Практическая психология старости 3 страница

вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и жела­нием спрятаться, чему способствует неосоз­наваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим (1,18).

Очевидно, что в случае стратегии адап­тации к старости по принципу «замкнутого контура» этот возраст трудно было бы счи­тать возрастом развития. Возможна, однако, альтернативная стратегия адаптации, когда пожилой человек стремится сохранить себя как личность, что связано с поддержанием и развитием его связей с обществом. В этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структури­зацию и передачу опыта. Другими словами, позитивная революция в старости возмож­на в том случае, если пожилой человек най­дет возможность реализовать накопленный опыт в значимом для других деле и при этом вложит в это частицу своей индивидуаль­ности, своей души. Тиражирование своего опыта, плодов своей жизненной мудрости делает пожилого человека значимым для общества (хотя бы с его собственной точки зрения) и тем самым обеспечивает сохран­ность и его связей с обществом, и самого чувства социальной причастности общест­ву. Спектр таких социально значимых ви­дов деятельности может быть самым широ­ким: продолжение профессиональной дея­тельности, писание мемуаров, воспитание внуков и учеников, преподавание и многие другие дела, к которым всегда тянулась ду­ша. Главное здесь — момент творчества,

которое позволяет не только повысить каче­ство жизни, но и увеличить ее продолжи­тельность. Именно этот вид ведущей деятель­ности обеспечивает в старости внутреннюю интегрированность, необходимые социаль­ные связи, отвлекает от навязчивых мыслей о здоровье, укрепляет чувство собственного достоинства, позволяет поддерживать пре­имущественно хорошие и теплые отноше­ния с окружающими.

Сохранение себя как личности, реализа­ция потребности в систематизации и пере­даче своего опыта последующим поколени­ям связаны с работой осмысления своего существования — нынешнего и прошлого. Б.Г. Ананьев показал, что размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни, оказывают принципиальное влияние на ха­рактеристику завершающих фаз жизненно­го пути (4,5). По мнению автора, парадокс завершения жизни заключается в том, что «умирание» форм человеческого существо­вания наступает раньше «физического од­ряхления» от старости и в условиях соци­альной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности. Таким образом, сохранность лич­ности в старости связана с сопротивлением условиям, благоприятствующим такой изо­ляции. Многие исследователи возрастных аспектов осознания и переживания смысла жизни указывают на важность и самого фак­та, и результатов этого осознания для выбора пути старения. Так, В.Э. Чудновский (60,61), рассматривая смысл жизни как идею, со­держащую в себе цель жизни, как обобщен-

ное итоговое отношение к жизни, в котором отражена взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, указывает, что в старости убы­вающие силы направляют человека на поиск смысла жизни.

Вопрос о ведущей деятельности в ста­рости остается открытым для обсуждения и изучения. Существует точка зрения А.Г. Ли-дерса, согласно которой ведущей деятель­ностью пожилого человека является особая «внутренняя работа», направленная на при­нятие своего жизненного пути. Пожилой че­ловек осмысливает не только свою текущую жизнь, но и всю прожитую жизнь. Плодо­творная, здоровая старость связана с при­нятием своего жизненного пути. Для пожи­лого человека практически исчерпаны воз­можности серьезных реальных изменений в его жизненном пути, но он может беско­нечно много работать со своим жизненным путем в идеальном плане, внутренне (34).

Теоретически состоятельной и практи­чески плодотворной является попытка Н.С. Пряжникова рассмотреть проблему со­циальной ситуации развития и ведущей де­ятельности в старости в связи с проблемой периодизации этого возраста (44). В пред­ложенной им периодизации старости ак­цент был сделан не столько на хронологи­ческое развитие, сколько на социально-психологическую специфику каждого из выделенных периодов.

Психологические характеристики и осо­бенности личностного самоопределения от­дельных периодов старости (по Н. С. Пряж-никову (44).

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию)

это прежде всего ожидание, а в лучшем слу­чае — подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

вОжидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «по­скорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энер­гией.

• Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать, и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников.

• Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию».

• Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе.

2. Ведущая деятельность:

• Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить осебе «добрую память» на работе.

• Стремление передать свой опыт ученикам и последователям.

• При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода).

• К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

П. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию)— это прежде всего освоение новой социальной роли, но­вого статуса. В целом этот период характе­ризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

• Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными.

• В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется

особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам).

• Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры- общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами).

• Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

• Прежде всего это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.) — это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»).

• Для части пенсионеров первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии (особенно

когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера зна­чительно повышается чувство собствен­ной значимости.

• Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста.

• Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья),

когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется при­мерно следующим:

I. Социальная ситуация:

• Общение в основном с такими же старцами.

• Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его.

• Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности).

• Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что

многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю ин­тимность и становятся более обобщен­ными».

2. Ведущаядеятельность:

• Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска — «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой.

• Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: «Пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения».

• Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровьясущественно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выде­лить особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

Восновном общение с родными иблизкими, а также сврачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении).

• Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних ус­ловиях. Например, даже в такой благопо­лучной стране, как Франция, 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступ­ления в дома престарелых, 29% — в первый месяц, 45% — в первые полгода. Государст­венные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифициро­ванным обслуживанием. Многие старики просто спиваются» [цит. по (44)].

2. Ведущая деятельность:

• Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями.

• Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе иокружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хо­рошем здоровье (примерно после 75—80 лет и старше)может характеризоваться:

1.Социальная ситуация:

• Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи.

• У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые.

• Поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

• Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство здоровья (или «чувство жизни») (44).

Представляется необходимым завершить главу, посвященную социальной ситуации в старости описанием исследований О.В.Крас-

новой, председателя Региональной общест­венной организации «Центр Геронтолог», которая рассмотрела эту проблему в прак­тическом аспекте — социально-психологи­ческого улучшения жизни пожилых людей в современных условиях. Автор подчерки­вает, что процесс старения населения в России происходит на фоне резкого изме­нения социальной ситуации пожилых людей, формирования в общественном сознании новых ценностных ориентации и устано­вок. Значительное изменение мировоззре­ния и социального окружения нарушает идентичность пожилых людей, дестабили­зирует их психическое состояние, снижает уровень социально-психологической адап­тации. Картина общества, предстающая пе­ред человеком, не имеет стабильности, не­определенным видится не только будущее, но и прошлое. Это дезорганизует пожилых людей, усиливает у них напряженность, вы­званную неудовлетворительным самочувст­вием в связи с возрастными изменениями в организме и новым, непривычным стату­сом, обусловленным выходом на пенсию. В связи с этим для пожилых людей в усло­виях современной социальной ситуации на­шего общества более важной становится не высокая оценка всей прожитой жизни и цельности своей личности, а внешние по­казатели жизненного благополучия: нали­чие работы, роли в семье, оказание помощи семье.

Присвоение внешней социальной роли пожилых заставляет людей играть эту роль, т.е. считать, что они «прожили достойную

жизнь», что они «достойные» и в то же вре­мя «обездоленные», «ограбленные государ­ством», нуждающиеся в социальной защите люди. Налицо осознанная позитивная со­циальная идентичность пожилых. В то же время, по мнению автора, особенности не­гативной социальной идентичности заклю­чаются в том, что она не осознается боль­шинством пожилых. Они стараются ком­пенсировать ее за счет приписывания себе и своей группе (группе пожилых) положи­тельных индивидуальных и личностных ка­честв, и поэтому в структуре их личности существуют противоречия. При этом есть основания считать, что более молодые лю­ди также оценивают пожилых людей по внешним социальным ролям, т.е. принима­ют образ «обездоленных» государством по­жилых, признают их большой жизненный опыт, уважают и жалеют их, сочувствуют им (27).

На основании проведенного анализа О.В.Краснова делает вывод, что пожилые люди адаптировались к современной соци­альной ситуации путем включения защит­ных механизмов (27). Далее автор подводит некоторые итоги и определяет практичес­кие шаги решения проблемы адаптации по­жилых к новой социальной ситуации. При этом подчеркивается, что современная со­циальная ситуация как фактор адаптации пожилых людей характеризуется зарожде­нием новой конфигурации общества, в ко­тором разрушаются существовавшие осо­бенности социального поведения, система

социальной регуляции, отсутствуют цен-ноетно-ориентационные основы новой ре­гуляции, наблюдается кризис социальных ценностей и идеалов советского общества, в котором выросли и состарились нынеш­ние пожилые люди. Логика развития новой социальной ситуации в стране ведет к пере­оценке и изменению ценностей общества и пожилого человека в нем, переосмыслению жизни пожилыми людьми, что приобретает характер социальной адаптации. При этом социальная адаптация пожилых осущест­вляется за счет включения защитных меха­низмов:

— проявляется высокая степень позитивности личностной и социальной идентичности;

— осуществляется компенсация негативной социальной идентичности пожилых за счет приписывания себе положительных личностных качеств при игнорировании неблагоприятных данных о себе;

— появляется новый феномен — инкорпо- ризация пожилых, т.е. замыкание их интересов на проблемах узкого социального пространства.

Поэтому особое значение приобретает становление и развитие системы социаль­но-психологической поддержки пожилых людей. Общество должно реально взять на себя заботу о них. При этом не требуется, на­пример, перенимать их ценности или пы­таться изменить мировоззрение пожилых людей. Помощь пожилым людям должна быть

оказана на «внешнем» уровне — не только повышение пенсий, но и оказание уваже­ния, внимания, т.е. того, что помогает им чувствовать себя компетентными. Для этого необходима государственная программа обес­печения пожилых социальной и психологи­ческой помощью.

Во-первых, необходимо совершенство­вание информационного обеспечения: сред­ства массовой информации должны форми­ровать образ «позитивной старости».

Во-вторых, создание социальных клубов пожилых людей и геронтопсихологических центров должно помочь в решении проблем, стоящих перед стареющим человеком, снять психологическую напряженность, содейст­вовать выработке самоуважения, уверен­ности в собственных силах (27).

Проблеме психологической помощи по­жилым людям посвящена последняя глава книги. В первой главе сформулирован ос­новной критерий старости как психологи­ческого возраста — изменение социальной ситуации, связанной с отходом от активного участия в жизни общества. Психологически старость — это постепенное отступление, уход из общества. Если человек сохраняет свое место в обществе или изменяет его, но продолжает жить интересами общества, то психологически его возраст можно характе­ризовать как длящуюся зрелость.

ГЛАВА 2

Теории старения и старости

Исследование процесса старения, яв­ляющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный мо­мент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирова­ния внутренних органов, а также соответст­вующего обеспечения организма, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регрес­са, или инволюции, что получило название старения (28).

Понятия о сущности, причинах и меха­низмах старения со временем менялись. Это связывалось не только с развитием научных знаний, но и изменением особенностей ста­рения в обществе. Росла прежде всего сред­няя продолжительность жизни, последнее определялось изменением условий жизни и социального строя, успехами медицины и другими преимуществами прогресса и ци­вилизации (28).

В настоящее время мы располагаем био­логическими теориями старения и психоло­гическими подходами к определению сущ­ности старости и старения.

2.1. Биологические теории старения

По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются ба­зовыми, сущностными биологическими свой­ствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, вклю­чая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь измерить природу и предел возраст­ных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить пос­ледствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом тео­рий, непосредственно затрагивающих тема­тику процесса старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубе­жом две из них. Это теории «программиро­ванного старения» и «непрограммированного старения» (24).

2.1.1. «Программированное» старение

Представители теории «программирован­ного» старения исходят из того, что функ­ционирование живого организма запрограм­мировано природой лишь на период его ак­тивной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, то есть рост организма, и способность к репродукции. Сторонники этой теории аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продол­жает действовать закон естественного отбо­ра, и поэтому старые особи в естественных

условиях встречаются крайне редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сороди­чи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяю­щаяся только на период его так называемой биологической «полезности». Некоторые теории старения, как, например, так назы­ваемые теории «часов», исходят из того, что изменения, связанные со старением, под­контрольны своего рода биологическому датчику, основная функция которого состо­ит в том, чтобы следить за «расписанием» развития биологического организма до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выпол­нения программы или в отсутствии таковой расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит ор­ганизм к снижению его физиологических функций (24).

27.2 «Непрограммированное» старение

Представители теории «программиро­ванного» старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения под­ключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволю­ция живой природы. Однако в процессе из­менений, связанных со старением, могут действовать и другие механизмы, не вклю­ченные в генетическую программу, которые оказывают «непрограммированное» воздей­ствие на организм. Такое воздействие мо-

жет происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздейст­вия на молекулы, которые в свою очередь изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую в себе генетическую информацию.

В результате нормальных метаболичес­ких процессов в пределах клеток могут об­разовываться ядовитые побочные продукты типа свободных радикалов. Их вредному воздействию противостоят несколько меха­низмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической ин­формации ДНК (24).

Обе эти биологические теории старения являются очень общими, слишком широко трактующими причины процессов инволю­ции, происходящих в старости. В рамках этих подходов находит место теория осно­воположника отечественной геронтологии А.А. Богомольца, который связывал старе­ние с дисгармонией физиологических про­цессов организма, и теория И.И.Мечнико­ва, рассматривавшего старение как процесс интоксикации (67).

Биологические теории старения являют­ся наиболее обоснованными и верифици­рованными (в плане психологических ис­следований старости мы будем говорить не о теориях, а лишь о подходах к проблеме). Однако биологические теории не учитыва­ют дифференциации двух аспектов старое-

ти — физиологического и психологическо­о—и роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни (55).

2.2. Социально-психологические подходы к старению и старости

Исключительно биологическое или ис­ключительно социальное определение ста­рения — это узкий подход к самому процес­су старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к следую­щему выводу: биологи обеспечивают опре­деление старения (старости) чаще, чем пси­хологи, а социологи никогда его не дают [цит. по (28)]. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяжен­ности жизни как зависимую переменную. Однако первые значительно реже использу­ют ее, чем вторые, а чаще интересуются ас­пектами поведения только некоторых ком­понентов, которые могут быть отнесены к протяженности жизни. По этой причине определения старения, которые чаще пред­лагаются биологами, имеют ограничения для работы в психологии. Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, кото­рый ведет к возрастанию уязвимости орга­низма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence — старение). Наравне с ним происходят изме­нения в социальных ролях, что влечет за собой изменение паттернов поведения и

изменение социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder — старые люди, старшие). К этим двум про­цессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от gerontol­ogy — учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адапта­ции к процессам старения, принятию реше­ний и стратегий справляться с трудностями (28). Однако еще раньше к такому же выво­ду пришел Б.Г. Ананьев (5): необходимо более многосторонне изучать комплексные критерии возрастной периодизации, вычле­нять в них биологические, психологические и социальные составляющие и устанавли­вать их взаимосвязи. По ходу исследования проблем психического старения отчетливо отмечаются проступающие связи последне­го с социальными изменениями, сопутству­ющими этому возрастному периоду. Биосо­циальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокуп­ность взаимовлияния биологического и со­циального в их генезисе (28).

В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвя­занных и взаимоперекрывающихся процесса: психологическое старение — как инди­вид представляет себе свой процесс ста­рения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущение пси­хологической старости, которое облада­ет как объективными признаками (сни­жение интеллектуальных способностей,

сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями. Ощуще­ние старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно го­ворить о психологической асимметрии своей и «чужой» старости, когда инди­виду представляется, что он стареет бы­стрее или медленнее, чем все остальные; биологическое старение — биологичес­кие изменения организма с возрастом (инволюция);

социальное старение — как индивид связывает старение с обществом; пове­дение и выполнение социальных ролей пожилыми (28).

По мнению К. Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на фи­зиологической стороне старости, психоло­гический — на мыслительных и психичес­ких аспектах старения, социальный изучает старость в социальном контексте по трем направлениям:

индивидуальные переживания пожилого

человека;

место пожилого человека в обществе;

проблемы старости и их разрешение на

уровне социальной политики.

Таким образом, во всех этих подходах можно вычленить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как члена группы и переживание ста­рости в непосредственном социальном ок­ружении, место пожилой личности в общест­ве, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по от­ношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди дру­гих возрастных групп, их функции в обще­стве (28).

2.3. Психологические подходы к старости

Определение феномена старости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной для экзистенциализма про­блемой индивидуальной ответственности за свое существование. Экзистенциализм при­знает, что человеческое существование имеет основание — судьбу, но люди свободны со­здавать на этом основании многое, соответ­ственно своему выбору. Так, один из осно­воположников экзистенциализма К.Ясперс считал старость благоприятным и естест­венным периодом жизни. Он писал, что в старости способности угасают, но их заме­няют обширные богатства накопленного опыта; сдержанность, житейская упорядо­ченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего-то приглу­шенного, незыблемого (98). Поэтому ста­рости не нужно боятся, у нее есть свои пре-

имущества, и ослабление страха смерти, мучающего человека на протяжении жиз­ненных фаз, не главное из них. Старость может быть прекрасной. Человек физичес­ки слаб и не может, как прежде, предавать­ся радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможет избавиться от суеты, в которой проходило его предыдущее суще­ствование. Старик скован телесно, но в то же время сободен от телесности, более ду­ховен. Если человек в старости достиг муд­рости — он добр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем не соперничает, «насыщен жизнью». К.Яс-перс подчеркивал, что свойственные юнос­ти качества сменяются памятливостью зре­лого возраста и возможным катарсисом ста­рости (98). Понятия катарсиса старости переросло позднее в идею «последнего взгля­да», о котором писал Ясунари Кавабата: на­кануне расставания с миром глаза старого художника обретают духовную ясность, по­зволяющую видеть земную жизнь в печаль­ном, но умиротворенном, по-особенному красивом освещении, которое, вероятно, и является истинным [цит. по (62)].

Среди различных психологических школ и направлений наибольший вклад в рас­крытие понятия старости внес психоанали­тический подход.

Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «вто­рой половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим, по­воротным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном по­глощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй поло­вине жизни может обрести новое полновес­ное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем Я как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическо­му и религиозному опыту в обретении со­стояния гармонии между индивидом и ок­ружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необхо­димостью в старости. Результатом этой психологической перестройки является по­явление новой жизненной позиции, рацио­нального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жиз­ни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим К. Юнг считал непоправи­мой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успешность, адап­тивность старения определяется тем, на­сколько человек оказывается подготовлен­ным к вступлению в новую фазу жизни, к








Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 971;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.