ДИЗАЙН ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
При проектировании осветительных установок выбор световых приборов, как и приемов и средств освещения, по функциональным и художественным соображениям целесообразно подчинить определенному принципу:
· открытое расположение приборов, установочных конструкций и электротехнических изделий, когда они являются видимыми элементами архитектурного ансамбля или объекта, а их конструктивное решение должно получить соответствующую художественную трактовку;
· скрытое расположение средств освещения или возможно более нейтральное по отношению к окружению решение конструктивных элементов осветительной установки с целью концентрации внимания наблюдателя на освещаемых объектах и деталях и получения эффекта неожиданности, нерасшифрованности, непривычности светового решения.
Открытое расположение осветительных приборов и несущих их конструктивных элементов — опор, кронштейнов, подвесов — является традиционным и массовым, особенно в установках функционального освещения. В системах архитектурного освещения существующих зданий и сооружений открытое расположение прожекторов и светильников сегодня также преобладает. В дневное время многие открытые системы функционального, архитектурного и светоинформационного освещения играют в городской среде активную или пассивную, иногда нежелательную, диссонансную роль малых форм и дизайнерских элементов ритмического членения пространств, пластического и цветового декора поверхностей объектов. В этих случаях важное значение имеют дизайн (стиль), размер, количество и расиоложсние осветительных приборов и установочных конструктивных элементов. Для исторической застройки и в современной среде, используются ретро-стилевые дизайнерские решения. Многие фирмы выпускают все более широкий ассортимент светотехнических изделий современного по стилю дизайна различных направлений и оттенков.
По характеру конструктивно-художественного решения, выполняемым функциям и композиционной роли, которую играют осветительные устройства в архитектурно-пространственной среде, можно выделить четыре типа систем освещения:
· «традиционные» (функциональные, серийные) светильники (фонари) на опорах, подвесах, кронштейнах, не претендующие на заметную композиционную роль в ансамбле, основное назначение которых — освещать территорию и пространство;
· «светильники-скульптуры», имеющие две равнозначные функции для дня и ночи — освещать окружающую среду ночью и быть масштабным, декоративным элементом, малой формой в архитектурном ансамбле:
· светящие малые формы — автономные рекламно-информационные установки, различные киоски, парковые ротонды, торговые палатки и мини-кафе, фонтаны, арт-объекты свет которых для окружения является их вторичной, сопутствующей функцией;
· светящие элементы архитектуры — это, как правило, встроенные в остекленные проемы, силуэтные объемы (стеклянные купола, башни и т.п.) и фасадные поверхности или размещенные на них световые приборы, скрытые и ставшие частью их материальной структуры или представленные как декоративно-пластические формы, витражи и витрины, информационные и рекламные вывески на фасадах, подсвеченные своды, арки и входы в здания.
Архетипами традиционных светильников можно считать фитильные уличные фонари, т.е. светильники на опорах в пространстве улиц и площадей, свечи и лампады на фасадах, существующие ныне в виде бра.
Масштаб уличных фонарей, определявшийся ранее малой эффективностью пламенных источников света, в транспортных зонах постепенно укрупнялся с появлением все более мощных электрических ламп и дошел сегодня до высокомачтовых установок, а в пешеходных зонах остался «привязанным» к габаритам и восприятию человека. Дизайн светильников исторически развивался в русле общестилистических направлений в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. При замене керосиновых и газовых фонарей на электрические в пешеходных зонах на рубеже XIX—XX веков использовались или повторялись старые конструктивно-дизайнерские формы. Они и сегодня составляют основу ретро- стилей парковых фонарей.
Дизайн электрических светильников в транспортных зонах формировался под прессом утилитарной целесообразности и энергетической эффективности, когда главной задачей становится не «классическая» красота внешней формы, а максимальная светоотдача и рациональное светораспределение, обеспечиваемое оптической системой светильника. В СССР на государственном уровне в 1960-е годы принимались постановления по ограничению световых потерь из-за неразумного светораспрсделения уличных светильников, при котором до половины светового потока уходит в верхнюю полусферу, в Космос, создавая перерасход алектроэнергии, дискомфорт для жителей верхних этажей домов и, как сегодня это называют экологи, «световое загрязнение атмосферы». Расширяющееся в наши дни использование в пешеходных зонах торшеров с венчающими прозрачными или светорассеивающими шарами, кубами, призмами повторяет исторические ошибки в этой области. В московских «Нормах и правилах проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы» (МГСН 1.02-02, раздел «Освещение и осветительное оборудование») введены ограничения на применение подобных ОП
В разработке стиля светильников принимали и сегодня принимают участие многие известные зарубежные архитекторы и дизайнеры, что явно ощущается по состоянию систем функционального освещения в западных городах, выгодно отличающихся от «антидизайна» уличных светильников в большинстве городов нашей страны. Сегодня активно работают в этой области Ф. Старк (парк Ля Виллетт в Париже, площадь Ж. Помпиду в городе Сан-Кантэн-ан-Ивелин), Р. Нарбони (аллея Пятидесяти заложников в Нанте, бульвар Ришар-Ленуар в Париже). П. Бидо (аллея Генерала Кенига в Каене, площадь Республики в Лионе, вокзальная площадь в Туре), Ж-М. Вильмотт (Елиссйские поля в Париже, улицы в Лионе), Р. де Алесси (улица «Эспланада» в Хельсинки) и др. Ведущий французский светодизайнер Я. Керсале создал оригинальные уличные осветительные установки на новом вантовом мосту в Нормандии и в ансамбле площади Р. Шуманна в Гренобле, на трассе Евротуннеля в Кале и в Европейском торговом центре, на улицах и площадях Шербурга, Евролилля и Дижона (рис. 6.53) [67].
На базе новейших технологий и материалов появляются принципиально новые решения светильников и их оптических систем. Традиционная система прямого верхнего света, направленного на дорожное полотно, или рассеянного в пределах сферы или ее части, в пешеходных зонах трансформируется в комбинированную систему с точечным светильником вверху, обеспечивающим необходимую горизонтальную освещенность, и вертикальным светящим элементом («световой колонной») в теле опоры, создающими необходимую освещенность и светомоделировку на лицах и фигурах людей, т.е. на вертикальных поверхностях. В них используются различные оптические системы, в том числе полые и клиновидные световоды. Все более модными становятся светильники отраженного света с использованием эффективных разрядных источников, как правило, белого света. Они формируют более комфортные условия видения, более антивандальны и способствуют поиску новых дизайнерских решений. Светильники в ряде случаев следуют принципам «органической архитектуры» — они меняют свою форму и геометрию в дневное и ночное время. В Венсенском лесу в Париже еще в 1970-е годы для освещения большого цветника в его центре был поставлен торшер, который гидравлической системой опускался днем в шахту и не был виден. Я. Керсале разработал проект светового торшера «Пальма», который раскрывал свой четырсхлопастной венчик («корону») вечером и закрывал его днем. Ф. Старк создал на фирме JCDecaux уличный светильник «Турнесоль» оригинального вида с поворотным кронштейном, установленный на площади Ж. Помпиду в Сан-Катэн-ан-Ивелин. В дневное время он воспринимается как вертикальный пилон высотой 11,5 м, вечером как девятиметровый консольный светильник прямого света (разработаны также варианты высотой, соответственно, 6 и 12 м).
Все более заметное место в светопанорамах городов. транспортных узлов, аэропортов, спортивных комплексов занимают высокомачтовые осветительные установки, дизайн которых, индивидуальный или серийный, имеет немаловажное значение и для их дневного облика.
Из истории известно, что всегда существовало стремление архитекторов, художников, известных и неизвестных мастеров прикладного искусства, дизайнеров придать скульптурные, художественные качества прежде всего «штучным» осветительным установкам, которые являются принадлежностью лишь одного, уникального ансамбля или объекта - площади, здания, моста, памятника – и играют роль самоценных выразительных «заполнителей» или акцентов архитектурного пространства. Для них выбирались дорогие материалы — гранит, оникс, бронза с позолотой, тонкое чугунное литье и т.п. и усложненные формы, традиционно рассчитанные на восприятие главным образом при дневном свете, поскольку пламенные источники были маломощны, а внешние формы таких светильников по законам зрительного восприятия плохо прочитывались в темноте как раньше, так и сейчас при более интенсивных, нередко слепящих электрических источниках. Иными словами, днем в этих «фонарях-скульптурах» доминировала функция скульптуры, вечером — элементарного фонаря. Такие скульптурные фонари украшают мосты и площади Петербурга, Парижа, Мадрида, Лондона, Праги и других исторических городов, органично входят составными элементами в композиции монументов и мемориалов.
Современной тенденцией в этой области, использующей приемы oп-арта и хай-тека, авангардной скульптуры и абстрактного искусства, постмодерна и деконструктивизма, является создание конструктивных и декоративно-пластических форм, в которые встраиваются приборы для освещения, в основном, пешеходных пространств проходных зон в интерьере общественных зданий большой площади. Элементарной формой при этом служат разнообразные пилоны и колонны, более сложными - пространственные конструкции-скульптуры, доминирующие на площадях и в парках. Можно говорить о рождении в русле этого направления некоего гибрида, новой, современной разновидности «светильников-скульптур», которые можно назвать «светоформами». Включение встроенных в них осветительных приборов в темное время зрительно не «убивает» качества их конструктивной структуры, оцениваемые днем как художественные, она подчеркивает их и открывает новые, создавая оригинальный световой образ или «контробраз». Функции осветительного устройства и скульптурной композиции в таком изделии вечером сосуществуют, не уничтожая одна другую, а «работая» в режиме постоянного взаимовыгодного диалога.
До уровня светоформ поднимаются в ансамблях городских площадей некоторые автономные или кровельные светорекламные установки крупных торговых фирм и фирм-производителей (например. «Рамстор» на Каширском шоссе в Москве).
Светящие малые формы находят все более широкую реализацию, во-первых, с повышением стандартов качества и уровня благоустройства городской среды, во-вторых, с пониманием необходимости освещать интерьерную, городскую среду и малые архитектурные формы с целью повышения их социальной рентабельности, в-третьих, с ростом технико-экономических возможностей общества. Во многих случаях (освещенные фонтаны, киоски, световая реклама, функциональные зоны, зоны отдыха и т.п.) свет малых форм для окружающего пространства является не только бесплатным, поскольку его основная функция иная, но и экономически выгодным, потому что позволяет в определенных ситуациях сократить мощность установок функционального освещения. Это обстоятельство также обуславливает необходимость в подобных ситуациях вести комплексное проектирование и расчет всех групп осветительных установок, действующих в пределах конкретного пространственного ансамбля.
Пятый методический принцип концепции формирования искусственной световой среды — комплексная разработка светоцветовых материально-пространственных параметров пространственной среды — тесно связан с созданием не только третьей, но и четвертой группы осветительных установок — светящих элементов архитектурно-пространственной среды, а также со вторым принципом выбора мест установки осветительных приборов — скрытым их расположением. В этом случае световые приборы должны стать органичным элементом материальной структуры фасадов светящегося или освещаемого объекта. Они встраиваются в конструкцию витрин, светопроемов, ниш, коробов в их перемычки, подоконники или простенки перед стеклами, между ними или за ними, оборудуются (или не оборудуются) экранирующими и отражающими свет устройствами. Приборы устанавливаются в предусмотренных для них нишах и полостях в стенах, навесах и козырьках или облекаются появляющимися ради них пластическими деталями — декоративными кронштейнами, карнизами, накладными элементами и решетками, профилированными тягами, выступами и т.п. Это может обоснованно обогатить пластический наряд интерьера или экстерьера и способствовать поиску новых форм и принципов их оправданного декорирования. что приведет в итоге к архитектурному решению, существенно отличающемуся от первоначального замысла, не учитывавшего необходимость создания второй образной «ипостаси» объекта — вечерней — в одном или нескольких режимах работы систем освещения.
Дизайн элементов осветительных систем во всем их диапазоне требует подготовки в России соответствующих специалистов, особенно в области функционального освещения и световых приборов, т.к. этими вопросами сегодня занимаются, преимущественно, отраслевые инженеры, и поэтому не существует какого-либо определенного, сформировавшегося, оригинального отечественного стилевого направления, а светотехническая продукция наших фирм не пользуется спросом в том числе и из-за плохого дизайна изделий.
Сегодня в Европе, Японии. США в дизайне осветительных приборов и изделий сложились свои школы, где лидируют итальянские ведущие фирмы-производители светотехнической продукции (iGUZZlNI, SBP, SIMES, PRISMA), а также германские (BEGA, NORKA, HESS), английские (ТН ORN, J A KOBSSON), голландские (PHILIPS), австрийские (ZUMTOBEL STAFF), норвежские (NORAL) и другие, которые формируют «итальянский», «немецкий», «скандинавский», «европейский», «японский» или собственный фирменный стиль в этой области.
Традиционная сфера творческих интересов зодчих - создание световой среды из строительных материалов (дерева, камня, стекла, металла). Формируется альтернативная искусственная световая среда, которая не является зеркальным повторением традиционной природной, она наращивает собственный потенциал по многим параметрам. Это вполне очевидно при анализе образных достоинств и особенностей: дневная, светопотребляющая архитектура ночью становиться светоизлучающей.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 3478;