Фронтально-пространственная композиция
Отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов,обращенных своей главной фронтальной плоскостью к зрителю. В дизайнерских разработках они становятся про- странственно-плоскостными формами. Основные их виды представлены в табл. 8.
При построении фронтально пространственной композиции следует учитывать ряд важных условий. Первое — это конфигурация форм. Она выражается в сопоставлении разных по геометрическому виду и расположению элементов. Чем четче это сопоставление, тем характер фронтально-пространственной композиции выразительнее.
Второе важное условие — ритмическое построение композиции. Специфичным здесь является использование в качестве композиционного средства порядка смещения пространственно-плоскостных элементов относительно друг друга и образование нескольких ритмических групп. Из них и складывается простая или сложная фронтально пространственная композиция.
Третье — графическо-пластическая моделировка элементов. Основывается это условие на выразительной игре силуэтов, фактур, рельефов и разной графики - надписей, знаков, цветных плоскостей и пр. Близкое расположение элементов друг к другу предопределяет целостность фронтально-пространственной композиции. Однако оно же порой является причиной проявления в ней монотонности. В целях устранения последней требуется достижение в этой композиции пластического разнообразия форм. При чрезмерном же их разнообразии фронтально-пространственная композиция разрушается. Таким образом, главной задачей в ее построении становится установление различия между элементами при достижении их единства.
Таблица 12 – Основные виды пространственно-плоскостных форм
ПЛОСКИЕ | ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПРОФЛЯ | СКЛАДЧАТЫЕ | «ЖАЛЮЗИ» |
СВИТКИ | ВОГНУТО-ВЫГНУТЫЕ | ВОЛНООБРАЗНЫЕ | КАННЕЛЮРНЫЕ |
КРУПНО-ПЕРФОРИ РОВАННЫЕ | МЕЛКО-ПЕРФОРИ РОВАННЫЕ | РЕШЕТЧАТЫЕ | ЛИНЕЙНЫЕ |
ЗАКРЫТЫЕ ПРИЗМЫ | ОТКРЫТЫЕ ПРИЗМЫ | «СТЕЛЛАЖНЫЕ» | СТРУКТУРНО-РЕШЕТЧАТЫЕ |
Первый горизонтальный ряд - формы прямоугольного профиля; второй - криволинейного профиля; третий - открытого характера; четвертый - сложной структуры.
4.4.2 Объемно-пространственная композиция
Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках — сопоставимо с развитием в ширину и высоту. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаше всего подчеркивается глубинным расположением разных по своим пластическим свойствам элементов — линейных, плоскостных и объемных (в подобных архитектурных композициях преобладают объемы). Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон, хотя часты случаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы.
В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. Основные виды такого расположения или планировок представлены в табл. 9. Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурно-планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная дизайн-композиция.
Характер композиции рассматриваемого вида также раскрывается в пластической моделировке включаемых в нее элементов. Приемы такой моделировки во многом схожи с теми, которые имеют место при разработке объемной формы. Но есть и своя специфика. В частности, в ней четко раскрываются доминирующие свойства разных пространственных элементов — их конфигурация, расположение, силуэт и членение. При этом решаются следующие композиционные задачи:
• выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.),
• расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции (подробнее см. далее вторую главу, раздел «статика-динамика»),
• остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).
При успешном решении этих и подобных им задач достигается предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом построении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа. В связи с таким использованием, однако, возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции значительного количества разных по свойствам элементов. Ее преодолению способствуют четкая планировочная организация пространства, а также единый характер включаемых в него пластических элементов.
Таблица 13 – Основные виды объемно-пространственных композиций (схемы планировок)
ПРОДОЛЬНО-ЛИНЕЙНАЯ | ЛИНЕЙНО-ПОПЕРЕЧНАЯ |
ДИАГОНАЛЬНО-УБЫВАЮЩАЯ | ДИАГОНАЛЬНО-ВОЗРАСТАЮЩАЯ |
СИММЕТРИЧНО-ОСЕВАЯ | АСИММЕТРИЧНО-УГЛОВАЯ |
ЦЕНТРИЧНО-СГРУППИРОВАННАЯ | СВОБОДНОЙ ПЛАНИРОВКИ |
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 4664;