Общая характеристика эпохи
Под философией Нового времени понимается совокупность философских учений и школ, возникших и существовавших на территории Западной Европы в период с XVII в. посерединуXIX в. В этом периоде выделяют три подпериода:
- XVII – становление новоевропейской философии;
- XVIII – философия Просвещения;
- конец XVIII в. - серединаXIX в. – немецкая классическая философия
Философию Нового времени нередко называют эпохой разума. Главными факторами возвышения разума являются, во-первых, подъем товарного производства, особенно мануфактурного, становление индустриального общества; во-вторых, успехи естествознания, и прежде череда научных революций, прологом которых была «коперникианская революция» в астрономии: открытия Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона; в-третьих, широкое применение техники в различных областях человеческой жизни.
Различаются три основных значения рационализма применительно к философии Нового времени. Во-первых, рационализм, который можно назвать философско-мировоз-зренческим, определяющий ценностную доминанту философии эпохи, ее рационалистический оптимизм. В таком понимании рационализм противостоит философско-мировоз-зренческому пессимизму. Во-вторых, гносеологический рационализм в широком смысле, развивающий мировоззренческий рационализм в сфере познания и противостоящий гносеологическому иррационализму. В-третьих, гносеоло-гический рационализм в узком смысле, в соответствии с которым ведущая роль в познании принадлежит доопытным рациональным структурам сознания и дедукции. Рационализм в этом смысле противостоит эмпиризму, согласно которому первенство в познании принадлежит эмпирическим данным и индукции.
Философски-мировоззренческий рационализм основывается на убеждении в том. что в мире есть установленная Богом благая закономерность, которую человек, опираясь на свой разум, оснащенный научным методом, способен раскрыть и поставить на службу целям совершенствования окружающей его действительности. Рационалистическая онто-логия рассматривает универсум как упорядоченную совокупность устойчивых, воспроизводимых компонентов и связей между ними. Для большинства философов Нового времени Бог остается Абсолютом, внеприролным Высшим началом. Однако сама идея Бога меняется. В философских кругах распространяется деизм (лат. Deus - Бог) двух видов: этический и онтологический. Бог рассматривается в рамках «естественной религии», или «религии разума», с серьезными отклонениями от официального церковного канона. По учению этического деизма, Бог - Высшее существо, гарант справедливости, почитание которого и исполнение нравственного закона совершенствует личность и дает надежду на спасение. В онтологическом деизме Бог выступает в качестве разумного устроителя Вселенной. Он, как искусный мастер, сконструировал ее механизм по определенным принципам и законам и привел его в движение. Вмешательство Бога в земные дела сводится к минимуму. Он далек от образа любящею, страдающего и спасающего Христа. Личное молитвенное общение с ним невозможно Человек оставлен один на один с миром. Но он может познать этот мир и усовершенствовать его. Идеал человека сближается с образом ученого-естествоиспытателя, теоретика и практика, познающего мир и способного технически, рационально его усовершенствовать с помощью методически заостренного разума. Это означает, что центр философских интересов перемещается с онтологической проблематики к гносеологической. «Знание - сила!» - повторяет Ф. Бэкон слова своего средневекового предшественника Р. Бэкона. «Над природой властвуют, подчиняясь ей».
В разуме особую ценность приобретает его созидательная (а не умозрительная, как в античности) сила, способность логически структурировать, конструировать, давать последовательное приращение знания. Именно вера в то, что люди могут совершенствоваться, опираясь на самовозрастающий разум, питает рационалистический оптимизм. Овладеть механизмом этой способности, разработав правильный метод, считается делом чрезвычайной важности. Поэтому разработка и обоснование универсального метода научного познания выступает на заре новой эпохи в качествеглавной задачи философии.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 847;