Общая характеристика экономической науки 1970-80-х гг.
Хотя кризисные явления конца 1960-х – начала 1980-х гг. не были столь глубокими, как кризис 1929-1933 гг., они сыграли такую же решающую роль в изменении экономической политики и переориентации экономической теории. Была подвергнута сомнению верность положений кейнсианской школы.
Кризисы сопровождались таким новым явлением, как сочетание высоких темпов инфляции с устойчивым падением производства и ростом безработицы. Это состояние экономики получило название стагфляции.Принципиальным стало то, что стагфляция никак не соответствовала модели, использовавшейся кейнсианской теорией, поскольку последняя исходила из обратной зависимости инфляции и безработицы. В результате кейнсианские рецепты оказались бессильными перед лицом нового экономического феномена. Помимо этого само возникновение кризиса дискредитировало антициклическую политику, проводимую кейнсианскими правительствами.
Помимо этого последствия экономического роста 1960-х гг. и непосредственные результаты кейнсианской экономической политики требовали пересмотра ориентиров. На протяжении предшествующих десятилетий экономика США и западно-европейских стран переживала бурный экономический рост, который сопровождался интенсивным ростом доходов всех слоев населения. Был сформирован емкий потребительский рынок: повысился уровень и качество спроса со стороны общества. Этому способствовал научно-технический прогресс, вызвавший волну спроса на новое оборудование со стороны промышленности и на новые товары со стороны потребителей. В данных условиях проблема стимулирования эффективного спроса, являющаяся центральной для кейнсианской политики, перестала быть актуальной.
В то же время выявились негативные факторы поведения кейнсианской стратегии. Политика государства, направленная на увеличение спроса, велась за счет роста государственных расходов и дефицита бюджета. Это породило инфляционные ожидания и рост цен. Рост государственных расходов сопровождался ростом налогового бремени, что негативно сказывалось на деловой активности, снизив прибыльность капиталовложений.
На фоне возникших проблем на смену кейнсианству приходят неолиберальные и чисто либеральные теории с их идеями ограничения или полного исключения государственного вмешательства в экономику. С их точки зрения снижения темпов роста, повышение уровня инфляции, наблюдавшиеся в 1970-е гг., - все это результат дезорганизующего характера вмешательства государства в экономику.
К неолиберальному направлению 1970-80-х гг. относится целый ряд теорий: монетаризм, экономическая теория предложения, неоинституционализм.Эти теории, существенно отличающиеся друг от друга по своим теоретическим позициям, объединяет лишь общее критическое отношение к вмешательству государства в экономику. Хотя полностью роль государства ими не отрицается.
К либеральному направлению, выступавшему против любого воздействия на рыночную систему со стороны центральной власти, относится неоавстрийская школа, которая отстаивала эти идеи еще в 1930-х гг., но в 1970-е гг. оказалась на пике своей популярности. Сюда же относится и так называемая школа рациональных ожиданий, получившая, в том числе за свой последовательный либерализм, название «новая классическая теория».
Но, несмотря на доминирующую роль либеральных настроений среди экономистов 1970-90-х гг., сохранились школы, которые настаивали на важной роли государства в экономике. В первую очередь речь идет о посткейнсианцах. Эта школа начинает развиваться с середины 1960-х гг. на базе критики неоклассического синтеза и хиксианской интерпретации теории Дж.М.Кейнса. Среди ее представителей можно назвать Акселя Лейонхуфвуда, Поля Давидсона, Роберта Клауэра. Основной их задачей стало возрождение кейнсианских идей о рыночном неравновесии и защита теории от неоконсервативной критики. В первую очередь они защищали центральный тезис Кейнса о принципиальной невозможности достижения равновесия в экономке, в связи с чем и необходимо вмешательство государства.
Традиционными сторонниками активной роли государства также оставались представители институционального направления. Хотя ряд институционалистов (П.Друкер, А.Тоффлер) высказывали близкие неолиберализму идеи о недостатках бюрократического управления и говорили скорее о необходимости контроля со стороны общества за неэкономическими последствиями действий частных предприятий, нежели о государственном экономическом регулировании.
Доминирующие позиции в рамках маржиналистского направления в 1970-80-е гг. были завоеваны монетаристами. Главой этой школы был американский экономист Милтон Фридман. К монетаристам примыкают еще две школы – экономическая теори предложения и школа рациональных ожиданий. Их практические выводы во многом совпадают с выводами монетаристов, но при этом они отличаются своеобразием подходов к анализу экономики, поэтому и выделяются в отдельные школы.
В рамках монетаризма с помощью пересмотра теории потребления (теория перманентного и номинального дохода), новой интерпретации кривой соотношения инфляции и безработицы (кривой Филлипса) и ряда других положений опровергаются основные экономические выводы кейнсианской теории, а следовательно, и основные рецепты регулирования экономики. Формируются новые принципы экономической политики, ограничивающие вмешательство государства в экономику лишь проведением денежной политики, а также предполагающие построение системы встроенных стабилизаторов, которые дополняют рыночный механизм саморегулирования.
Принципиально новым явлением маржинализма стало распространение методов экономического анализа на сферы, не относящиеся к экономике. Это явление получило название «экономический империализм». Представители этого направления стали использовать экономическую мотивационную модель с ее принципами максимизации, эффективности и полной рациональности для анализа поведения индивидов в общественно-политической, семейной жизни, при решении правовых, расовых, этических вопросов. Ведущим представителем этого направления является американский экономист Гэри Стэнли Беккер,получивший в 1992 г. Нобелевскую премию. Его работы вызвали большой резонанс в обществе. С одной стороны, в них предлагался новый удобный метод анализа человеческого поведения, с другой, они вызвали волну обвинений в свой адрес в связи с упрощенной интерпретацией человека.
Близкий к этому подход развивается в рамках таких теорий как теории общественного выбора (Дж.М.Бьюкенен, Г.Таллок)и «экономика права» (К.Познер, Г.Калабрези).
Отдельно развивается неоавстрийская школа. Она опирается на работы своих основателей Людвига фон Мизеса (1881-1973) и Фридриха фон Хайека (1899-1992).Из более современных экономистов можно назвать Израиля Кирцнера, Мюррея Н. Ротбарда и др. В рамках этой школы формируется собственная теория денег и цикла, в которой большую роль играет проблема искажения информации. Неоавстрийцы утверждают, что любое вмешательство в экономику, будь то регулирование денежной массы или процента, приводит к появлению ошибочных рыночных сигналов, дезориентации экономических агентов и всей экономики.
Эта школа занимает особое место в истории экономической мысли ХХ в., потому что она оказала влияние как на развитие маржиналистского направления, так и на формирование альтернативных течений. Внимание неоавстрийской школы к проблеме информации и факторам неопределенности, использование слабых форм рациональности, новое понимание экономических институтов как адаптивных систем в условиях постоянных изменений – все это позволяет говорить о том, что неоавстрийская школа одной из первых выступила за пересмотр традиционной маржиналистской аксиоматики.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 703;