Проблема субстанции в философии Нового времени
Несмотря на всю значимость проблем гносеологии в философии Нового времени, проблемы онтологии также не потеряли свою актуальность. К числу наиболее обсуждаемых проблем относилась, прежде всего, проблема субстанции. В Новое время эта проблема получила несколько решений.
Дуалистическая онтология Р. Декарта.
Центральной категорией онтологии Декарта является понятие «субстанция». В трактовке Декарта под субстанцией понимается абсолютное основание и начало всего сущего, которое «является причиной самой себя и для своего существования не нуждается ни в чем кроме себя».
Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог. Бог как абсолютно-духовное начало присутствует в философии Декарта, однако он понимает его с позиций деизма. Он мыслит его как создателя мира, которыйдал природе изначальные законы движения, а реализация этих законов происходит уже естественным образом: Бог, «установив законы природы, предоставил ее своему течению». Декарт говорит о неизменности Бога, что гарантирует устойчивость законов природы. Кроме чуда сотворения материи и сообщения ей первоначального импульса движения «Бог никогда не совершает в этом мире никакого чуда». В физике Декарта Бог не участвует. «Мы знаем, - говорит Декарт, - что Бог создал мир, но посмотрим, что собою мир мог бы представлять без Него».
Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовную и материальную. Поскольку он настаивает на независимости субстанций, постольку его онтология приобретает дуалистический характер.
Что касается материальной субстанции, то Декарт отождествляет ее с природой.Природа состоит из тел, которые существуют независимо от нашего мышления и для своего бытия не нуждаются в нашем существовании. Субстанция вещей познаваема только из ее внешних проявлений или качеств.
Что такое вещь? Мы думаем, что вещь холодная или теплая, жесткая или мягкая, горькая или сладкая и т. д. Но эти определения - не качества вещей, а ощущения наших органов чувств. Мы должны четко различать нашу природу и природу вещей и не приписывать второй того, что принадлежит первой. В чувственных представлениях к природе предмета примешивается природа наших чувств.
Получить истинное знание о предмете можно только мышлением. Так, например, возьмем кусок воска. Чувственно мы воспринимаем его твердым. Но при нагревании воск тает и твердости уже нет. Или же нам кажется, что цвет принадлежит к существу минералов, но есть прозрачные камни. Если отделить от тела все то, что ему не принадлежит, останутся его атрибутивные качества. Исключая из понятия материи все изменчивые, чувственные признаки вещей, мы получаем главный атрибут материи - протяженность.
Протяженность - это способность тела занимать определенное пространство. Нет пустоты в абсолютном смысле. О пустоте можно говорить лишь в относительном смысле, как о большей или меньшей заполненности той или иной части пространства. Декарт отрицает атомизм. Любая телесная частица способна к бесконечному делению. Тела имеют форму, протяженность и движение. Декарт говорит: «Дайте мне протяженность и движение, и я построю Вселенную».
Движение тела - это перемена места. Но ни одно тело не может двигаться, если другие остаются неподвижными. Если тело покидает свое место, то другое тело должно его занять. Поэтому движение всегда имеет массовый характер, в движении находится комплекс тел, составляющий некоторый вихрь.
Движению противоположен покой, материя изначально существует частично в состоянии движения, частично в состоянии покоя. Количество движения в мире остается постоянно одним и тем же. Если в одной части материи движение увеличивается, то оно должно уменьшиться в другой части на столько же.
Все движения происходят в результате столкновения тел. В телесном мире нет никаких скрытых внутренних причин. В этой связи Декарт отрицает силу притяжения. Весь физический мир представляет собою огромную машину, функционирующую по законам, которые можно открыть путем математических рассуждений. Декарт говорит о математике, что «это более мощный инструмент познания, чем все остальные». Свойства пространства должны быть выводимы из первых принципов геометрии.
Поскольку Декарт считал, что животные лишены мышления, то и они являются модусами материальной субстанции. Следовательно, всё поведение животных обусловлено механическими взаимодействиями. Исследуя животный организм, Декарт указывает на механизм ответных реакций животного на раздражения его органов чувств предметами и явлениями окружающего мира, т. е. на схему безусловно-рефлекторных реакций. Отсюда Декарт заключает, что животные являются не более чем живыми автоматами, совершенными механизмами, созданными природой, намного превосходящими по своему совершенству все творения рук человека. Это же касается и человеческого тела.
Духовная субстанция сосредоточена в душе человека, ее основным атрибутом является мышление. Душа не зависит от тела. «Исследуя со вниманием, что я такое, и видя, что я могу вообразить, будто у меня нет тела, и нет никакого мира, никакого места, где бы я находился, но что я никак не могу вообразить, что я не существую, я заключил, что я есть субстанция, вся сущность или природа которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Так что мое «Я», т. е. душа, благодаря которой я есть то, что я есть, совершенно отлична от тела, и даже, если бы тела даже вовсе не было, душа не перестала бы быть всем тем, что она есть».
Однако, отделив человеческую душу от тела, Декарт спровоцировал возникновение проблемы, которая впоследствии получила название психофизической проблемы. В широком смысле психофизическая проблема – это вопрос о соотношении между материальным и идеальным, в более узком - о соотношении между душой и телом (психическими и физиологическими процессами. Согласно Декарту, телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Он полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как сосуществуют эти две субстанции в человеке. Это объяснение получило название теории психофизического взаимодействияи определялось Р.Декартом следующим образом: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п., а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя его работать и изменять свой ход. В этом моменте он отступил от своего онтологического постулата о независимости двух субстанция, полагая, что в человеке эти субстанции соприкасаются в шишковидной железе (эпифизе).
Надо отметить, что такой вариант объяснения не устроил многих, и, прежде всего, его последователей-картезианцев (от Cartesius - латинизированного имени Р. Декарта). К их числу принадлежали А. Гейлинкс и Н. Мальбранш, представителей идеалистического направления в картезианстве – окказионализма. Для последнего было характерно предельно чёткое разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции - протяжённую (лат. res extensa) и мыслящую (лат. res cogitans). Гейлинкс говорил, что абсолютно непостижимо, каким образом воля и движение тела, духовная и материальная субстанции могут соответствовать друг другу. Тело и душа сами по себе не связаны. Они могут быть связаны особой деятельностью, восходящей к Богу. Мальбранш считал, что соответствие физических и психических актов основывается на Божественной воле. «Это Он пожелал и постоянно этого желает, чтобы модальности души и тела взаимно соответствовали друг другу». Человеческая воля и мышление непосредственно на тело не воздействуют, представляя собой повод (occasio) для того, чтобы Бог принял участие в осуществлении соответствующих действий. Поэтому теории психофизического взаимодействияДекарта была противопоставлена теория психофизического параллелизма. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного протекания психических и физических процессов. А. Гейлинкс иллюстрировал взаимоотношения души и тела примером двух часов, так заведенных Богом, что ход их постоянно согласован. Допустим, что у вас двое часов и они ходят синхронно: всякий раз, когда первые показывают час, другие отбивают час так, что если вы видите одни часы и слышите другие, вы подумали бы, что первые заставили отбивать вторые. Так же обстоит дело с умом и телом. Каждой душе установлено от Бога действовать синхронно с телом, так что в случае моего воления чисто физические законы заставляют мою руку двигаться, хотя моя воля на самом деле не действует на мое тело.
В заключение следует отметить, что на сегодняшний день не существует общепризнанного решения психофизической проблемы.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1600;