РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ПРАВА

Лекция 14. Основные теории возникновения права и его сущности

План

1. Основные теории происхождения права.

2. Современные трактовки происхождения права.

3. Основные трактовки сущности права.

Литература

1. Аннерс Э. История европейского права. – М., 1994.

2. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // ГиП. - 1994. - № 3.

3. Зивс С.А. История права. – М., 1982.

4. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права: Учеб. пособие по правоведение для 10-11 классов средней школы. – М., 1997.

5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

7. Общая теории права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

8. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. – М., 1994.

9. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. – М., 1996.

10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

11. Сырых В.Л. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

13. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под. Ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

14. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учеб. заведений. – М, 1995.

 

1. Основные теории происхождения права

Представления о возникновении права обычно излагаются вместе с концепциями происхождения государства. Но, как отмечают авторы учебника «Теория государства и права» под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, они «содержат немало специфического».

Исторически первой стала теологическая теория происхождения права. В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели прежде всего в воле богов. Их ближайшими правовестниками провозглашались священнослужители и обожествляемые правители.

Однако уже в Древней Греции источником права наряду с божественной волей признавался разум человека: «правление лучших» (у Сократа и Платона), «правление средних» (у Аристотеля). По происхождению Аристотель делил право на естественное и условное (человеческое).

В Древнем Риме признавалось влияние на власть законов как божественных, так и человеческих дел, и отсюда выводилось естественное право, которому природа научила все живое, и право народов.

В средние века, начиная с Фомы Аквинского, католические теологи уточняли, что право – это прежде всего Богом данные основные принципы взаимоотношений между людьми, а законы, как и государство, это творение человеческого разума. Так как люди грешны, то разрабатываемые ими законы могут быть несправедливыми, нарушающими божественные заповеди. В этом случае люди могут не выполнять их и восставать против своих правителей.

Следующий по времени разработки стала теория естественного права. Возникнув еще в Античном мире, она получила теоретическое обоснование в XVII-XVIII в. Сторонники этой теории считают, что есть позитивное право, которое создается людьми, государством, и естественное право, источник которого разные мыслители объясняли по-разному. У Г. Гроция, например, это природа человека, у Вольтера – живая природа. Но во всех случаях признается, что естественное право возникает само по себе, а люди как-либо образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В конце XVIII – начале XIX в. возникла историческая школа права, видными представителями которой были Г. Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта. Они отрицали существование естественного права. Но позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а является закономерным историче5ским продуктом народной жизни.

Во второй половине XIX в. сложилась позитивистская теория права. Ее основателем можно считать И. Бентама, который утверждал, что право – это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. В XIX в. позитивизм стал одним из основных направлений теории права. Вслед за Бентамом П. Лабанд в Германии, Д. Остин в Англии, Г. Шершеневич в России утверждали, что право является порождением государства.

Во второй половине XIX в. появилась социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из классовой природы государства и права. В марксистском понимании право – это возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. продукт деятельности государства, как и в классическом позитивизме.

В начале ХХ в. Л. Петражицким и др. была разработана психологическая теория права. Ее сторонники утверждали, что есть «официальное право» установленное государством, и право, осознаваемое людьми в виде особых переживаний. Если «официальное право» возникает вместе с государством, то индивидуальное право вместе с человеком, т.е. естественным путем.

В конце ХХ в. все более широкое распространение получает теория возрожденного естественного права, утверждающая определяющее значение ценностных, нравственных начал в праве. К ним относят свободу, справедливость и естественные неотъемлемые права человека, которые, по мнению сторонников этой теории, возникают в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного, т.е. создаваемого государством права.

2. Современные трактовки происхождения права

Необходимым условием существования общества является регулирование отношений, возникающих между составляющими это общество людьми и их объединениями, т.е. социальное регулирование. Социальное регулирование бывает двух видов: позитивное и индивидуальное. Первое носит общий характер, его нормы (правила) адресованы всем членам общества или его части и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту, является индивидуальным требованием поступить определенным образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой, т.к. нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействию на конкретного индивида, а индивидуальное невозможно без общего, т.е. нормативного.

Социальное регулирование возникает вместе с человеческим обществом. Первоначально основным регулятором общественных отношений были обычаи. Позже появились тесно связанные с обычаями нормы морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются в единичный нормативный комплекс, который у многих народов стали называть правдой, правом. Как считают некоторые российские ученые (Нерсесянц, Спиридонов, Лазарев и др.), в этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдение всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

В условиях социальной дифференциации общества возникает противоречие между установленной обычаями формой общественных отношений и их изменившимся содержанием, начинается нарушение обычаев.

Возникающий аппарат публичной политической власти использовал эту власть прежде всего для пресечений нарушений обычаев и осуществления мер принуждения к лицам, их совершавшим. В результате возникают правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются публичной властью. Но так как обычаи изменялись медленно и не поспевали за темпами социального развития, появились новые формы закрепления права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Ученые выделяют 2 основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимала деспотическая собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа – в Древнем Египте, Законы Ману – в Индии, Коран – в мусульманских странах). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. В случае необходимости они дополняются новыми обычаями и конкретными, ненормативными, но имеющими силу закона установлениями деспота или его чиновниками.

В обществе же основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, прежде всего гражданское.

Но так или иначе в любом обществе с публичной политической властью, тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый публичной властью. Законодательное регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, начинает отражать интересы только части общества.

3. Основные трактовки сущности права

Сущность – это главное, основное в рассматриваемом явлении или процессе. Выяснение сущности права представляет особую ценность в процессе его познания.

В правоведении можно выделить два основных подхода к объяснению сущности права: классовый и общесоциальный.

В рамках классового подхода право понимается как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Таким образом, в этом случае сущность права заключается в том, что оно является средством для обеспечения главным образом интересов господствующего класса.

Сторонники общесоциального подхода считают, что ни при рабовладельческом строе, ни при феодализме право не играло существенной роли в системе социального регулирования, оставаясь традиционным, обычным. Классовую сущность имело не право, а регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

На первый план, согласно этой точке зрения, право выходит с утверждением буржуазного экономического и социального строя, когда господствующим стало юридическое мировоззрение, не имевшее ничего общего с классовой идеологией, основанное на идеях равенства, свободы, прав человека.

Это свидетельствует, по мнению сторонников социального подхода, о том, что в современном мире право имеет общесоциальную сущность, служит интересом всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. Человек в пределах своих прав свободен в своих действиях. На страже этой свободы стоит государство, которое гарантирует и защищает ее от посягательства. Это означает, что добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, а зло – нарушением этой нормы.

Кроме двух основных подходов в правоведении существуют религиозный, национальный, расовый и другие подходы к объяснению сущности права. Их сторонники считают, что право должно выражать соответственно религиозные, национальные или расовые интересы.








Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 1066;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.