и значительная часть случаев так называемой профессиональной вегетативной полиневралгии с жалобами на глухую, неопределенную, «тоскующую» боль (в основном в области предплечий) с парестезиями дистальных отделов верхних конечностей и ощущением их «одеревенелости», непослушности по утрам, эти неприятные и тягостные ощущения исчезают днем и снова возобновляются вечером, резко усиливаясь по ночам и сочетаясь с бессонницей. Акропарестезии, граничащие с мучительной болью в концевых фалангах пальцев рук, резко обостряющиеся ночью и не дающие работать по утрам, нередки в клинике депрессивных состояний невротического круга. Болезненные ощущения, возникающие в кистях рук, могут распространяться в дальнейшем на область предплечий и даже весь плечевой пояс и сопровождаются, как правило, выраженным гипергидрозом ладоней и другими вегетативными нарушениями. Следует остановиться, наконец, на вопросе о роли аффективных расстройств в развитии приобретенной спастической кривошеи. Патогенез ее считается во многих случаях неизвестным, а лечение безуспешным. Четкая связь кривошеи с психопатическим предрасположением и слишком частое сочетание ее с психическими расстройствами (и прежде всего с нередко предшествующей ей многолетней меланхолией) уже отмечались клиницистами; Функциональная спастическая кривошея, не связанная ни с тяжелыми нейроинфекциями, ни с какими-либо органическими повреждениями костно-мышечного аппарата, резко усиливается не столько при физической работе (в процессе которой она может даже исчезать), сколько при волнении, под влиянием чувства стеснения и застенчивости, страха и боязни насмешен. Именно аффективным состоянием больного обусловлена в конечном счете прямая зависимость спастического сокращения шейных мышц от умственного представления и направленности внимания.
В истоках гиперкинеза, выступающего на определенном этапе заболевания в роли единственного по видимости и как бы автономного явления, может лежать депрессия и тревога.
Особое значение в образовании патологического стереотипа приобретают при этом ятрогенные влияния, связанные с неадекватной терапией.
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 1862;