РЕЛЬЕФ. ЕГО ОСОБЕННОСТИ И КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ
Рельефхарактеризуется еще более крупным, чем фактура, пластическим строением плоскостной формы. Его основные виды показаны в табл. 5. Порядок их представления обусловлен укрупнением рельефной формы вплоть до той, которая приближается к объемной форме за счет использования отдельных накладных (выступающих) элементов. Различие видов рельефов, так же как и фактур, выражается в крупности — количестве и величине элементов, образующих рельефную поверхность. В дизайне, как и в скульптуре, широко распространено деление рельефа на: контр (заглубленный), низкий, высокий и горельеф. В таком делении четко проявляется разный пластический характер рельефной поверхности.
Важный признак рельефной формы — ее плотность или закрытость. Типичный пример плотного рельефа — пластическая разработка внешней поверхности монолитной плоскостной формы. Она характеризуется формированием сплошной рельефной массы. Второй вид — открытая рельефная пластика — представляет собой тонкую, листовую пластическую форму, включающую различные отогнутые, вогнутые, изогнутые и тому подобные элементы, наложенные на плоскость или вырезанные в ней. Такая форма выглядит легкой, изящной. На основе применения открытых рельефных форм можно решать самые разные композиционные задачи, например построения пластических композиций острого, динамического характера. Особую остроту таким композициям придают включенные в них разные графические элементы: тон, буквы, надписи и др. — рис. 32. При значительном относе рельефных элементов от фоновой плоскости эти композиции могут приобретать объемно-плоскостной характер — рис. 33.
Основные виды рельефных форм представлены в таблице 9.
Первый горизонтальный ряд — контррельефные и горельефные формы; второй ряд — профильные формы; третий ряд — изогнуто прорезные формы; четвертый ряд — формы с накладными элементами.
Таблица 9 – Основные виды рельефных форм
Еще несколько слов о плоскостной форме вообще. Ее важным композиционным признаком или свойством является расположение в пространстве по отношению к фоновой плоскости, с которой она связана физически и зрительно. Эта форма может располагаться к ней фронтально и профильно. При фронтальном расположении она смотрится с одной стороны. При профильном — с двух сторон. То или иное расположение определяется нахождением главных точек зрения на форму. Если зритель смотрит на фоновую плоскость прямо, то целесообразна форма первого вида (фронтальная), если сбоку — второго (профильная). При профильном расположении плоскостная форма приближается по виду к объемной форме (рис.33). Большую композиционную роль в ней играет силуэт. При движении зрителя предпочтительно использование в такой форме горельефа или даже объема.
Пример построения рельефной композиции с использованием линейно-пластических (а) и графических (б) форм.
А б
Рисунок 32 – Пример построения
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 4619;