Киренская школа.Она получила свое название по имени г. Кирена в Северной Африке, родине основателя школы Аристиппа (435-365 гг. до н.э.).
Сведения о жизни Аристиппа скудны. Вначале он познакомился со взглядами Протагора, позже - со взглядами Сократа, стал его учеником, но и образом мысли, и образом поведения остался верен софистам. В частности, онбыл первым из учеников Сократа,кто, по обычаям софистов, брал плату за учебу; в свое время он как ученик предложил деньги Сократу, но тот от них отказался.
Несмотря на бродячий образ жизни, он, в отличие от Диогена, предпочитал комфорт и роскошь, поэтому довольно долго прожил при дворе сиракузского тирана Дионисия, ведя жизнь придворного и светского человека.
Аристипп был современником Диогена и Платона, которые, по свидетельству древних, явно недолюбливали его. В общем мнении Аристипп слыл человеком беспринципным, способным ради извлечения собственной выгоды пренебречь и чувством собственного достоинства, и правилами приличия. При этом он с присущим ему остроумием обыгрывал неловкую ситуацию, что, впрочем, не влияло на изменение его репутации.
Так, например, когда Дионисий плюнул в него, он стерпел, а когда кто-то начал его за это бранить, он сказал: «Рыбаки подставляют себя брызгам моря, чтобы поймать мелкую рыбешку; я ли не вынесу брызг слюны, желая поймать большую рыбу?».
Однажды Аристипп заступался перед Дионисием за своего друга и, не добившись успеха, бросился к его ногам. Когда кто-то стал над ним смеяться, он сказал: «Не я виноват, а Дионисий, у которого уши на ногах растут».
Когда Диоген мыл в ручье какие-то скромные овощи, Аристипп насмешливо сказал ему: «Если бы ты умел обходиться, как нужно, с Дионисием, тебе не пришлось бы двольствоваться таким обедом». На что Диоген хладнокровно ответил: «А если бы ты умел довольствоваться таким обедом, то тебе не пришлось бы заискивать у Дионисия».
В том, что касается собственно философский воззрений Аристиппа, то он считается родоначальником этического гедонизма (греч. hedone – наслаждение), т.е. этического учения, согласно которому наслаждение является высшим благом и целью человеческой жизни. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в нем от природы и, в конечном счете, предопределяющее все его действия.
Основные положения учения Аристиппа могут быть представлены следующим образом.
Единственным благом человека, т.е. то, к чему следует стремиться, является наслаждение. Страдание есть зло, т. е. то, чего надо избегать. Отсутствие наслаждения и страдания не является ни благом, ни злом.
Качество наслаждения не зависит от способа его удовлетворения; «наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами... (Диоген Лаэртский). Не существует наслаждения, которое само по себе было бы высшим или низшим по отношению к другим. Все одинаково добродетельно, если доставляет одинаковые удовольствия, и даже желания являются ценными только в той мере, которая достаточна для удовольствия. «Удовольствия отличаются друг от друга только тем, что одно по отношению к другому более приятно».
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1200;