Энциклопедическое учение Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в городе Стагире, на побережье Эгейского моря. Отец его Никомах был врачом и служил у македонского царя Аминты III. Детство Аристотеля прошло при дворе, где он общался со своими сверстником, будущим царем Филиппом II. В возрасте пятнадцати лет Аристотель лишился родителей. Опекун разрешил ему для получения образования отправиться в Афины, где в 367 г. Аристотель поступил в Академию Платона. В Академии Аристотель пробыл 20 лет, сначала в качестве ученика, затем - учителя. Еще при жизни Платона Аристотель высказывал критические замечания в адрес его теории идей, что дало повод Платону иронично заметить, что «Аристотель подобен жеребенку, который одновременно и сосет, и лягает кобылицу». О том, как произошел разрыв Аристотеля с платоновской Академией, существуют разные мнения. Формально он оставался академиком вплоть до смерти Платона. Только после того, как преемником Платона на посту главы школы (схоларха) стал Спевсипп, Аристотель ушел из Академии. Существует легенда о том, что, уходя, он произнес свою знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

После ухода из Академии Аристотель покинул Афины, прожил три года в Ассосе (Малая Азия), где он женился и у него родилась дочь, затем он провел 3 года в Метилене (остров Лесбос). В Метилене вместе с Теофрастом проводит естественнонаучные исследования. В 343 г. Аристотель был приглашен в Пеллу (Македония) для воспитания сына Филиппа - тринадцатилетнего Александра. Аристотель был при дворе до воцарения Александра. После этого он вернулся на родину, а в 335 г. опять приехал в Афины и открыл собственную школу - Ликей, где преподавал более 12 лет. Здесь он ведет большую работу по систематизации и развитию своих идей. В его школе обучались несколько сотен учеников. Слушателей Ликея нередко называли «перипатетиками». Этот термин происходит от слова «peripatetikos» – крытая галерея, служившая лекционным залом. Соответственно, философское течение, возникшее на основе идей Аристотеля, получило название «перипатетической школы».

После смерти Александра Македонского (13 июня 323 г.) в Афинах произошло антимакедонское восстание. Аристотелю было предъявлено обвинение в кощунстве, и он был вынужден покинуть Афины. Через два месяца после этого Аристотель умер от болезни желудка в своем поместье в Халкиде (о. Эвбея). После смерти Аристотеля главой Ликея стал Теофраст. Ликей просуществовал до конца античного мира.

Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона включительно, он создал дифференцированную систему знания, освоение которой продолжалось свыше полутора тысяч лет. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах - предметном и целевом. Он делит науки на три большие группы: теоретические, которые имеют целью само знание (первая философия, физика, математика); практические, цель которых - руководство человеческим поведением (этика, экономика, политика), и творческие, имеющие назначением достижение пользы и осуществление прекрасного (поэтика, риторика и искусство (techne) - непосредственно применимое опытное знание). Логика здесь не указана; она представляет собой необходимую подготовку (пропедевтика) ко всем наукам.

Как и у Платона, центральное положение в философии Аристотеля занимает онтология, которую сам Аристотель называет «первой философией». Онтологические взгляды Аристотеля изложены, прежде всего, в сборнике его трудов, получивших название «Метафизика».

В чем состоит центральная проблема онтологии? «Речь идет о том существует ли помимо чувственных сущностей (еще) какая-нибудь - неподвижная и вечная, или же нет, и если она существует, в чем же она». «Первая философия» изучает именно эту сверхчувственную сущность, бытие по ту сторону чувственной реальности; последнюю изучает физика («вторая философия»).

Бытие, прежде всего, выступает как нечто, что можно видеть, слышать, осязать обонять и вкушать. Это - совокупность «единичных предметов», «отдельных вещей», «чувственных сущностей». Этот мир реален. Но существует не только чувственное бытие, которое воспринимается чувствами, но и сверхчувственное бытие. На чем основывается это утверждение?

«Если помимо единичных вещей ничего не существует, тогда, можно сказать нет ничего, что постигалось бы умом, а все подлежит восприятию через чувства, и нет науки ни о чем, если только не называть наукой чувственное восприятие» Все чувственное преходяще, оно находится в движении. Но это движение предполагает нечто вечное и неподвижное, обусловливающее порядок в чувственном мире. «В самом деле, как будет существовать порядок, если нет чего-нибудь вечного, отдельно существующего и пребывающего?»

Как следует представлять сверхчувственное бытие? Аристотель критикует теорию идей Платона. «Мы не можем принять, что есть некий «дом вообще» наряду с отдельными домами». Всеобщее не есть вещь, оно не существует без отдельного. Как нельзя представить красоту без красивой вещи, сладость без сладкой вещи, так нельзя представить и общее без отдельного. Сверхчувственное бытие, являющееся предметом «первой философии» - это всеобщее, существующее через отдельное.

Учение о сущности. Гилеморфизм. Всеобщее находит свое выражение в категориях. Категории у Аристотеля - это и общие определения бытия, и понятия об объективно различных общих родах бытия. Таблица десяти категорий дается в четвертой главе «Категорий», где говорится, что при употреблении слов вне предложения каждое слово обозначает или сущность (субстанцию), или качество, или количество, или отношение, или место, или время, или положение, или обладание, или действие, или страдание. Далее Аристотель поясняет примерами смысл каждой категории. Так, человек или лошадь есть субстанция; величиной в два локтя - количество, белый - качество; двойной, половинный, большой - отношение; в Ликее, на площади - место; вчера - время; сидит, лежит - положение; обут, вооружен - обладание; режет, жжет - действие; его жгут, его режут - страдание.

Центральная категория - сущность. Всякое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувствами и является предметом науки. Но что такое сущность? Одно из аристотелевских определений сущности гласит: «Сущность есть то, что никогда не бывает сказуемым, а всегда только подлежащим». С другой стороны, категория сущности в представлении Аристотеля отвечает на вопрос: «Что есть вещь?». В этом случае, раскрывая сущность, мы даем определение, постигаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» Все категории характеризуют сущность, она же сама по себе ни о чем не говорит, она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому.

Из сопоставления различных высказываний видно, что термин «сущность» употребляется Аристотелем в нескольких значениях. В первом случае под категорию «сущности» попадает единичная вещь, в другом – ее видовая принадлежность.

Следовательно, предметом рассмотрения должно стать бытие единичной вещи. В рамках рассмотрения этой проблемы Аристотель формулирует основные положения учения, получившего название «гилеморфизм» (греч. hyle – материя + morhe – форма), или учение о материи и форме как основных принципах бытия.

Согласно этому учению, всякая вещь существует как единство материи и формы. Материя (hyle - буквальный перевод: лесоматериал, сырье для постройки) - «то, из чего вещь состоит», «из чего вещь возникает». Если понимать «сущее» как единичную вещь, то материя – это потенциально сущее, то, что обладает возможностью быть или не быть, или быть не только одним, но и другим (медь может быть и чашей, и статуей).

«Формой, - пишет Аристотель, - я называю суть бытия каждой вещи». Суть бытия, по Аристотелю, это то, что делает вещь самой собою; суть бытия противопоставляется случайному, привходящему в вещь. Суть бытия выражается в ее определении, а определение выражает род, ограниченный видовым отличием. В отличие от материи, форма – это актуально сущее, она может быть только сама собой, и в этом смысле лишена всякой возможности. Форм столько, сколько низших видов, далее не распадающихся ни на какие другие виды. Фактически, форма Аристотеля есть ничто иное как «идея» Платона, но только перенесенная из трансцендентной области в реальность.

Материя и форма – два совечных начала. «Нельзя приписать, - сказано в «Метафизике», - возникновения ни материи, ни форме».

Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Форма – активное, деятельное начало. Деятельный характер формы придает материи определенность; будучи внесены в материю, формы создают вещи. Таким образом, каждая вещь слагается из пассивной материи и активной формы.

Дальнейшее развитие этих положений привело к уточнению понятий материи и формы. Прежде всего, это касается материи. Аристотель различает в понятии «материя» два значения.

Во-первых, материя - бесформенное и неопределенное вещество, «то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее». Это – «первая материя». Определяемая как «лишенность» формы и чистая возможность, она сама по себе ничто. Однако ей все же присущи некоторые свойства, обусловливающие возможность образования из нее элементов - стихий: это противоположности теплого и холодного, сухого и влажного. Попарное сочетание этих основных свойств дает стихии: теплое и сухое - огонь, теплое и влажное - воздух, холодное и влажное - воду, а холодное и сухое - землю. Каждый из элементов имеет свое «естественное место»: «огонь и воздух движутся к границе [мира], а земля и вода - к середине. Крайние и наиболее чистые [тела] - это огонь и земля, средние же и более смешанные - вода и воздух».

Во-вторых, материя в более широком смысле - это «то, из чего вещь состоит» и то, «из чего вещь возникает». Такая материя включает в себя и «первую материю», из которой состоят и возникают вещи, и притом все вещи, которые состоят из первоматерии, если их лишить всех форм. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «последней материи». Такая материя - материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает. Так, камни - материя лишь для каменного дома и вообще для того, что из них строят, но сами по себе камни - не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия, получившая форму земли, которая получила затем, в свою очередь, форму каменности. Такая материя имеет свою суть бытия (в той мере, в какой она оформлена) эта материя и определима, и познаваема. Первая же материя «сама по себе непознаваема».

Учение о причинах. Выяснив, что вещи состоят из материи и формы, Аристотель счел это объяснение неполным. Коренные свойства мира, кроме указанных, - движение и изменение. Поэтому возникает вопрос: достаточно ли для объяснения движения и изменения одних лишь «формы» и «материи»? Все ли существующее в мире может быть выведено из этих начал или кроме них существуют и должны быть введены в познание еще другие?

Для ответа на поставленный вопрос Аристотель создает свое учение о причинах (основаниях) бытия вещей. Он выделяет четыре вида причин: 1) материальная (из чего?), 2) формальная (что это есть?), 3) движущая (откуда начало движения?) и 4) целевая (конечная) (куда идет движение?).«А о причинах - пишет Аристотель, речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия, «основание, почему» [вещь такова, как она есть]; другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей - то, откуда идет начало движения; четвертой... «то, ради чего» [существует вещь]». Это учение образует ядро первой философии Аристотеля.

Аристотель исходит в своем анализе причин из структуры акта человеческой деятельности. Любой предмет, считает, он, имеет именно эти причины. Предположим, перед нами горшок. Он имеет некоторую форму, т. е. внешний облик, вид (по-гречески - eidos, idea), делающий его телом определенных очертаний, а вместе с тем - внутреннюю форму, понятие, которое делает его именно горшком, и без которого гончар не смог бы горшок сделать. Далее, горшок сделан из глины, некоторого субстрата, который сам по себе еще не составляет горшка, но без которого горшок все же невозможен. Нужен, далее, гончар, который на основе понятия (формы) привел бы глину в движение, сделал этот горшок, обжег бы его и т. д. Наконец, необходима цель, ради которой гончар прилагает такие усилия, - сделав горшок, продать его и тем самым заработать на жизнь. Признавая эту структуру универсальной, Аристотель по аналогии трактует все мировое целое и каждое из явлений в нем.

Учение о движении. На основе учения о причинах Аристотель разрабатывает учение о движении. «Так как природа есть начало движения и изменения, а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы».

Понятие «движение» Аристотель определяет предельно широко – как «изменение вообще». Он устанавливает четыре вида движения:

· в отношении сущности - возникновение и уничтожение;

· в отношении количества - рост и уменьшение;

· в отношении качества - качественное изменение;

· в отношении места - перемещение.

При объяснении источника движения он опирается два положения, которые приобретают у него вид аксиом:

Ø«все движущееся должно приводиться в движение чем-нибудь».

Ø «всякий раз изменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во что-нибудь»

Разъясняя первое положение, он оговаривает, что «все движется двояким образом - или при посредстве другого или само по себе». Далее он поясняет, что то, что движется (изменяется) посредством другого – это неодушевленные тела. То, что движется (изменяется) само по себе – это одушевленные тела, т.е. живые существа. Так, «палка движет камень и движется рукой, приводимой в движение человеком, а он уже не приводится в движение ничем другим». Иными словами, всякие изменения, происходящие в неодушевленных телах, причину изменения имеют вне себя, тогда как изменения, происходящие в живых существах, причину изменения имеют в самих себе.

Живые существа могут вести себя описанным образом потому, что одушевлены. Когда Аристотель отмечает, что «в живых существах следует разграничивать движущее и движимое», то под движущим он имеет в виду душу, а под движимым - само живое существо. Душа движет одушевленным существом наподобие того, как корабельники управляют судном.

Для разъяснения второго положения он вводит понятия «возможность» («потенция») и «действительность» («акт»). Они позволяют представить отношение материи и формы в движении. Всякое движение, по Аристотелю, есть переход от возможного к действительному: «движением надо считать осуществление в действительности возможного, поскольку это – возможно».

Носителем возможности является материя, действительность – это форма. Форма включает в себя цель движения, которую Аристотель определяет через понятие энтелехия. Последнюю можно определить как актуальное состояние какой-либо вещи, ее осуществленность, обретение своей формы, предела и цели. Цель, заложенная в самой вещи, выступает ее «программой» изменения и одновременно внутренней движущей силой. Известной аналогией этому может служить развертывание генетической информации в живых существах, благодаря которой они сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Так, жёлудь вырастает в дуб, а не в березу или свинью, благодаря изначально заложенной в нем форме (идее) дуба. Или ребенок - человек в возможности, но он уже несет в себе взрослого, так что «человек как энтелехия производит из человека в потенции - человека».

Создавая свое учение об энтелехии, Аристотель стремился учесть результаты предшествующего развития философии и сохранить в какой-то форме идею самодвижения природы. Однако, лишив материальное начало способности к самодвижению, он пришел к необходимости преобразовать само понятие природы, различив в ней материальную причину как момент статический, пассивный и неопределенный и форму как момент динамический и определяющий. В отличие от Платона, у которого эти моменты оказались разделенными соответственно двум «царствам», бытия идей и «небытия» материи, Стагирит оба относит к единой природе. Поэтому последняя остается способной к са­модвижению - но только за счет идеальной внутренней силы, «энтелехии», обусловливающей целенаправленность природных процессов. Из этих представлений вырастает учение Аристотеля о душе и учение о Перводвигателе.

Учение о душе. Аристотель употреблял слово «душа» (psyhe) в довольно широком смысле, что-то вроде первоначала жизни в живых существах. Рассматривая живые существа, Аристотель и к ним подходит с точки зрения соотношения материи и формы. Если форма вообще оказывается движущим началом, то душа, естественно, оказывается формой, а тело - «материей» органического существа. Более точно Аристотель определил душу как «первую энтелехию органического тела» (О душе. II. 1.412Ь), т. е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наи-более явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы.

Соответственно своим функциям душа делится на три рода. Функции питания, роста и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит только человеку. У растений есть только первая душа, у животных - первая и вторая, у людей - все три.

Первые две души неотделимы от тела. «В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. По-видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело». Но «ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела». Аристотель говорит, что ум и способность к умозрению суть «иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от происходящего».

Разумная душа не возникает и не подлежит гибели. «Интеллект есть субстанциальная реальность и не подлежит порче... Старостью мы обязаны не душе, но субъекту, телу, в котором она находится, как это имеет место в случае опьянения или другой болезни. Мыслительная активность ослабевает, когда какая-либо внутренняя часть тела ослабевает или разрушается, но сама по себе она бесстрастна».

Теология.В философии Аристотеля присутствует бог. Во-первых, бог выступает в аспекте формы. Во-вторых, бог упоминается в связи с движением. В-третьих, бог выступает в функции causa finalis, целевой причины.

В качестве формальной причины бог - вместилище всех сверхприродных, обособленных от материи, неподвижных, иначе говоря, метафизических, сущностей. Как вместилище метафизических сущностей сам бог, утверждает Аристотель, есть «некоторая сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей».

В качестве движущей причины бог - Перводвигатель, хотя сам он и неподвижен. Если бы он был подвижен, то по вышеупомянутой аксиоме Аристотеля, согласно которой все, что движется, приводится в движение чем-то иным, бог не мог бы быть Перводвигателем и потребовался бы какой-то иной Перводвигатель и т.д.; результатом будет регресс в бесконечность, что недопустимо.

Но как возможен неподвижный двигатель?. Бог «движет как предмет желания и предмет мысли: они движут, [сами], не находясь в движении». Бог движет как «предмет любви», как целевая причина.

Будучи формой, Перводвигателем и целью, бог начисто лишен материи. Поскольку материя вносит начало возможности, потенциальности, то нематериальный бог - чистая действительность и осуществленность, высшая реальность. Бог отделен от мира индивидуального, обособлен от жизни людей, он не вникает в частности. Мир отдельного, мир единичных, индивидуальных, чувственных сущностей - недостойный предмет для бога, ведь «лучше не видеть иные вещи, нежели видеть [их]». Бог неизменен - ведь всякое изменение было бы для него изменением к худшему.

Бог Аристотеля - философский бог. Хотя Аристотель говорит о боге, что «бог есть живое существо» и что «жизнь несомненно присуща ему», но под жизнью бога Аристотель понимает исключительно деятельность его разума - божественное мышление. Собственно говоря, сам бог и есть чистый деятельный разум, самодовлеющее, само на себе замкнутое мышление.

Аристотелевский бог мыслит сам себя, бог, говорит Аристотель,- это «разум [который] мыслит сам себя .... и мысль [его] есть мышление о мышлении». Мысля самого себя, бог тем самым мыслит самое божественное и самое ценное. Природу бог не мыслит. Бог замкнут на самом себе. Но неясно, однако, что все же мыслится богом: мыслит ли он формы бытия, не сами вещи, а их сути, виды вещей, или же бог мыслит формы мысли, ведь мышление мышления есть логика, а логика мыслит не о собаках и созвездиях, а о понятии, суждении, умозаключении и т. п. В последнем случае бог - это логик, как бы обожествленный философ. В боге философ обожествляет сам себя и то самое мышление, благодаря которому возможна философия как мыслящее мировоззрение.

Физика. Непосредственно к онтологии Аристотеля примыкает физика («вторая философия»), предметом изучения которой является природа, или видимое бытие.

Аристотель считает, что мир, космос, не имел какого-то начального момента, до которого существовал хаос. Если признать наличие этого начала, то придется признать, что сначала была только возможность (материя), а потом появилась действительность (мир, космос). По мнению Аристотеля, такое представление абсурдно. Бог вечен, он извечно обустраивал и притягивал мир как объект своей любви. Значит, мир существовал всегда.

Аристотель отрицает существование актуальной бесконечности. Бесконечность существует потенциально; «бесконечное существует таким образом, что всегда берется иное, и взятое всегда будет конечным, но всегда и разным».

Аристотель не допускает существования пустоты. Для движения нет необходимости в пустоте; все в мире движется в кругообороте, уступая друг другу место. Аристотель утверждает, что существуют «естественные места» и движения «по природе». Так, все легкое и огонь стремятся вверх, а тяжелое - вниз, потому что там находятся их «естественные места». Есть и насильственные движения, «против природы», когда тела выводятся из своего «естественного места».

Относительно времени Аристотель замечает, что время - таинственная реальность, момент, «какие-то части которого уже стали, какие-то готовятся быть». То, что время тесно связано с движением, приводит к тому, что мы не замечаем самого времени. «Время - это исчисление движения на «сначала» и «потом».

Аристотель размышляет о парадоксальности времени. «Что время или совсем не существует, или едва ли существует, будучи чем-то неясным, можно предположить на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным к существованию». Реально существует «теперь» как граница прошлого и будущего.

Космология. Учение Аристотеля о природе, о бесконечности, пространстве, времени, движении применяется им к построению картины мира - космологии. Основные положения его космологии следующие:

· космос один;

· космос вечен во времени, но конечен в пространстве;

· космос имеет форму шара;

· в центре космоса находится Земля («геоцентризм»);

· Земля имеет форму шара;

· Земля неподвижна и относительно центра космоса, и относительно своей оси;

· пространство космоса неоднородно: оно разделяется на «подлунный» и «надлунный» миры;

· небесные тела прикреплены к небесным сферам, вращение которых создает видимость их самостоятельного движения.

 

 

Каждое из этих положений Аристотель доказывает как умозрительно, так и привлекая эмпирические данные.

Примером первого способа доказательства является его аргументы в пользу защиты тезиса о центральном положении Земли в космосе. В основе этих аргументов лежит его теория тяготения - легкотения. Согласно этой теории, движение тяжелого по природе будет всегда вниз, а легкого - всегда вверх. Из стихий, которые образуются вещи подлунного мира, земля является самой тяжелой стихией, тогда как огонь – самой легкой. Из этого следует, что земля всегда будет стремиться вниз, а огонь – всегда вверх. Но, поскольку абсолютным низом шара будет его центр, то Земля по природе занимает центральное место.

Примером второго способа доказательства являются его аргументы в пользу шаровидности Земли. Эту шаровидность он доказывает из наблюдений, сделанных во время затмений Луны. Эти наблюдения показывают, что тень Земли, надвигающаяся на видимую поверхность Луны во время лунного затмения, имеет круглую форму. Поскольку только шаровидное тело может отбрасывать такую тень, то и Земля должна иметь форму шара.

В доказательство отсутствия вращения Земли он приводил следующий аргумент: «Что Земля по необходимости должна находится в центре и быть неподвижной, очевидно потому, что тяжести, силой бросаемые вверх, падают снова на то же самое место отвесно, даже если сила забросит их на бесконечно большое расстояние».

Особое значение Аристотель придает различению «подлунного» и «надлунного» миров. «Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. Эти четыре элемента переходят друг в друга, но не как попало, а лишь благодаря наличию одного общего качества. Поэтому огонь непосредственно в воду перейти не может, он может это сделать лишь через воздух или землю.

«Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область равномерное непрерывное кругового движение небесных тел вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента – эфира. Эфир (quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы.

Из эфира состоят и небесные сферы, представляющие собой находящиеся одни внутри других шары, передающие друг другу свои движения. Из них крайняя - сфера неподвижных звезд. Именно эту сферу движет Перводвигатель-бог, придавая ей равномерное непрерывное круговое движение вокруг находящейся в центре Земли. Движение первой сферы передается другим сферам - все ниже и ниже вплоть до Земли, где в силу несовершенства подлунных элементов равномерное непрерывное круговое движение распадается на множество несовершенных движений. Светила и планеты прикреплены к этим сферам и вращаются вместе с ними со скоростями, различными для каждой планеты.

Космология Аристотеля оказала большое влияние астрономию. В частности, она послужила основой для создания фундаментальной геоцентрической системы Клавдия Птолемея (ок.100 - ок.170), которая просуществовала фактически 13 веков до гелиоцентрической системы мира Н. Коперника.

Гносеология. В гносеологии Аристотель исходит из того, что «все люди от природы стремятся к знанию». Любознательность - общее свойство людей и животных. Аристотель утверждает, что существуют объекты, которые вызывают в нас чувственные восприятия. «Чтобы не существовали те, лежащие в основе предметы, которые вызывают чувственное восприятие, хотя бы самого восприятия не было, это невозможно... Есть и что-то другое помимо восприятия, что должно существовать раньше его».

Аристотель является приверженцем концепции отражения. Он сравнивает душу с воском, на котором остается отпечаток перстня. Душа воспринимает формы ощущаемых предметов, но не их материю. «Относительно любого чувства необходимо вообще признать, что оно есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи подобно тому, как воск принимает отпечаток перстня без железа и золота».

Аристотель видит трудность познания в том, что сущность вещей не лежит их поверхности. Само по себе чувственное восприятие является лишь начал познания общего. Чувственные восприятия «составляют самые главные наши знания об индивидуальных вещах». Восприятия - результат движения тел, влияющих на органы чувств. Далее идет опыт. Он формируется вследствие повторяемых чувственных восприятий и на основе памяти. Опыт - это «ряд восприятий одном и том же предмете», воспроизведение прежних восприятий.

Следующая ступень познания - «искусство» (techne). «Опыт создал искусство». Если опыт - знание индивидуальных вещей, то искусство появляется тогда, «когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы... Опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего... Имеющие опыт знают, «что», но не знают, «почему», владеющие же искусе вом знают, «почему», т. е. знают причину». За искусством следует наука. Философия является высшей из наук.

Целью всякого познания, по Аристотелю, является достижение истины. Ему же принадлежит самое известное определение истины: «истина есть согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей». Данное определение легло в основу классической (корреспондентской) концепция истины, современная трактовка которой выглядит так: «высказывание истинно, если то положение дел, о котором утверждается в высказывании,

Аристотель стал основателем логики как науки о мышлении. Логика Аристотеля возникла как результат исследования тех форм и правил логического мышления, которые используются в науке. Традиционное название собрания сочинений Аристотеля по логике - «Органон» (греч. organon – орудие, инструмент). Это название принадлежит не самому Аристотелю, а закрепилось благодаря комментатору и издателю трудов Аристотеля Андронику Родосскому. В этот сборник вошли такие сочинения как «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях». В них он формулирует основные законы мышления, разрабатывает проблемы теории понятия, суждения, умозаключения, исследует доказательство и т. д.

В рамках теории понятия он не только дает определение понятию как форме мышления, обобщенно отражающих существенные свойства объектов, но и дает характеристику понятию со стороны его содержания и объема, указывая на закон их обратного отношения.

В рамках теории суждения он сформулировал три фундаментальных закона формальной логики:

1) закон тождества, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Этот закон сформулирован Аристотелем следующим образом: «…иметь не одно значение - значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности - и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно».

2) закон непротиворечия (противоречия), который гласит, что два несовместимых (противоречащих либо противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере, одно из них необходимо ложно. Этот закон сформулирован Аристотелем следующим образом: «Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же».

3) закон исключённого третьего (лат. «tertium non datur», то есть «третьего не дано») -, состоящий в том, что из двух высказываний - «А» или «не-А» - одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными (либо истинными), одно из них необходимо истинно (либо ложно). Этот закон сформулирован Аристотелем следующим образом: «Равным образом не может быть ничего посредине между двумя противоречащими друг другу суждениями, но об одном одно необходимо либо утверждать, либо отрицать».

Особое значение Аристотель придавал теории умозаключения. Под умозаключением он понимал логический процесс выведения суждения из других суждений. Суждения, из которых выводится новое суждение, называется посылками, а выводимое суждение – заключение. Он различал дедуктивные умозаключения (дедукция) и индуктивные умозаключения (индукция). Дедукция(лат. deductio – выведение) – форма логического вывода, при котором посылками дедукции являются суждения, имеющие характер общих утверждений («общее»), а заключением – суждение частного характера («частное»). Если посылки дедукции истинны, то необходимо истинно и её заключение. Индукция(лат. inductio - наведение) – форма логического вывода, при котором посылками индукции являются суждения, имеющие характер частных утверждений («частное»), а заключением – утверждения более общего характера («общее»).

Он различал индукцию полную, если посылки (суждения о предметах класса) исчерпывают весь класс предметов, и неполную, если посылки не исчерпывают всего класса предметов, т.е. знание об отдельных предметах класса переносят на весь класс. Если посылки полной индукции истинны, то необходимо истинно и её заключение. В случае с неполной индукцией даже при истинности посылок заключение имеет вероятностный характер. Впоследствии индукцией также стали называть метод научного исследования, идущего от знания повторяющегося признака у отдельных объектов к выводу о принадлежности этого признака всем объектам определенного класса.

Следует отметить, что именно логика Аристотеля во многом способствовала тому авторитету, который он имел в последующие века.

Общество, этика и политика. Целью человеческой деятельности для всей древнегреческой философии было достижение блаженства. Поскольку нравственная деятельность есть деятельность, она должна основываться, считает Аристотель, на разуме. Разумная деятельность, как самая совершенная и возвышенная, привлекает его внимание в первую очередь. Смысл жизни не в удовольствиях, не в счастье, а в осуществлении требований разума. Однако Аристотель прекрасно знает, что разумная деятельность имеет двоякий характер - теоретический и практический. Конечно, и здесь высшее место занимает «созерцательная жизнь», ведь «умозрение (theoria) есть то, что приятнее всего и всего лучше». Но и она нуждается в оп­ределенных условиях - для того чтобы отдаться созерцанию, необходимо прежде всего жить. Этим соображением обусловлена большая жизненность этики Аристотеля по сравнению с платонизмом, а также тесная связь ее с общественной жизнью.

Блаженство, считает Аристотель, недостижимо иначе как в условиях зрелой и завершенной жизни: ребенок, человек только в возможности, неспособен к совершенной деятельности; бедность и болезнь, слабость и несчастье отнимают у человека средства к блаженной жизни, которые даются, напротив, богатством и здоровьем, силой и счастьем. И все-таки, рассматривая условия жизни как «материю», а благо как «форму» (цель) блаженной жизни, Аристотель видит решающий элемент блаженства во внутреннем достоинстве и добродетели (arête) личности. Блаженство есть результат деятельности, сообразной с добродетелью, и сама эта деятельность. Поэтому ставший уже классическим вопрос о соотношении удовольствия и разума Аристотель решает путем компромисса: удовольствие, вытекающее из разумной, т. е. сообразной благу, деятельности, само есть благо.

Учение Аристотеля о добродетели опирается на представление, что она - приобретенное качество души. Здесь он противостоит Платону, убежденному в том, что добродетели нельзя научиться. Аристотель видит в добродетели «преднамеренно приобретенное качество души, состоящее в субъективной середине и определенное разумом, притом определенное так, как бы ее определил благоразумный человек. Это середина между двумя [видами] зла - избытком и недостатком». Она потому середина, что порок преступает границу должного в своих действиях и чувствах, по отношению как к избытку, так и к недостатку. Добродетель же находит и избирает середину: «ничего слишком...». Аристотель подробно исследует с этой точки зрения добродетели, противопоставляя их порокам. Так, великодушию он противопоставляет тщеславие («избыток»), с одной стороны, малодушие («недостаток») - с другой. Великодушие, следовательно, есть «середина». Мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - между расточительством и скупостью, и т. д.

Поскольку душа делится на неразумную (питающую и ощущающую) и разумную, постольку добродетели, будучи приобретенными свойствами души, также делятся на два вида: этические и дианоэтические. «Дианоэтическая добродетель возникает и развивается по преимуществу через обучение, почему и нуждается в опыте и во времени; этическая же слагается через привычки: от них-то она и получила свое название, так как [последнее] образовано незначительным изменением слова ethos (привычка, нрав)». Таким образом, этические добродетели - добродетели привычки и обычая, дианоэтические - разумны и основаны на рассуждении. Этические добродетели деятельны, ибо мы становимся справедливыми, совершая справедливые поступки, скромными - поступая скромно, мужественными - действуя мужественно. Дианоэтические же созерцательны. Однако и они имеют в виду не само знание как таковое, но поведение, деятельность, практику. Отсюда определение этики как «практической философии» и отнесение ее к соответствующему разряду наук. Поскольку нравственное действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и злом. «В нашей власти добродетель, точно так же, как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда мы властны воздержаться от действия».

Аристотель исследует добродетели в контексте общественной жизни античного общества. Особое место занимает у него справедливость. Справедливое - середина между двумя родами несправедливости: нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Поэтому «понятие справедливости означает одновременно как законное, так и равномерное, а несправедливое - противозаконное и неравное [отношение к людям]». Поскольку же закон предписывает добродетельное поведение, например мужество в бою, постольку справедливость есть высшая добродетель, в которой заключаются все иные.

Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к знаменитому делению ее на уравнивающую и распределяющую. Цель первой - способствовать воздаянию равным за равное; второй - распределение благ согласно достоинству лиц, вступающих в общение. Иначе говоря, распределяющая справедливость относится к общим благам и обеспечивает их разделение согласно достоинству (рангу) граждан. Уравнивающая - к благам, принадлежащим отдельным лицам, обеспечивая обмен согласно количеству и качеству труда. Очевидно, что выделение этих двух видов справедливости как нельзя лучше отвечает условиям жизни общества, в котором комбинируются сословное устройство и «врожденные» преимущества одних людей над другими, с одной стороны, и уравнивающие людей товарно-денежные отношения - с другой. Учение о справедливости образует прямой переход к государству.

Учение о справедливости образует прямой переход к государству. Согласно Аристотелю, человек по природеесть существо общественное: «Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно, между тем один лишь только человек из всех живых существ одарен речью».

Кроме того, человек есть существо политическое (zoon politikon - «политическое животное»). «Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть. управляющая человеком в его общественной жизни? Уже в начале наших рассуждений, при разъяснении вопроса о домохозяйстве и власти господина в семье, было указано, что человек по своей природе есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному сожительству».Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие, как богатство и власть, а также определенные личные качества - здоровье, справедливость, мужество и т. д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные. Да и то Аристотель часто отрицает права гражданства за теми из них, кто «не самодостаточен» и не обладает досугом для того, чтобы вести «блаженную жизнь», - ремесленниками, крестьянами.

Впрочем, Аристотель достаточно гибкий мыслитель, чтобы не определять однозначно принадлежность к государству именно тех, а не иных лиц. Он прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии уничтожает частную собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т. д. Правда, при всем этом, Аристотель говорит и о необходимости «щедрости», требующей поддерживать неимущих, а «дружбу», т. е. солидарность свободных между собой, объявляет одной из высших политических добродетелей.

Эти ограничения частной собственности направлены на достижение той же цели, какую преследовал и платоновский отказ от частной собственности вообще, - сделать так, чтобы свободные не разделялись на враждующие лагеря. То же и в собственно политической деятельности - сохранение установившегося строя зависит оттого, насколько государство сможет обеспечить превосходство своих сторонников над теми, кто не желает сохранения существующего порядка. Отсюда учение Аристотеля о формах государственного устройства. Вопрос этот тем более важен, что он применяет к анализу государства свое общефилософское понятие формы: оно есть движущий принцип социальной организации, начало, действительность и цель его. Вместе с тем он делит формы государственного устройства по двум основаниям: количество правящих, конкретизируемое соответственно имущественному признаку, и цель (моральная значимость) правления. С точки зрения последней, формы государственного устройства делятся на «правильные», при которых власть имущие имеют в виду общую пользу, и «неправильные», где имеется в виду только собственная польза. По количеству правящих - один правитель, правление богатого меньшинства и правление бедного большинства. В результате получается три «правильных» формы правления (монархия, аристократия, полития) и три «неправильных» (тирания, олигархия и демократия).

Впрочем, мы встречаем у Стагирита и утверждение, что все формы государства сводятся к двум главным - демократии и олигархии. «Демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих руках, а олигархией - такой строй, при котором власть находится в руках богатых, отличающихся благородным происхождением и составляющих меньшинство». Иначе говоря, власть в государстве может принадлежать либо бедному большин­ству, либо богатому меньшинству.

Аристотель считает, что исторически развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него - к государству (городу, полису). Однако логически первично государство, ибо оно представляет энтелехию общества. В государстве сохраняются следующие отношения: семейные (муж и жена, родители и дети, господин и рабы) и государственные (властвующий и подвластные). Аристотель, в отличие от софистов, стоит за «природное» происхождение и устройство государства. С особой силой сказывается эта его установка в трактовке рабства.

Стагирит считает, что рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены повелевать, а другие - подчиняться и следовать указаниям первых. И здесь он использует мысль о противоположности души и тела. «Те люди, которые столь же отличаются от других людей, как душа от тела, а человек от животного... по своей природе - рабы; для них ... лучший удел быть в подчинении у деспотической власти» - такой, какой подчиняются тела и животные. Рабы - это прежде всего варвары, отличные от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душой. Раб - «одушевленное орудие», часть имущества господина, отличающаяся от другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не имеет никаких прав, и по от­ношению к нему не может быть совершено несправедливости; нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, делает оговорку Аристотель,- но дружить с ним можно, поскольку он человек.

Аристотелю также принадлежит проект наилучшего государства. Свою модель Аристотель строил исходя из анализа реально существующих типов государственной власти. Он вместе со своими учениками собрал сведения о политическом устройстве 158 греческих полисов, особо выделяя Афины, Спарту и македонскую монархию. При обсуждении достоинств и недостатков этих форм одно общее обстоятельство признается незыблемым - это формы именно рабовладельческого, а не иного государства.

Однако это обстоятельство не мешало видеть Аристотелю различия внутри свободных граждан. Последних он разделяет на два класса: богатые и бедные, причем вторых гораздо больше, чем первых. Отношения между богатыми и бедными - это отношения не только различия, но и противоположности. Аристотель утверждает, что наилучшее государственное общение - то общение, которое достигается посредством среднего элемента, которого в совершенном государстве должно быть большинство. Средним элементом в аристотелевской классификации является свободный гражданин, обладающий средней зажиточностью, т. е. имеющий средний достаток. Предполагается, что это средний по богатству слой землевладельцев. Таким образом, с известными оговорками Аристотеля можно считать прародителем теории «среднего класса».








Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 3010;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.053 сек.