Мышление как предмет изучения логики.
Гносеология и логика в структуре философского знания.
Гносеология – это раздел философии, в котором исследуются предпосылки, процесс и результаты познания, возможности и средства познавательнойдеятельности.
Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии,
зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от взгляда на познание, как на естественный, заложенный в природе человека процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью и ее совершенствования. У истоков гносеологии стоят древнегреческие философы.
Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматри- ваемых факторов познания. Первый этап от 5 в. до н. э. до 17 в.: сначала познание рассматривалось как деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с 17 века - изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической дисциплиной становится методология. Третий этап: в 20 веке учитывается многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания, семиотика, герменевтика.
- Первая целиком гносеологическая концепция – это логика Аристотеля, поэтому основная гносеологическая дисциплина - логика – наука о законах правильного мышления, возникла в античности.
Причины возникновения и оформления в Древней Греции:
а) накопление опыта, усложнение мышления;
б) усложнение связей и отношений человека с миром (осмысление);
в) зарождение и развитие наук (математики) 6 век до н.э.: теоретическое мышление, доказательность, необходимость исследовать само мышление, чтобы его результаты соответствовали реальности;
г) развитие ораторского искусства (ареопаг, эклессия в условиях демократии), 5 век до н.э.: речь должна быть убедительная, аргументированная, доказательная, чтобы склонить на свою сторону.
Мышление как предмет изучения логики.
Мышление – один из компонентов когнитивной сферы сознания; способность оперировать отдельными понятиями, информацией и продуцировать новую информацию; осуществлять анализ и синтез, выдвигать гипотезы, формулировать концепции, давать объяснение имеющемуся знанию.
Мышление имеет трехуровневую иерархическую структуру:
III уровень – РАЗУМ = «бесконечное мышление» (Гегель). Познание систем абстрактных объектов в их универсальных взаимосвязях с другими объектами в бесконечном универсальном развитии (рациональность; философия). |
II уровень – РАССУДОК = «конечное мышление» (Гегель). Познание систем абстрактных объектов в их конкретных связях с другими абстрактными объектами в конкретных условиях с конкретным результатом (рассудочность; частные науки). |
I уровень – ИНТУИЦИЯ = познание отдельных абстрактных объектов безотносительно с их взаимосвязями с другими объектами, спонтанно (иррациональность; дологика, инстинкт, мистика, воображение, искусство, религия). |
Фундаментальные свойства мышления: глубина, точность, системность.
Развитое рассудочное мышление, стремящееся к рациональному мышлению – ум.
Глупость – полное или частичное отсутствия ума, рассудочного мышления.
ГЛУПОСТЬ
Идиотизм – Тупость –
полное отсутствие ума. Частичное отсутствие ума.
Болезнь. Характерно для здоровых
людей.
Тупость – ограниченность интуиции и рассудка. Если ограничена интуиция: человек не чувствует тонкостей, глубины вопроса, поверхностен; если ограничен рассудок (ум): человек не умеет мыслить аналитически, не может аргументировать и делать выводы.
Большинству людей доступно рассудочное, но недоступно рациональное мышление. Неглупый человек (обладающий рассудочным мышлением) вовсе не обязательно является разумным (мудрым) человеком (обладающим рациональным мышлением).
Значение ума:
Гераклит: «Многознание уму не научает».
Ильенков: «Ум – способность выносить суждение о единичном факте с высоты усвоенной общей культуры. Чем выше культура (запас знаний), тем больше простора для обнаружения ума. Но если нет способности самостоятельно соотносить этот запас с индивидуально неповторимой ситуацией – ума нет вообще. Есть его отсутствие – глупость. Даже при огромном запасе знаний».
Кант: «Недостаток способности суждения есть то, что называют глупостью. Но даже тупой и ограниченный ум с помощью обучения может достигнуть учености. Но так как этим людям недостает способности суждения, то не редкость встретить очень ученых людей, которые, применяя свою науку, на каждом шагу обнаруживают этот непоправимый недостаток (глупость)».
Логика изучает: общезначимые формы (понятие, суждение, умозаключение) и методы рационального мышления.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1490;