ДИЗАЙН ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

При проектировании осветительных устано­вок выбор световых приборов, как и приемов и средств освещения, по функциональным и худо­жественным соображениям целесообразно подчи­нить определенному принципу:

· открытое расположение приборов, устано­вочных конструкций и электротехнических изде­лий, когда они являются видимыми элементами архитектурного ансамбля или объекта, а их кон­структивное решение должно получить соответ­ствующую художественную трактовку;

· скрытое расположение средств освещения или возможно более нейтральное по отношению к окружению решение конструктивных элементов осветительной установки с целью концентрации внимания наблюдателя на освещаемых объектах и деталях и получения эффекта неожиданности, нерасшифрованности, непривычности светового решения.

Открытое расположение осветительных при­боров и несущих их конструктивных элементов — опор, кронштейнов, подвесов — является тради­ционным и массовым, особенно в установках фун­кционального освещения. В системах архитектур­ного освещения существующих зданий и сооруже­ний открытое расположение прожекторов и све­тильников сегодня также преобладает. В дневное время многие открытые системы функ­ционального, архитектурного и светоинформационного освещения играют в городской среде ак­тивную или пассивную, иногда нежелательную, диссонансную роль малых форм и дизайнерских элементов ритмического членения пространств, пластического и цветового декора поверхностей объектов. В этих случаях важное значение имеют дизайн (стиль), размер, количество и расиоложсние осветительных приборов и установочных конструктивных элементов. Для исторической за­стройки и в современной среде, исполь­зуются ретро-стилевые дизайнерские решения. Многие фирмы выпускают все более широкий ассортимент светотехнических изделий современного по стилю дизайна различных на­правлений и оттенков.

По характеру конструктивно-художественно­го решения, выполняемым функциям и компози­ционной роли, которую играют осветительные ус­тройства в архитектурно-пространственной среде, можно выделить че­тыре типа систем освеще­ния:

· «традиционные» (функциональные, се­рийные) светильники (фонари) на опорах, под­весах, кронштейнах, не претендующие на замет­ную композиционную роль в ансамбле, основное назначение которых — освещать территорию и пространство;

· «светильники-скульптуры», имеющие две равнозначные функции для дня и ночи — осве­щать окружающую среду ночью и быть масш­табным, декоративным элементом, малой фор­мой в архитектурном ансамбле:

· светящие малые формы — автономные рек­ламно-информационные установки, различные киоски, парковые ротонды, торговые палатки и мини-кафе, фонтаны, арт-объекты свет которых для окруже­ния является их вторичной, сопутствующей функцией;

· светящие элементы архитектуры — это, как правило, встроенные в остекленные проемы, си­луэтные объемы (стеклянные купола, башни и т.п.) и фасадные поверхности или размещенные на них световые приборы, скрытые и ставшие ча­стью их материальной структуры или представ­ленные как декоративно-пластические формы, витражи и витрины, информационные и реклам­ные вывески на фасадах, подсвеченные своды, арки и входы в здания.

Архетипами традиционных светильников можно считать фитильные уличные фонари, т.е. светильники на опорах в пространстве улиц и площадей, свечи и лампады на фасадах, существу­ющие ныне в виде бра.

Масштаб уличных фонарей, определявшийся ранее малой эффективностью пламенных источ­ников света, в транспортных зонах постепенно укрупнялся с появлением все более мощных элек­трических ламп и дошел сегодня до высокомачто­вых установок, а в пешеходных зонах остался «привязанным» к габаритам и восприятию чело­века. Дизайн светильников истори­чески развивался в русле общестилистических на­правлений в архитектуре и декоративно-приклад­ном искусстве. При замене керосиновых и газовых фонарей на электрические в пешеходных зонах на рубеже XIX—XX веков использовались или по­вторялись старые конструктивно-дизайнерские формы. Они и сегодня составляют основу ретро- стилей парковых фонарей.

Дизайн электрических светильников в транс­портных зонах формировался под прессом утили­тарной целесообразности и энергетической эф­фективности, когда главной задачей становится не «классическая» красота внешней формы, а мак­симальная светоотдача и рациональное светораспределение, обеспечиваемое оптической системой светильника. В СССР на государственном уровне в 1960-е годы принимались постановления по ог­раничению световых потерь из-за неразумного светораспрсделения уличных светильников, при котором до половины светового потока уходит в верхнюю полусферу, в Космос, создавая перерас­ход алектроэнергии, дискомфорт для жителей вер­хних этажей домов и, как сегодня это называют экологи, «световое загрязнение атмосферы». Рас­ширяющееся в наши дни использование в пеше­ходных зонах торшеров с венчающими прозрач­ными или светорассеивающими шарами, кубами, призмами повторяет исторические ошибки в этой области. В московских «Нормах и правилах про­ектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы» (МГСН 1.02-02, раз­дел «Освещение и осветительное оборудование») введены ограничения на применение подобных ОП

В разработке стиля светильников принимали и сегодня принимают участие многие известные зарубежные архитекторы и дизайне­ры, что явно ощущается по состоянию систем функционального освещения в западных горо­дах, выгодно отличающихся от «антидизайна» уличных светильников в большинстве городов нашей страны. Сегодня активно работают в этой области Ф. Старк (парк Ля Виллетт в Париже, площадь Ж. Помпиду в городе Сан-Кантэн-ан-Ивелин), Р. Нарбони (аллея Пятидесяти залож­ников в Нанте, бульвар Ришар-Ленуар в Париже). П. Бидо (аллея Генерала Кенига в Каене, площадь Республики в Лионе, вок­зальная площадь в Туре), Ж-М. Вильмотт (Елиссйские поля в Париже, улицы в Лионе), Р. де Алесси (улица «Эспланада» в Хельсинки) и др. Ведущий французский светодизайнер Я. Керсале создал оригинальные уличные осветительные ус­тановки на новом вантовом мосту в Нормандии и в ансамбле площади Р. Шуманна в Гренобле, на трассе Евротуннеля в Кале и в Европейском тор­говом центре, на улицах и площадях Шербурга, Евролилля и Дижона (рис. 6.53) [67].

На базе новейших технологий и материалов появляются принципиально новые решения све­тильников и их оптических систем. Традиционная система прямого верхнего света, направленного на дорожное полотно, или рассеянного в пределах сферы или ее части, в пешеходных зонах транс­формируется в комбинированную систему с то­чечным светильником вверху, обеспечивающим необходимую горизонтальную освещенность, и вертикальным светящим элементом («световой колонной») в теле опоры, создающими необходи­мую освещенность и светомоделировку на лицах и фигурах людей, т.е. на вертикальных поверхно­стях. В них используются различные оптические системы, в том числе полые и клиновидные свето­воды. Все более модными становятся светильники отраженного света с использовани­ем эффективных разрядных источников, как пра­вило, белого света. Они формируют бо­лее комфортные условия видения, более антивандальны и способствуют поиску новых дизайнер­ских решений. Светильники в ряде случаев следу­ют принципам «органической архитектуры» — они меняют свою форму и геометрию в дневное и ночное время. В Венсенском лесу в Париже еще в 1970-е годы для освещения большого цветника в его центре был поставлен торшер, который гид­равлической системой опускался днем в шахту и не был виден. Я. Керсале разработал проект све­тового торшера «Пальма», который раскрывал свой четырсхлопастной венчик («корону») вече­ром и закрывал его днем. Ф. Старк создал на фир­ме JCDecaux уличный светильник «Турнесоль» оригинального вида с поворотным кронштейном, установленный на площади Ж. Помпиду в Сан-Катэн-ан-Ивелин. В дневное время он восприни­мается как вертикальный пилон высотой 11,5 м, вечером как девятиметровый консольный светиль­ник прямого света (разработаны также варианты высотой, соответственно, 6 и 12 м).

Все более заметное место в светопанорамах го­родов. транспортных узлов, аэропортов, спортив­ных комплексов занимают высокомачтовые освети­тельные установки, дизайн которых, индивидуаль­ный или серийный, имеет немаловажное значение и для их дневного облика.

Из истории известно, что всегда существовало стремление архитекторов, художников, известных и неизвестных мастеров прикладного искусства, дизайнеров придать скульптурные, художествен­ные качества прежде всего «штучным» освети­тельным установкам, которые являются принадлежностью лишь одного, уникального ансамбля или объекта - площади, здания, моста, памятни­ка – и играют роль самоценных выразительных «заполнителей» или акцентов архитектурного пространства. Для них выбирались дорогие ма­териалы — гранит, оникс, бронза с позолотой, тонкое чугунное литье и т.п. и усложненные фор­мы, традиционно рассчитанные на восприятие главным образом при дневном свете, поскольку пламенные источники были маломощны, а вне­шние формы таких светильников по законам зрительного восприятия плохо прочитывались в темноте как раньше, так и сейчас при более ин­тенсивных, нередко слепящих электрических ис­точниках. Иными словами, днем в этих «фонарях-скульптурах» доминировала функция скульптуры, вечером — элементарного фонаря. Такие скульптурные фонари украшают мосты и площади Петербурга, Парижа, Мадрида, Лондо­на, Праги и других исторических городов, орга­нично входят составными элементами в компо­зиции монументов и мемориалов.

Современной тенденцией в этой области, ис­пользующей приемы oп-арта и хай-тека, авангар­дной скульптуры и абстрактного искусства, пост­модерна и деконструктивизма, является создание конструктивных и декоративно-пластических форм, в которые встраиваются приборы для осве­щения, в основном, пешеходных пространств проходных зон в интерьере общественных зданий большой площади. Элементарной формой при этом служат разнооб­разные пилоны и колонны, более сложными - пространственные конструкции-скульптуры, до­минирующие на площадях и в парках. Можно го­ворить о рождении в русле этого направления не­коего гибрида, новой, современной разновиднос­ти «светильников-скульптур», которые можно на­звать «светоформами». Включение встроенных в них осветительных приборов в темное время зри­тельно не «убивает» качества их конструктивной структуры, оцениваемые днем как художествен­ные, она подчеркивает их и открывает новые, созда­вая оригинальный световой образ или «контро­браз». Функции осветительного устройства и скульптурной композиции в таком изделии вече­ром сосуществуют, не уничтожая одна другую, а «работая» в режиме постоянного взаимовыгодно­го диалога.

До уровня светоформ поднимаются в ансамб­лях городских площадей некоторые автономные или кровельные светорекламные установки крупных торговых фирм и фирм-производителей (напри­мер. «Рамстор» на Каширском шоссе в Москве).

Светящие малые формы находят все более широкую реализацию, во-первых, с повышением стандартов качества и уровня благоустройства городской среды, во-вторых, с пониманием необ­ходимости освещать интерьерную, городскую среду и ма­лые архитектурные формы с целью повышения их социальной рентабельности, в-третьих, с рос­том технико-экономических возможностей общества. Во многих случаях (освещенные фонтаны, киоски, световая реклама, функциональные зоны, зоны отдыха и т.п.) свет малых форм для окружающего пространства является не только бесплатным, поскольку его основная функция иная, но и экономически выгодным, по­тому что позволяет в определенных ситуациях сократить мощность установок функционально­го освещения. Это обстоятельство также обус­лавливает необходимость в подобных ситуациях вести комплексное проектирование и расчет всех групп осветительных установок, действующих в пределах конкретного пространственного ан­самбля.

Пятый методический принцип концепции формирования искусственной световой среды — комплексная разработка светоцветовых материально-пространственных параметров пространственной среды — тесно связан с со­зданием не только третьей, но и четвертой груп­пы осветительных установок — светящих элемен­тов архитектурно-пространственной среды, а также со вторым принципом выбора мест установки осветительных прибо­ров — скрытым их расположением. В этом случае световые приборы должны стать органичным элементом материальной структуры фасадов све­тящегося или освещаемого объекта. Они встраи­ваются в конструкцию витрин, светопроемов, ниш, коробов в их перемычки, подоконники или простенки перед стеклами, между ними или за ними, оборудуются (или не оборудуются) экранирующими и отража­ющими свет устройствами. Приборы устанавли­ваются в предусмотренных для них нишах и по­лостях в стенах, навесах и козырьках или облекаются появляющимися ради них плас­тическими деталями — декоративными кронштей­нами, карнизами, накладными элементами и ре­шетками, профилированными тягами, выступами и т.п. Это может обоснованно обогатить пластический наряд интерьера или экстерьера и способствовать поиску новых форм и принципов их оправданного деко­рирования. что приведет в итоге к архитектурно­му решению, существенно отличающемуся от пер­воначального замысла, не учитывавшего необхо­димость создания второй образной «ипостаси» объекта — вечерней — в одном или нескольких режимах работы систем освещения.

Дизайн элементов осветительных систем во всем их диапазоне требует подготовки в России соответствующих специалистов, особенно в об­ласти функционального освещения и световых приборов, т.к. этими вопросами сегодня занимаются, преимущественно, отраслевые инженеры, и поэтому не существует какого-либо определен­ного, сформировавшегося, оригинального отече­ственного стилевого направления, а светотехни­ческая продукция наших фирм не пользуется спросом в том числе и из-за плохого дизайна из­делий.

Сегодня в Европе, Японии. США в дизайне осветительных приборов и изделий сложились свои школы, где лидируют итальянские ведущие фирмы-производители светотехнической продук­ции (iGUZZlNI, SBP, SIMES, PRISMA), а также германские (BEGA, NORKA, HESS), английские (ТН ORN, J A KOBSSON), голландские (PHILIPS), австрийские (ZUMTOBEL STAFF), норвежские (NORAL) и другие, которые формируют «итальянский», «немецкий», «скандинавский», «евро­пейский», «японский» или собственный фирмен­ный стиль в этой области.

Традиционная сфера творческих интересов зодчих - создание световой среды из строитель­ных материалов (дерева, камня, стекла, металла). Формируется альтернативная искусственная световая среда, ко­торая не является зеркальным повторением тра­диционной природной, она наращивает собствен­ный потенциал по многим параметрам. Это впол­не очевидно при анализе образных достоинств и особенностей: дневная, светопотребляющая архи­тектура ночью становиться светоизлучающей.

 








Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 3494;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.