Образование и просвещение. Эпоха Великих реформ 1860–1870-х гг
Эпоха Великих реформ 1860–1870-х гг. определила новый этап в развитии образования в России. Постоянно возраставшая потребность государства в квалифицированных кадрах для развития экономики, толковых чиновниках и просто грамотных людях сочеталась с растущей тягой к просвещению среди населения. В 1850-х гг. в общественном мнении России началось активное обсуждение необходимых реформ низшей, средней и высшей школы. Началось изучение западноевропейских систем образования.
Для второй половины XIX в. характерно переплетение и борьба двух противоречащих друг другу тенденций:
· либерально настроенные общественные деятели выступали за расширение образования, полную отмену сословных ограничений, свободу и независимость учебных заведений;
· консерваторы по-прежнему смотрели на школу как на «внутреннюю охрану царства» и считали недопустимыми разговоры о всеобщем образовании и деидеологизации преподавания.
В 1860-х гг. в основном побеждало первое направление.
К 1864 г. относится утверждение нового прогрессивного университетского устава, вернувшего университетам автономию, выборность ректора, расширившего права университетских советов и факультетских собраний.
С 1865 г. перестраивалась научная и учебная работа в этих заведениях, в частности, вводились семинарские занятия.
Во второй половине XIX в. выросло количество университетов. В 1865 г. Ришельевский лицей в Одессе был преобразован в Новороссийский университет, в 1869 г. начал работу Варшавский русский университет, в 1880 г. учрежден первый в Сибири Томский университет (открыт в 1888 г.).
Новым явлением в пореформенные годы стало появление открытых и бессословных технических и сельскохозяйственных высших учебных заведений – Практического технологического института в Петербурге (1862 г.), Московского технического училища (1865 г.), Петровской земледельческой и лесной Академии (1865 г.) и др.
Основной формой средней школы по-прежнему оставалась гимназия. Устав 1864 г. провозгласил отмену сословных ограничений при приеме в эти учебные заведения. Создавалось два типа средних учебных заведений с семилетним курсом – классические гимназии с преподаванием так называемых «мертвых языков» и реальные гимназии. Различие в наборе учебных предметов создавало разницу в возможностях выпускников – закончившие классические гимназии могли поступить в университеты, закончившие реальные – только в технические вузы.
Положение 1864 г., распространявшееся на европейские губернии России, создавало массовую начальную школу для сельского и городского населения. В школу принимали детей всех сословий и обоего пола. В создании начальных школ важная роль отводилась общественной инициативе. Финансирование этих школ также предусматривалось за счет городских властей, земств и сельских обществ. К 1869 г. земствами было создано 10 тыс. школ. Курс таких учебных заведений преимущественно был трехгодичным. Государство настаивало, что важнейшей задачей начальной школы является «утверждение в народе религиозно-нравственных понятий» и только во вторую очередь – «распространение полезных первоначальных знаний». Однако возможность проявлять инициативу в создании учебных программ и учебников, данная уставом 1864 г., позволяла педагогам-энтузиастам народного просвещения расширять кругозор учащихся, готовить их к поступлению в средние учебные заведения.
В 1866 г. главой департамента просвещения стал известный реакционер граф Д.А. Толстой. С этого времени, а в особенности – в период контрреформ (1880–1890-е гг.) стала все ярче проявляться консервативная тенденция в подходе к образованию. В 1869 г. введена должность инспектора народных училищ, тогда же в противовес земским школам начинают создаваться государственные образцовые училища. В 1871 г. был утвержден новый гимназический устав, по которому полноценным средним учебным заведением считалось только дающее классическое образование. Реальные гимназии были преобразованы в училища. Начали создаваться государственные учебные программы, которые предписывалось строго соблюдать. Из просвещения изгонялись всякая инициатива и свобода. В 1880-е гг. все более укреплялись позиции тех, кто считал, что «развращение народа» идет от земской школы. Курсы земских школ сокращались, и в то же время, увеличивалось государственное финансирование церковно-приходских школ, которые становились проводниками официальной идеологии. Тогда же усилились сословные ограничения в среднем образовании. Меры предпринятые преемником Д.А. Толстого графом И.Д. Деляновым для сокращения в гимназиях (а значит, и в университетах) количества выходцев из низших слоев в полной мере нашли свое выражение в т.н. «циркуляре о кухаркиных детях» принятом в 1887 г. Этот документ закрывал доступ в прогимназии и гимназии детям «лиц предосудительных профессий»: прислуги, мелких лавочников и т.д. Кроме того, особый указ ограничивал доступ в средние и высшие учебные заведения нерусских и неправославных, в первую очередь, евреев. С деятельностью этого же министра связано и ограничение автономии университетов – в 1884 г. был принят новый университетский устав, отменявший выборность университетского начальства, запрещавший студенческие общества, уничтожавший возможность самостоятельной разработки учебных планов и организации научной деятельности. По новому уставу выпускники классических гимназий принимались в университеты безоговорочно, а поток всех остальных абитуриентов жестко регламентировался.
Вторая половина XIX в. это время развития открытого женского образования в России. В 1858 г. в Петербурге открылось первое бессословное семиклассное училище для девочек. Программа в нем приближалась к программе мужской гимназии за исключением древних языков. В 1862 г. такие училища получили статус гимназий. Создавались и женские прогимназии – трехгодичные учебные заведения по образцу уездных училищ. По Положению 1864 г. женщины могли преподавать в начальной школе. В 1860–1870-х гг. открывались специальные средние учебные заведения для девушек – педагогические курсы, школы фельдшериц и пр. В университеты женщины допущены не были даже по либеральному уставу 1863 г. Для получения высшего образования они уезжали за границу. В России для женщин создавались высшие курсы – врачебные женские курсы, преобразованные в 1887 г. в Петербургский женский медицинский институт; педагогические курсы; курсы при Харьковском (1876 г.) и Киевском (1878 г.) университетах, имевшие словесно-историческое и физико-математическое отделения; Бестужевские курсы в Петербурге и др.
Грамотность населения в России к концу XIX столетия значительно увеличилась – более 50% молодежи были грамотными. Однако недостатками системы просвещения оставались сословность, жесткий государственный контроль, неравномерное распределение учебных заведений по территории страны и их недостаточное количество, а также отсутствие культурной автономии у нерусских народов империи и насильственная русификация образования.
Наука
Вторая половина XIX в. – время мощного подъема российской науки. Потребности общества вызывали увеличение поддержки научных исследований со стороны государства.
Основными научными центрами оставались Академия наук, университеты, научные общества при университетах. Успехи русской науки в этот период повысили ее международный авторитет. «Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство», – писал К.А. Тимирязев в 1890-х гг.
С именем Д.И. Менделеева связан крупнейший прорыв в мировой химии – открытие в 1869 г. Периодического закона химических элементов – одной из основополагающих закономерностей естествознания.
Большими успехами отмечена работа российских физиков. Создателем отечественной физической школы является А.Г. Столетов, создавший работы по электростатике и актиноэлектричеству, уделявший много времени опытным исследованиям.
Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом исследовательские экспедиции П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского и Ч.Ч. Валиханова по Средней и Центральной Азии, южной Сибири. Огромный вклад в мировую географию и этнографию внесли путешествия Н.Н. Миклухо-Маклая по Океании, Австралии и Юго-Восточной Азии.
Исключительных успехов в это время добились отечественная медицина и биология. М.И. Сеченов заложил основы физиологии и психологии. Начал работу над своим учением о высшей нервной деятельности его ученик И.П. Павлов. Русские дарвинисты развивали и пропагандировали в своих трудах теорию эволюционного развития: А.Н. Бекетов выпустил работу по эволюционному видоизменению растений, И.И. Мечников и А.О. Ковалевский создали сравнительную эмбриологию, В.О. Ковалевский подтвердил эволюционное учение на материале палеонтологии, К.А. Тимирязев – основатель русской научной школы физиологии растений – популяризировал науку, много сделав для принятия дарвинизма в России. И.И. Мечников, помимо того, работал в области сравнительной патологии и заложил основы иммунологии.
Огромных успехов во второй половине XIX в. достигли в России технические науки. П.Н. Яблочков изобрел первую практически пригодную дуговую лампу. А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Выдающимся мировым открытием стало изобретение А.С. Поповым радиотелеграфа (1895 г.). Н.Е. Жуковский стал основоположником современной аэродинамики. В 1870 -1880-х гг. А.Ф. Можайский работал над созданием первого самолета. Начал свои исследования по аэро - и ракетодинамике К.Э. Циолковский, положив начало теории реактивного движения. А.Л. Чижевский создал гелиобиологию.
С развитием общественного сознания связан рост интереса к гуманитарным наукам и выдающиеся достижения в этой области. Вторая половина XIX в. – время расцвета отечественной исторической науки. Корифеями в этой сфере стали С.М. Соловьев, издавший в 1851–1879 гг. многотомную «Историю России с древнейших времен» и В.О. Ключевский – автор «Курса русской истории» и других произведений. Выходили в это время и выдающиеся труды по проблемам западного средневековья и Нового времени, славяноведения, востоковедения.
В области филологии и литературоведения работали И.И. Срезневский, Ф.Ф. Фортунатов, П.В. Анненков, В.И. Даль.
Литература
Особенностью русской культуры второй половины XIX столетия, как отмечали уже современники, был нравственный максимализм и литературоцентризм.
Художественная литература данного периода представляла собой «яркое созвездие великих имен». Это было время высшего расцвета реализма.
Расцвет лирической поэзии второй половины XIX в. связан, прежде всего, с именами Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Заметным явлением этого периода было и творчество поэтов, вышедших из простонародья. Связь с фольклором и «пленительные картины природы» отличают произведения И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина. Многие из их стихотворений стали народными песнями и популярными романсами.
1860–1870-е гг. – время наибольших достижений русского классического романа. В 1859 г. был опубликован роман И.А. Гончарова «Обломов»; в романе «Отцы и дети» (1862 г.) И.С. Тургенев вывел образы новых людей новой эпохи; глубокие нравственные проблемы поднимал в своем творчестве (1861 г. – «Униженные и оскорбленные», 1866 г. – «Преступление и наказание», 1868 г. – «Идиот»,1880 г. – «Братья Карамазовы») Ф.М. Достоевский; вершиной русской прозы XIX в. стали произведения Л.Н. Толстого («Война и мир», 1863–1869 гг., «Анна Каренина», 1873–1877 гг.).
В конце 1870 – начале 1880-х гг. в русскую литературу пришло множество талантливых писателей малых форм. Значительный вклад в русскую культуру внесли рассказы и новеллы В.М. Гаршина, В.Г. Короленко и др. «Поворотом в литературе» назвали современники уже первый сборник рассказов А.П. Чехова (1882 г.).
Ярким проявлением обличительного начала русской литературы во второй половине XIX в. была сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обличительные произведения вообще характерны для отечественной литературы этого периода. Однако, если Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов видели путь преодоления общественной несправедливости в нравственном совершенствовании человека, то т.н. «демократический роман» (Н.Г. Помяловский, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Решетников и др.) и революционная поэзия, ярчайшим представителем которой можно назвать Н.А. Некрасова, искупали творческое несовершенство призывом к активной борьбе.
Расцвет русской литературы второй половины XIX в. затронул и драматургию. Огромное влияние на отечественный театр оказали пьесы А.Н. Островского, с успехом ставились драмы А.В. Сухово-Кобылина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.К. Толстого. Неоценим вклад в этой области А.П. Чехова.
Живопись
Русская живопись второй половины XIX в. развивалась в духе критического реализма. Лучшие ее представители поднимали в своих произведениях важные социальные и нравственные проблемы.
В этот период на первое место в творчестве выдвигается бытовой жанр, пейзаж и историческое полотно.
Несмотря на то что в 1862 г. Совет Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, учитывая только художественную ценность картины, Академия оставалась оплотом реакции и косности. В 1863 г. 14 ее выпускников во главе с И.Н. Крамским в знак протеста отказались писать дипломную работу на заданную тему, были выпущены без дипломов и образовали Артель художников, объединенных общими взглядами на искусство.
В 1871 г. большинство из них вошло в Товарищество передвижных художественных выставок, получив впоследствии название «передвижников». Идеями, объединявшими их, было стремление своими полотнами говорить правду о русской жизни, заставить задуматься над социальными вопросами, вызвать сострадание к тем, кто несчастен и обездолен и обличить общественные пороки.
Искусство должно иметь непосредственную связь с жизнью, и в целях распространения произведений искусства во всех городах Империи устраивались передвижные художественные выставки. К числу передвижников относились такие выдающиеся мастера отечественной живописи, как В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов, Н.Я. Ярошенко, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Н.Н. Ге, И.И. Левитан, В.А. Серов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и др.
Гражданский обличительный пафос и характерен для большинства работ В.Г. Перова («Сельский крестный ход на Пасху», 1861 г., «Проводы покойника», 1865 г., «Тройка», 1866 г. и т.д.).
Большое место передвижники уделяли крестьянской теме, изображению простонародья – Н.Я Ярошенко «Кочегар», «Всюду жизнь»; Г.Г. Мясоедов «Земство обедает»; В.Е. Маковский «На бульваре», И.Е. Репин «Бурлаки на Волге».
Излюбленной темой художников этого направления была родная природа: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И.И. Шишкин «Сосновый бор», «Рожь»; И.И. Левитан «Март», «Над вечным покоем», «Вечерний звон»; А.И. Куинджи «Березовая роща», «Вечер на Украине»; В.Д. Поленов «Московский дворик».
Неоднократно передвижники обращались к исторической тематике: Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Но основные достижения исторической живописи этого периода связаны с творчеством В.И. Сурикова. Его интересовали социально-политические и духовные конфликты прошлого, и художник воплощал их на полотнах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и др.
Прославился своими часто фантастическими по сюжету, но глубоко народным, по сути, картинами «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» В.М. Васнецов.
Художники, связанные с товариществом, неоднократно обращались к библейским сюжетам: И.Н. Крамской «Христос в пустыне», Н.Н. Ге «Тайная вечеря», «Голгофа», «Что есть истина?», В.Д. Поленов «Христос и грешница».
Вершиной портретного мастерства передвижников стали портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского кисти В.Г. Перова; Л.Н. Толстого, исполненный И.Н. Крамским; М.П. Мусоргского, созданный И.Е. Репиным.
Связан с передвижниками, хотя и не относился к их товариществу крупнейший отечественный художник-баталист В.В. Верещагин – автор таких знаменитых полотен, как «Апофеоз войны», «Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой», «Побежденные», «Панихида», «Двери Тамерлана» и т.д.
Скульптура
Во второй половине XIX в. скульптура переживала кризис. Действительно смелых идей не мог предложить практически никто из русских скульпторов.
Они обратились к сюжетности, исторической и бытовой иллюстративности. Скульптурные работы этого периода перегружены подробностями. Характерный пример – памятник «Тысячелетие России» в Новгороде М.О. Микешина. Отказавшись от монументальности, скульпторы добивались больших успехов – памятник А.С. Пушкину в Москве А.М. Опекушина.
К концу века все явственнее становится отторжение скульптуры от архитектуры, что способствовало возрастанию роли станковой скульптуры, которая в значительной степени находилась под влиянием современной ей живописи. Эта тенденция ярко проявилась в творчестве близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы («Иван Грозный», «Ермак», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый», «Христос перед судом народа»).
Архитектура
Внедрение во второй половине XIX в. в архитектуру достижений промышленного прогресса способствовало ее интенсивному развитию, совершенствованию строительной техники, росту профессионального уровня архитекторов. Постройки стали более функциональны, преобладало строительство общественных и административных зданий, появились их новые типы: железнодорожные вокзалы, фабричные и заводские корпуса, большие крытые торговые помещения, доходные дома, банки. Развитие частного предпринимательства вызвало значительные изменения в облике крупных городов, характерными чертами которых стали хаотичность застройки, несогласованность в масштабах сооружений, контраст между пышным центром и убогими окраинами.
Господствующим стилевым направлением была эклектика (смешение стилей). Наиболее популярной разновидностью эклектики в архитектуре стал псевдорусский стиль, возникновение которого связано с увлечением древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой. К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: имитирующий деревянную крестьянскую избу с резным крыльцом «Теремок» в подмосковном Абрамцево (архитектор И. П. Петров, более известный под псевдонимом Ропет); здания Исторического музея (В.О. Шервуд и А. А. Семенов), Городской думы (Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (А.Н. Померанцев) в Москве.
Театр
Театральная жизнь во второй половине XIX в. отразила процессы, происходившие в обществе, привлекала внимание к животрепещущим процессам современности.
Популярность театра в широких кругах различных слоев населения возрастала, улучшалось профессиональное образование актеров, увеличивалось количество театральных трупп.
Основными центрами театральной культуры оставались Малый театр в Москве и Александринский театр в Петербурге, но уже в 1860-е гг. в провинции действовало более ста театров. В 1882 г. была отменена монополия казенных театров, и из любительских трупп стали возникать известные театральные коллективы. В 1890-х гг. широкое распространение получили народные театры.
Огромное влияние на драматическое искусство второй половины XIX в. оказал А.Н. Островский, создавший около 50 пьес, в числе которых «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «Доходное место», «Бедность не порок» и т.д. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями передовых людей того времени, и постановки пользовались огромным успехом. Главное место драмы этого автора занимали на сцене Малого театра, который стали называть «домом Островского». Под влиянием его драматургии там сложилась непревзойденная школа сценического реализма, взошла звезда не одного талантливого актера (П.М. и М.П. Садовские, П.В. Васильев, Н.Х. Рыбаков, П.А. Стрепетова, А.Е. Мартынов и др.) В 1870-е гг. на драматической сцене заблистал талант М.Н. Ермоловой, впервые проявившийся также в пьесах А.Н. Островского.
Помимо драм Островского популярны были в русских театрах сочинения Н.В. Гоголя, А.В. Сухово-Кобылина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.К. Толстого, в конце века начали ставиться пьесы А.П. Чехова. Переводились на русский язык и В. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, Ж.-Б. Расин, Ф. Лопе де Вега, К. Гольдони и т.д.
Музыка
Вторая половина XIX в. – время расцвета русской музыкальной культуры. В музыкальном искусстве заметно возросло влияние национальных народных мелодий. Развитие музыкальной критики (В.В. Стасов) способствовало популяризации произведений русских композиторов, демократизации музыкальной культуры. Значительное развитие получило музыкальное образование. В 1859 г. известный композитор, пианист и дирижер А. Г. Рубинштейн создал в Петербурге «Русское музыкальное общество», отделения которого возникли во многих городах. В 1862 г. на базе «Музыкального общества» была основана первая в России консерватория. По инициативе пианиста и дирижера Я. Г. Рубинштейна (брат А. Г. Рубинштейна) в 1866 г. была открыта Московская консерватория. Композитор М.А. Балакирев и дирижер Г.Я. Ломакин стали основателями массового музыкального образования в России, в организованную ими в Петербурге в 1862 г. бесплатную музыкальную школу принимали всех желающих.
Во второй половине XIX в. в России появилась целая плеяда талантливых музыкантов, но особое место принадлежит творческому объединению русских композиторов, известному как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок» или, по образному выражению В. В. Стасова, «Могучая кучка». Этот кружок сформировался в конце 50-х – начале 60-х гг., в него входили замечательные композиторы М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков, создавшие выдающиеся шедевры симфонической, оперной, инструментальной музыки. Но значение этого содружества не ограничивается созданными его коллективом музыкальными произведениями. Композиторы «Могучей кучки» изучали и популяризировали отечественную народную музыку, использовали ее в своем творчестве, внесли неоценимый вклад в развитие национальных традиций в русской музыкальной культуре. Их деятельность в значительной степени определила направление дальнейшего развития русского музыкального искусства. Творчество композиторов «Могучей кучки» тесно связано с историей народа, отражает его жизнь. Восставший народ стал главным действующим лицом опер Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина». В операх «Шахерезада» Римского-Корсакова и «Князь Игорь» Бородина, в сочинениях М.А. Балакирева «Еврейская мелодия», «Грузинская песня», «Тамара» использованы мелодические традиции разных народов Российской империи.
Величайшим композитором эпохи стал П. И. Чайковский, создавший новый тип оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»), выдающиеся образцы балетной («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»), симфонической и камерной музыки (более ста романсов). Творчество Чайковского, много почерпнувшего из народной музыки, проникнуто глубоким лиризмом и тонким психологизмом.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 3848;