Наибольшую известность Т. Гоббсу принесла его работа ««Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
В предисловии к этому произведениюГоббс говорит о трудностях, которые препятствуют созданию наук об обществе. Учения в этой области «постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей... Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила бы чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии».
Теорию государства Гоббс предваряет рассуждениями о природе человека. Как и у Макиавелли, сущность человека исчерпывается его тотальным эгоизмом. Эгоизм человека проявляется, прежде всего, в стремлении сохранить свою жизнь, свое имущество, свою собственность, а также в стремлении к приобретению новой собственности.
Гоббс развивает социально-политическую концепцию, положив в основу ее идею о двух состояниях человеческого общества: естественном и гражданском (государственном). В первом, естественном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями. В этом состоянии каждый человек хочет не только сохранить свою собственную свободу, но и приобрести господство над другими. Оба эти желания диктуются инстинктом самосохранения. Отсюда возникает «война всех против всех» (bellum omnium contra omnes), что делает жизнь «беспросветной, звериной и временной». Вследствие взаимных столкновений люди озлобляются, и в этом состоянии человек «является более хищным и жестоким зверем, чем волки, медведи и змеи». Повторяя слова римского комедиографа Плавта, Гоббс говорит, что в этом состоянии «человек человеку волк» (homo homini lupus est). Дело доходит до того, что людям делается неприятен вид чужого счастья и, наоборот, приятен вид несчастья своих собратьев. Страсти и расчеты на выгоду толкают людей на всевозможные измены, в том числе измену истине.
В естественном состоянии существует опасность для жизни каждого человека, такое состояние грозит самоистреблением человечества. Страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, государственному. Таким образом, согласно Гоббсу, «начало гражданского общества – во взаимном страхе».
Главный признак гражданского состояния - наличие суверенной и обязательной власти для всех граждан. Эта власть, считает Гоббс, учреждается путем «общественного
договора» 1. Заключая общественный договор, люди выбирают верховный орган, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех. Заключение договора не было каким-то одномоментным актом. Важную роль в заключении общественного договора сыграла речь; «без способности речи у людей не было бы ни государства, ни общества, ни договора, ни мира, так же как этого нет у львов, медведей и волков».
_____________________________________________________________________________________________
1 Общественный договор-концепция, объясняющая происхождение гражданского общества, государства и права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.
Хотя в естественном состоянии идет война всех против всех, однако в этом состоянии есть изначально находящиеся в человеческом духе естественные законы человеческой природы. Согласно Гоббсу, «естественный закон (lex naturalis) - есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни». Гоббс выделяет 19 «естественных законов»:
1. «Общее правило разума гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне».
2. Закон Евангелия: «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
3. Закон справедливости: «Люди должны выполнять заключенные ими согл ния». Следствие - «Соглашения не следует заключать с порочными людьми, не выполняющими свои обязательства».
4. Закон благодарности: «Человек, получивший благодеяние от другого лишь из милости, должен стремиться к тому, чтобы тот, кто оказывает это благодеяние, не имел разумного основания раскаиваться в своей доброте».
5. Закон любезности: «Каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным».
6. Закон прощения обид: «При наличии гарантии в отношении будущего человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого».
7. Закон отмщения: «При отмщении люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением».
8. Закон против оскорбления: «Ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестов выказывать ненависть или презрение другому».
9. Закон против гордости: «Каждый человек должен признать других равными себе от природы».
10. Закон против надменности: «При вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-нибудь права, предоставить которое любому другому человеку он не согласился бы».
11. Закон беспристрастия: « Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, он должен быть бепристрастен».
12. Закон равного использования общих вещей: «Неделимые вещи должны быть, если это возможно, использованы сообща».
13. О порядке пользования: «Если устанавливается поочередное пользование, первоочред-ное владение предоставляется по жребию».
14. О жребии: «Жребий бывает двоякого рода: установленный и естественный». Первый - по соглашению, второй по первородству (или первовладению).
15. О посредниках: «Всем людям, которые являются посредниками мира, должна быть гарантия неприкосновенности».
16. О подчинении арбитражу: «В случае спора стороны должны подчинить свое право решению арбитра».
17. «Никто не может быть судьей самого себя».
18. «Никто не должен быть судьей в деле, в котором он в силу естественных причин имеет пристрастие».
19. О свидетелях: «В спорах о фактах не доверять сторонам, а доверять третьим лицам».
Естественные законы, выражающие разумную природу человека, в принципе могут действовать в условиях естественного состояния, но их проявление подавляется страстями. Когда же заключается общественный договор, устанавливающий государственную власть, действие этих законов проявляется в полной мере. Дело в том, что здесь государственная власть гарантирует силой выполнение общественного договора, основывающегося на законах естественного права. «Соглашение без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность».
Только в условиях гражданского состояния человек становится подлинно мораль-ным существом, каковым он не может быть в естественном состоянии. «Вне государства - господство страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, невежест-во, дикость; в государстве - господство разума, мир, безопасность, богатство, благообразие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательность». Государство должно обеспечить безопасность народа. «Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных законным трудом, безопасным и безвредным для государства».
Государство, по Гоббсу, не имеет божественного или сверхъестественного происхождения - оно есть результат деятельности самого человека, самое великое его деяние, искусственное тело. Гоббс называл государство именем мифического чудовища Левиафана и рассматривал как могущественное из творений человека. Он сравнивает его с «искусственным телом», в котором душа государства - верховная власть, его суставы - судебные и исполнительные органы, нервы - награды и наказания, деньги - кровь, память - советники, разум - справедливость и законы, здоровье - гражданский мир, болезнь - смута, смерть - гражданская война.
Если, создавая государство, люди переносят принадлежащие им права на одно лицо, то образуется монархия; если на собрание представителей всех сословий, то возникает республика, если же на собрание представителей определенного сословия, то устанавливается аристократия. Лучшей формой государства, с точки зрения Гоббса, является абсолютная монархия. Именно в ней, по его мнению, наилучшим образом верховенствует разум и справедливость.
Гоббс - сторонник сильной государственной власти и выступает против ее разделения на законодательную и исполнительную, поскольку разделение власти только ослабило бы ее. Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение которой должно быть безусловным. Так как переданные государству права были безграничны, то безграничны и права государства. В частности, подданные не могут изменять форму правления; никто не может протестовать против установления суверена; подданные не могут осуждать действия суверена; любой суверен ненаказуем подданным. В этом смысле он по праву считается родоначальником новоевропейского абсолютизма.
Традицию Гоббса продолжил его младший современник Джон Локк (1632 - 1704). Свое политическое учение он изложил в работе «Два трактата о правлении», чем существенно обогатил, конкретизировал и дополнил учение о естественном праве и общественном договоре, придав ему сугубо буржуазный характер. Также как и Гоббс, Локк считал, что первоначальное состояние людей было естественным, но оно не было «войной всех против всех». Люди изначально обладали частной собственностью, чтобы существовать свободно и независимо друг от друга. Они были равны в правах между собой, никто не имел права посягать на собственность и жизнь другого человека. В этом, по мнению Локка, закон природы, которым управляется естественное состояние и который обязателен для каждого. Поэтому естественное состояние не было состоянием произвола и своеволия: все соблюдали нормы общежития согласно законам природы.
Но по мере роста народонаселения обнаруживаются признаки нарушения этого благополучия, появляется насилие и, как его следствие, состояние войны. Предпосылкой этого является появление имущественного неравенства между людьми. Локк делает попытку объяснить этого неравенства. По его мнению, это неравенство вытекает из природных различий задатков и способностей людей: те, кто был одарен от природы особыми способностями, кто проявил наибольшее усердие в труде, приобрели имущество больших размеров, чем его соплеменники. Так в силу различной эффективности личного труда и таланта возникли бедные и богатые. Следовательно, это разделение является закономерным и законным. Из этого следует, что именно богатые в большей степени, чем бедные заинтересованы в установлении государства как гаранта защиты их собственности. Фактически, Д. Локк, задолго до К. Маркса, формулирует теорию классового происхождения государства.
Поскольку нет третейского судьи, который рассудил бы, кто прав, «однажды начавшееся состояние войны продолжается». Чтобы избежать опасности войны, люди добровольно вступают в новое состояние - общественное. Если в естественном состоянии свобода заключалась в том, «чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы», то «свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон».
Как политический философ, Локк является основателем политического направления, стремящегося построить государство на начале личной свободы, т.е. идее самодостаточной ценности свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества. Выступая против идей неограниченной власти государства, Локк основывает происхождение государства на предположении обоюдного договора, заключенного с согласия всех граждан, причем они, отказываясь от права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей закона, предоставляют это государству. Правительство состоит из людей, избранных с общего согласия для наблюдения за точным соблюдением законов, установленных для сохранения общей свободы и благосостояния. При своем вступлении в государство, человек подчиняется только этим законам, а не произволу и капризу неограниченной власти. Состояние деспотизма хуже, чем естественное состояние, потому что в последнем каждый может защищать своё право, а перед деспотом он не имеет этой свободы. Нарушение договора уполномочивает народ требовать обратно свое верховное право. В трактовке Локка, поскольку правительство является участником договора, то, в случае невыполнения своей части договора, сопротивление ему законно. «Когда... законодатели пытаются отнять и уничтожить собственность народа или повергнуть его в рабство деспотической власти, то они ставят себя в состояние войны с народом, который вследствие этого освобождается от обязанности какого-либо дальнейшего повиновения».
Из этих основных положений последовательно выводится внутренняя форма государственного устройства. Государство получает власть:
· Издавать законы, определяющие размер наказаний за различные преступления, то есть власть законодательную.
· Наказывать преступления, совершаемые членами союза, то есть власть исполнительную;
· Наказывать обиды, наносимые союзу внешними врагами, то есть право войны и мира.
Всё это, однако, даётся государству единственно для охранения достояния граждан. Законодательную власть Локк считает верховною, ибо она повелевает остальным. Она священна и неприкосновенна в руках тех лиц, кому вручена обществом, но не безгранична:
· Она не имеет абсолютной, произвольной власти над жизнью и имуществом граждан. Это следует из того, что она облечена лишь теми правами, которые перенесены на неё каждым членом общества, а в естественном состоянии никто не имеет произвольной власти ни над собственной жизнью, ни над жизнью и имуществом других. Прирожденные человеку права ограничиваются тем, что необходимо для охранения себя и других; большего никто не может дать государственной власти.
· Законодатель не может действовать путем частных и произвольных решений; он должен управлять единственно на основании постоянных законов, для всех одинаковых. Произвольная власть совершенно несовместна с существом гражданского общества, не только в монархии, но и при всяком другом образе правления.
· Верховная власть не имеет права взять у кого бы то ни было часть его собственности без его согласия, так как люди соединяются в общества для охранения собственности, а последняя была бы в худшем состоянии, нежели прежде, если бы правительство могло распоряжаться ею произвольно. Поэтому правительство не имеет и права взимать подати без согласия большинства народа или его представителей.
· Законодатель не может передавать свою власть в чужие руки; это право принадлежит одному только народу. Так как законодательство не требует постоянной деятельности, то в благоустроенных государствах оно вверяется собранию лиц, которые, сходясь, издают законы и затем, расходясь, подчиняются собственным своим постановлениям.
Исполнение, напротив, не может останавливаться; поэтому оно вручается постоянным органам. Последним большею частью предоставляется и союзная власть («federative power», то есть право войны и мира); хотя она существенно отличается от исполнительной, но так как обе действуют посредством одних и тех же общественных сил, то было бы неудобно установить для них разные органы. Король есть глава исполнительной и союзной власти. Он имеет известные прерогативы только для того, чтобы в непредвиденных законодательством случаях способствовать благу общества.
Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. По мысли Локка, законодательная власть должна принадлежать парламенту, выбранному на основе права, а исполнительная (судебная, военная и федеративная, т. е. внешнедипломатическая) - кабинету министров и частично королю. Так философ теоретически разрабатывает новую форму правления - конституционную монархию, обеспечивающую компромисс буржуазии и дворянства.
В трактовке Локка правительство является участником договора, и если оно не выполняет свою часть договора, то сопротивление ему законно. «Когда... законодатели пытаются отнять и уничтожить собственность народа или повергнуть его в рабство деспотической власти, то они ставят себя в состояние войны с народом, который вследствие этого освобождается от обязанности какого-либо дальнейшего повиновения».
«Славная революция» 1688 года привела к осуществлению политических планов Локка. Концепция Локка о разделении властей легла в основу буржуазной политической системы ведущих капиталистических стран. Она была использована в период Французской буржуазной революции 1789 - 1794 гг. Идеи Локка были востребованы при составлении конституции США. Учитывая все вышесказанное, он по праву считается родоначальником новоевропейского либерализма 1.
Проблематика социальной философии в дальнейшем развивалась преимущест-венно в рамках Французского Просвещения XVIII века. Идеология Просвещения может быть сведена к ряду положений, в которых выражена ее оптимистическая сущность. Несомнен-но, ведущим тезисом Просвещения является тезис о том, что «мнения правят миром». Он означает, что человеческие действия носят осознанный характер, что совершая
_____________________________________________________________________________
1. Либерализм [лат. liberalis – свободный] - социально-политическое учение, политическое кредо которого составляют: правовое государстве, конституционное правление, основанное на разделении исполнительной, законодательной и судебной власти, неотъемлемые права человека на свободу слова, вероисповедания, объединения в политические организации. Согласно либерализму человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 2417;