Глубинно-пространственная композиция

Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.

Важный композиционный признак или художественное свойство глубинного пространства — открытость. Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Если отношение больше, чем 2:1, то пространство считается открытым, если меньше — замкнутым. Вполне оправдано уточнение этих данных в связи с обращением к масштабной характеристике пространства и его подразделением на неограниченное (открытое) и ограниченное (замкнутое).

Большая протяженность и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности и S открытости, в том числе и по вертикали, пространство выступает как внутреннее. При доминировании высоты над к шириной и глубиной пространственная композиция носит я- вертикальный характер. При относительно небольшой g высоте она приобретает черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных параметров ограничивающих плоскостей кубического пространства, частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции.

В построении глубинно-пространственной, как и объемно- пространственной композиции, большую роль играет плани­ровка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центриче­ская. Виды планировок могут быть совмещены, образуя слож­ную планировочную систему расположения пространствен­ных элементов.

 

 

Рисунок 36 – Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств. Задача: зрительное углубление

Рисунок 37 – Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств. Задачи: раскрытие образа (мебели) - вверху, выделение главного элемента композиции - внизу

Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим поло­жением относительно второстепенных элементов простран­ственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах:

• центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы,

• центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы,

• формирование центра происходит на основе асимме­тричного расположения вокруг него подчиненных элементов.

Планировочный характер глубинного пространства выяв­ляется также за счет его разного членения по горизонтальной плоскости. Выделяются три основных вида такого членения: по глубине, ширине и свободное членение - в разных координатных направлениях. Каждый такой вид определяет свой характер построения глубинно-пространственной композиции. Первый — раскрытие в ней перспективных планов (кулис), их различное расположение по глубине (приближение или удаление). Второй - образование продольных осей — «нефов». Третий — формирование так называемого перетекающего пространства, в котором отдельные зоны располагаются свободно,

проникая друг в друга. Часто планировка основывается на совмещении разных видов.

 

Основные виды планировочной организации глубинного пространства в композиционной взаимосвязи условных пла­стических элементов представлены графически в таблица 14. Если учесть возможность изменения геометрии планировоч­ных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций. Главная компози­ционная задача здесь заключается в том, чтобы эти постро­ения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластиче­ский характер.

 

Таблица 14 –Основные виды глубинно-пространственной композиции (схема планировок)

 

СИММЕТРИЧНО-ОСЕВАЯ ЛУЧЕВАЯ С ЦЕНТРОМ
АССИМЕТРИЧНО-ОСЕВАЯ УГЛОВАЯ С ЦЕНТРОМ
ПЕРЕКРЕСТНО-ОСЕВАЯ С ЦЕНТРОМ ПАРАМЕТРАЛЬНАЯ
ЦЕНТРИЧНАЯ СВОБОДНАЯ ПЛАНИРОВКА С ЦЕНТРОМ

 

Для выявления глубины пространства часто недостаточно подчеркивания начальной и конечной его границ. Требуются промежуточные членения пространственно ограничивающих плоскостей в виде вертикальных выступов — «пилястр» или «кулис» с интервалами между ними, причем в таком количе­стве и размере, при которых обеспечивается их четкий отсчет в пространстве. Преувеличение или преуменьшение количества и размеров этих членений ведет к нарушению композиции, целостности глубинного пространства или, наоборот, к про­явлению его монотонности. Наиболее успешно проблема решается при выявлении передних, средних и задних планов композиции.

Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии гори­зонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искус­ственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами.

С учетом решения тех или иных художественных задач внутреннее пространство, подобно внешнему объему, может быть подвергнуто необходимой графическо-пластической моделировке. Проводится эта моделировка за счет использования разных композиционных средств — членения и фактурно-рельефной обработки плоскостей, использования на них тона, надписей и знаков. Изменения могут касаться разных координатных параметров пространства — его «верха» и «низа», боковых плоскостей. Основные приемы такой трансформации средствами тона представлены в таблице 15.

Примеры построения выразительных пространственных композиций с использованием этих приемов и решением разных композиционных задач представлены на рис. 36 - 39.

Основные композиционно-художественные средства построения глубинно-пространственной композиции пред­ставлены в табл. 12. Их использование подчинено решению часто противоположных по значению задач, например пони­жения и повышения пространства, его расширения и суже­ния и др. Сложные задачи, естественно, требуют совмеще­ния средств, построения более сложной пространственной композиции.

В дополнение рассмотрим такие специфические пласти­ческие средства построения композиции, как материал и свет.

 

Таблица 15 – Основные приемы зрительной трансформации внутреннего пространства за счет тона

 

ПОВЫШЕНИЕ ПОНИЖЕНИЕ
РАСШИРЕНИЕ СУЖЕНИЕ
УДАЛЕНИЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
СОКРАЩЕНИЕ УГЛУБЛЕНИЕ

 

Рисунок 38 – Задание на построение глубинно-пространственной композиции с включением графики. Симметрично-осевая композиция


Рисунок 39 – Задание на построение глубинно-пространственной композиции

Задание на построение глубинной пространственной композиции с включением графики. Задача - выявление острого пластического характе ра пространства (рис.39)..


Таблица 16 – Основные композиционные средства формирования пространства

ПЛАНИРОВКА ПЛАСТИКА ФОРМ
ЧЛЕНЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ «ГЕОПЛАСТИКА»
ОГРАНИЧЕНИЕ ВЫСОТА ФАКТУРА, МАТЕРИАЛ
ЦВЕТ, ГРАФИКА, ТОН СВЕТОПЛАСТИКА

 


Раздел V








Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 18057;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.