Тема 2.3 Рациональность построения урока народного танца
Как уже говорилось в предыдущей теме, урок народного танца делится на три части. При построении урока необходимо руководствоваться следующими принципами:
— соразмерностью отдельных частей урока;
— подбором упражнений и последовательностью их исполнения;
— чередованием нагрузки и отдыха;
— сохранением темпоритма.
Общепринятая длительность урока народного танца равняется двум академическим часам. В пределах этого времени сокращается длительность первой части и увеличивается сложность и трудность ее комбинированных заданий. Вторую и третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объему движений и трудности изучаемых приемов.
В первый год обучения первая часть урока занимает ½ всего времени, последний год обучения— ¼ всего времени. Соответственно вторая часть возрастает в два раза, третья— в три раза.
Такое распределение является приблизительным и отклонения в ту или иную сторону зависят от задач урока.
В рабочем обиходе хореографов часто встречается такое определение, как темп. Понятия «медленнее», «быстрее», которыми часто пользуется педагог на уроке, приблизительны и не укладываются в четкие метрические определения. Только опыт педагога и концертмейстера уточняет эти понятия — утверждает П.А. Пестов.
Действительно, какой брать темп? Состав класса очень разнороден, физические возможности тоже различны. Чувство безошибочного темпа приходит с опытом, а у молодого педагога это самое уязвимое место в работе. Что может служить ему ориентиром?
Если класс достаточно хорошо владеет материалом, значит, выбранный темп можно считать нормой для этих учебных примеров.
Опытные педагоги утверждают, что если 60% освоили заданный темп исполнения, следует считать его полезным, заставив таким образом подтягиваться остальных. «Темп делится на два вида — темп учебный и темп исполнительский. Каждый выполняет строго определенные задачи. В учебном процессе, по мере освоения материала, идет непрерывное движение от учебного темпа к исполнительскому. Первый год обучения можно назвать стартом. Здесь закладывается и укрепляется весь фундамент знаний и умений — от физической подготовки до художественного осмысления предложенных задач. Прием педагога в подаче материала должен быть гибок и точно сбалансирован.
Предлагая быстрый темп для ранее пройденных движений, педагог неизбежно сталкивается с некоторой потерей чистоты исполнения. Поэтому в других примерах он должен возвращаться к более медленным полезным темпам. «Работа в двух темпах дает прочные навыки и знания, серьезность и глубину понятий, а исполнение приобретает черты академической ясности» (10, с.11).
В хореографии существует такое понятие как пауза. Она аналогична паузе музыкальной. В музыкальной паузе музыкальная мысль продолжается. Это не просто перерыв в звучании, а средство выразительности, момент внимания. В искусстве хореографии пауза имеет те же художественные задачи. Но ею, очень часто пользуются и в педагогической практике, особенно на начальных этапах. Паузой пользуются, чтобы яснее нацелить учащихся на выполнение учебного задания. Пауза придает и ритмическое разнообразие в построении примера. Любую техническую трудность также окружают паузами, чтобы собрать внимание для выполнения трудного pas и зафиксировать, удержать в паузе выполненную трудность.
Эффективность урока во многом зависит от общего темпа. Общий темп урока зависит от периодов отдыха и нагрузки.
Если время отдыха для восстановления работоспособности недостаточно, а упражнения вызывают усталость, это означает, что урок проходит в слишком быстром «темпе». Если же отдых «расхолаживает», это значит, что урок проходит вяло, в слишком медленном темпе. Например, в экзерсисе перерыв между отдельными заданиями, следует делать кратким, т.к. нагрузка этой части урока еще не столь велика.
Постепенно возрастающая нагрузка вызывает у учащихся максимальное напряжение не только мышечного аппарата, но и центральной нервной системы. Чем сильнее напряжение, тем более утомляется организм. Для избегания перегрузок необходимо чередование периодов отдыха с периодами напряжения. Эти периоды должны строго регламентироваться педагогом.
Для того чтобы дать возможность отдохнуть во время исполнения движений и комбинаций на середине зала, учащихся делят на несколько групп, а по мере возрастания нагрузки, лучше исполнять движения по линиям.
Прорабатывать каждое движение следует в медленном темпе с тем, чтобы оно потом в любой комбинации исполнялось правильно.
Говоря о рациональном построении урока нельзя сказать и о ряде условий, которые необходимо соблюдать.
Например, для лучшего наблюдения за учащимися рекомендуется раз в неделю переставлять их на станке. Это дает возможность увидеть ошибки при исполнении, которые не были замечены ранее.
На середине зала учащиеся размещаются в шахматном порядке, чтобы видеть всех в равной мере и делятся на группы с таким расчетом, чтобы они могли передвигаться по площадке, не мешая друг другу.
Через несколько занятий необходимо менять линии. Причем состав каждой линии должен быть постоянным.
Важно, чтобы учащиеся умели сохранять интервалы во время передвижения. Это готовит их к сценическим выступлениям, а также экономится время урока.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1591;