Глава 13 СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Схема 13.1.Определение религии
Глава 13. Социология религии
Религия— один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять непознанные, поражающие воображение и вызывающие страх явления природы. В дальнейшем, в процессе становления научных знаний, функция объяснения непознанного все более переходит к ним, а за религией закрепляются такие социальные функции, как консолидация общества, укрепление власти и системы управления, усиление социального контроля, обеспечение социальной защиты, социальной поддержки и психологической разгрузки.
Разделяющий подход.Представители этого подхода исходят из принципиальных различий системы верований и социума. Для них религия изначально трансцендентна (т. е. потустороння), несоциальна и агностична, а общество «посюсторонце» и вполне познаваемо. Социальны лишь некоторые составляющие религии — религиозные организации, учреждения, общины. Сторонники такого подхода дают и соответствующие определения религии. Например, протестантский теолог и социолог Р. Отто (1869-1937) считал, что религия — это переживание святого, а ее предметом следует считать нумиозное, т. е. исходящую от божества волю, власть, силу, вызывающую у человека благочестивый страх и трепет и в то же время очарование и одушевление.
Соединяющий подход.Его представители не выстраивают между религией и обществом непреодолимого барьера, а считают вполне нормальным изучение религии вкупе с другими социальными структурами. Например, немецкий теолог, культуролог и социолог Э. Трельч (1865-1923) ставил вопрос о влиянии на религию экономических, политических, семейных и других социальных отношений.
Социологический подход.Его представители делают акцент на социальных отношениях, связывающих системы верований и человеческие сообщества, на социальных функциях, выполняемых религиями в тех или иных обществах, на месте, роли и социальном статусе церкви в социуме, ее отношениях с другими социальными институтами, в первую очередь с государством. Современный американский социолог Г. Ленски определил религию как «систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видим, у Ленски религия понимается как один из факторов воздействия на человека наряду с другими социальными факторами.
Глава 13. Социология религии
Схема 13.2.Структура религии
Глава 13, Социология религии
1. Группы верующих— это общины католиков, протестантов, иуда-истов, православных, мусульман, буддистов и др., а также секты (пятидесятников, трясунов, хлыстов и др.).
2. Священные понятия, таинства— явления, связанные со сверхъестественными силами (чудеса, запреты, заветы, причастие).
3. Вероисповедание— совокупность верований, которые объясняют устройство мира, человеческую натуру, окружающую природу, сверхъестественные силы.
4. Ритуалы— совокупность определенных действий, образцов поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам.
5. Представления о праведном образе жизни— система моральных принципов, норм жизни, регулирующих поведение людей. Например, десять заповедей христианства, нормы шариата в исламе.
Глава 13. Социология религии
Схема 13.3.Два уровня религии
Глава 13. Социология религии
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1294;