Лекция 2. История становления и развития социологии.

1. Классический этап развития социологии (втор. пол. XIX – нач. ХХ вв.)

2. Социология в ХХ в.

 

Вопрос о том, что такое социология, не может быть решен чисто логическим путем, исходя только из ее современного состояния, т.к. эта наука имеет разные формы своего проявления и глубокие исторические корни. Диапазон социологического знания достаточно широк – от концепций социальной философии, которые проступают уже в творчестве античных авторов (Платон, Аристотель), до конкретных замеров общественного мнения, к которым часто прибегают современные социологи, выступая консультантами различных политических деятелей, государственных руководителей или СМИ.

Платон не делал различий между государством и обществом. По Аристотелю, государство – это общение ради общего блага. Государство состоит из семей.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. На мировую сцену вышел и начал бурно развиваться капитализм, который принес с собой многие социальные болезни. В европейских странах богатые становились богаче, а бедные беднее. На усиление эксплуатации трудящиеся ответили массовыми акциями протеста. Традиционная философия не могла дать ответа на вопрос о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.

 

Основателем социологии называют франц. ученого Огюста Конта (1798-1857). Он предложил новую науку об обществе развивать на базе уже проверенных в естествознании методов. Конт выделил 4 метода социологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, метод исторического анализа. Конт поставил социологию на вершину научного знания («Курс позитивной философии»).

Социологию Конт делит на два раздела: социальная статика – изучает строение общества и его элементы, и социальная динамика – раскрывает законы развития общества.

По Конту важнейший социологический элемент – семья, она выступает посредником между индивидом и обществом.

Для поддержания порядка и прогресса в обществе необходима солидарность, т.е.:

- осознание обществом самого себя как единого целого;

- дисциплина и ответственность;

- профессиональное управление во всех сферах;

- сотрудничество всех социальных групп.

Однако у Конта, как и у его последователей, социология все еще оставалась разновидностью социальной философии, т.е. сугубо теоретической областью знания.

Представителем классического периода социологии (к. XIX – н. XXв.) был и один из основоположников английского позитивизма Герберт Спенсер (1820-1903) («Основания социологии»). Спенсеру принадлежит биологическая концепция.

Спенсер рассматривает общество по аналогии с биологическим объектом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т.д.) – как части организма (сердце, нервная система и т.д.). Экономика общества подобна обмену веществ в организме, правительство аналогично головному мозгу, торговля – как кровообращение.

Спенсеру принадлежит идею эволюции общества, как живого организма (в соответствии с теорией Ч. Дарвина). По Спенсеру, общество возникло в наиболее простом, элементарном виде (как и первые живые организмы). В ходе эволюции происходило развитие и усложнение структуры общества. Появилась социальное и имущественное неравенство, а соответственно деление на слои, сосоловия, классы.

Спенсер предложил закон социального развития, в соответствии с которым выживают наиболее приспособленные индивиды. Важнейшую роль играет экономическая конкуренция.

Важный вклад в развитие мировой социологической мысли внес К. Маркс (1818-1883). Он на основе огромного фактического материала всесторонне исследовал особенности становления, развития и функционирования капиталистического общества.

По Марксу, в капиталистическом обществе два основных класса: пролетариат (рабочие) и буржуазия (предприниматели). Между ними существуют непреодолимые противоречия (антагонизм). Это объясняется противоположностью экономических интересов.

Маркс разработал теорию прибавочной стоимости, показав, что в процессе труда рабочий создает новую, значительно большую, чем прежде, массу стоимости, позволяя тем самым владельцу средств производства получать прибыль. Сама же прибыль есть неоплаченная часть труда рабочего, поэтому рано или поздно в развитии возникают социальные противоречия, приводящие к вызреванию социального конфликта, что в свою очередь может привести к социальной революции. Революция у Маркса – двигатель человеческой истории.

Так, в марксистском понимании, социальный конфликт всегда связан, во-первых, с противоположностью интересов, которыми руководствуются противоборствующие социальные субъекты. Во-вторых, он является наиболее резкой и открытой формой проявления социального противоречия.

Марксу присущ экономический детерминизм. Он игнорирует роль культурных и духовных факторов в жизни общества. Также Маркс преувеличивает значение классовой борьбы, революционного насилия в истории.

Разработкой методологии социологической науки занимался Эмиль Дюркгейм(француз, 1858-1917) («Правила социологического метода», «Самоубийство: социологический аспект»). Дюркгейм считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, образующие реальность. Под социальными фактами он понимал привычки, обычаи, традиции, правила поведения.

Дюркгейм считал, что в социологии прослеживаются две тенденции: натурализм и социологический реализм. Натурализм уходит к пониманию общества как части природного мира. Социологический реализм представляет собой попытку установления специфики социального объекта, его несводимости лишь к природе. Дюркгейм считал, что социолог в своих исследованиях, должен быть свободен от предрассудков, идеологий, религии.

Макс Вебер (1864-1920) Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология должна раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «объяснить» их социальные действия. В социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры.

Вебер считал, что в процессе истории растет степень рациональности социальных действий и в целом всех сторон жизни.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относил её к гуманитарным наукам.

В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить развитие капитализма, связав эту проблему с распространением протестантизма(новой христианской конфессии). Этические принципы протестантизма (бережливость, честность, трудолюбие) способствовали возникновению капитализма. Протестантизм был более доступной, демократичной религией, допускавшей свободомыслие. Также протестантизм поощрял развитие предпринимательства. В соответствии с католическими убеждениями занятие коммерцией было греховным и осуждалось.

Вебер пришел к выводу, что между господствующей в обществе религией и экономическим поведением людей существует определенная взаимосвязь. Религиозные воззрения оказывают влияние на характер и мотивы хозяйственной деятельности.

Вебер автор теории «бюрократии». Так, если Карл Маркс рассматривал бюрократов как чиновников живущих за счет пролетариев, как паразитов, то Макс Вебер понимал бюрократов, как профессионалов, имеющих специальное образование, получающих за свою работу соответствующее вознаграждение. Бюрократы находятся на службе у общества и не должны использовать свое положение в личных целях. Чем сложнее общество и производственные процессы, тем больше необходимость в бюрократах, основным занятием которых становится профессиональное управление.

Идеальный бюрократ должен: как можно меньше в своей деятельности руководствоваться эмоциями, а больше рациональными соображениями; равно (обезличенно) относиться ко всем, кто контактирует с ним в процессе выполнения управленческих решений; четко выполнять требования правил и инструкций; на работе воспринимать себя как «деталь» управленческого механизма.

Веберу также принадлежит теория «господства», в соответствии с которой в обществе есть три основных вида господства: 1. Монархия – передача власти по наследству; 2. Легитимное господство – лидер избирается определенной группой людей; 3. Харизматическое господство.

Представителем психологического направления был и Гюстав Лебон (1841-1931). Он является автором теории, получившей название – «психология народов». Лебон считал, что каждый народ обладает определенным душевным строем, имеет антропологические особенности. Поэтому у представителей различных народов отличаются мысли и чувства, эти отличия сказываются на сознании.

Также Лебон пришел к выводу, что носителем сознательного, организующего начала в истории является элита, а основная масса людей (толпа) является носителем не столько разумного, сколько эмоционального, инстинктивного, стихийного поведения. В XIXв. власть толпы сменяет власть элит. Для толпы характерна анонимность, внушаемость, стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь. Поведение толпы изменчиво, в толпе нет сомнений, она впадает в крайности. Массы уважают только силу. Рассуждения толпы примитивны. Толпе необходим вождь. Главное качество вождя – упорство, стойкая воля.

Итальянский исследователь В.Парето (1848-1923) утверждал, что история движется не благодаря осознанным актам человеческого волеизъявления, а благодаря скрытым биоимпульсам; имеет скорее иррациональный, чем рациональный смысл. Логика, научная теория и идеология, с точки зрения Парето, лишь маскируют проявления инстинктов. Задача же социологии как раз таки и состоит в том, чтобы изучать инстинкты, прояснять их смысл и через них угадывать скрытые пружины человеческого поведения и социального действия.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, считал, что поведение человека в обществе обусловлено бессознательными сексуальными импульсами (либидо).

По Фрейду, природа общества определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой человека с существующими общественными отношениями. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, и есть движущая сила общества.

 

Американская наука. После I-й Мировой войны капитализм наиболее бурно развивался в США. Вообще социология развивается в странах, где есть хоть немного демократии. В Западной Европе была разруха, соответственно сложились неблагоприятные условия для развития науки в целом. В России произошла Октябрьская революция, многие ученые бежали из страны Советов, уехало и большинство социологов.

После завершения войны в США выходят работы Уильяма Томас (1863-1947), положившие начало эмпирическому направлению. Оно противопоставило себя классической социологии. Произошло деление социологической науки на отрасли: социология города, социология политической жизни и т.д. Утверждалось, что истинность научного познания должна определяться только на основе эмпирических методов. Все явления должны быть собраны по отдельным группам. Человека и его поведение можно исследовать только открытым путем, методом наблюдения.

В 1935 г. Джорджем Гэллапом был основан Американский институт общественного мнения (Институт Гэллапа). Институт проводит регулярные опросы населения и пользуется международным авторитетом как один из наиболее надежных источников информации.

Робертом Парком(1864-1944) считал, что процессы, происходящие в обществе зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. Подход Парка заложил основы инвайронментальной социологии (социологии среды), которая появилась в 70-х гг. и исследует отношения общества со средой обитания.

Основателем направления, получившего название символический интеракционизмявляется американский ученый Джордж Герберт Мид (1863-1931). Общество и личность формируются благодаря взаимодействиям (интеракции) между людьми. Взаимодействие представляет собой обмен символами. Так, общество строится на обмене жестами и символами. Крайне важную роль играет язык, речь.

По Миду, человек воспринимает себя в соответствии с оценками других. Творческое взаимодействие людей изменяет весь социальный процесс.

Мид считает, что социум предшествует индивидуальному разуму. Мыслящий человек невозможен без первичной социальной группы. Социальная группа приводит к развитию мыслительных процессов самосознания.

 

Выдающимся русским и американским социологом является Питирим Сорокин(1889-1968). Он считал, что есть, прежде всего, совокупность единиц – индивидов, причем таких индивидов, которые не изолированы друг от друга, а находятся в процессе взаимодействия друг с другом.

В своих работах Сорокин много внимания уделяет пониманию социологии и ее предмета. Так, он говорил, что каждая из наук об обществе имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства (экономика, политика), социология же имеет дело со всеми сферами социокультурного пространства.

Сорокин рассматривал широкий диапозон социальных расслоений, выделяя из них в качестве основных три типа: 1. Экономическое расслоение (богатые-бедные). 2. Политическая дифференциация (имеющие власть и не имеющие ее). 3. Профессиональная дифференциация.

Однако социальные страты не являются неизменными, они подвержены изменениям. Так, между различными стратами и внутри каждой из них существует перемещение индивидов, которое Сорокин обозначил термином «социальная мобильность».

Сорокин выделяет два типа социальной мобильности: горизонтальный – перемещение из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне общественной стратификации (смена гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности). Вертикальный тип – перемещение индивида из одного слоя в другой. В зависимости от направленности такого перемещения Сорокин выделяет восходящую и нисходящую циркуляцию, т.е. – социальный подъем и социальный спуск.

 

Одним из крупнейших социологов ХХ в является Толкотт Парсонс (1902-1979) (США). Основная идея его работ следующая: социальная реальность, несмотря на всю свою необъятность, сложность и противоречивость, организована рационально и обладает системным характером.

Парсонс считал, что социология должна заниматься широким кругом вопросов – начиная с семьи и малых групп и заканчивая обществами как таковыми.

Американский социолог выделил общую модель действия, названную им «единичным актом», который включает в себя два основных компонента:

1. Действующее лицо, т.е. субъекта действия, имеющего определенные цели.

2.Ситуационное окружение – изменяемые и неизменные факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из определенного числа социальных, культурных и физических факторов.

Первым фактором ситуационного окружения, считает Парсонс, является биологический организм. Основной проблемой является обеспечение пищей и жильем, а также разделение на два пола, что влияет на все человеческие действия.

Вторым фактором ситуационного окружения является система культуры. Ядром общества как системы, по мнению Парсонса, выступает структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции, т.е. всех членов общества. Этот порядок состоит из культурных объектов, являющихся частью культурной традиции: идеи, верования, ценности, нормы и правила.

Однако Парсонс утверждал, что личность не сводится ни к организму, ни к культуре. Личность образует аналитически независимую структуру, являющуюся третьей и важнейшей подсистемой.

 

Социология в Советском Союзе. С сер.20-х до сер. 30-х гг. – динамичный период развития социологии в СССР в рамках марксизма. Были созданы факультеты и отделения социологии. С 30-х гг. социологию называют лженаукой.

С 60-х гг. начинается новый виток в развитии советской социологии. Мало внимания уделялось теоретическим исследованиям. Преобладали прикладные исследования – обычно связанные с социологией труда.

В конце 70-х гг. в Академии Наук появляется отделение социологии, а затем Институт социологии. Развиваются социологические исследования, связанные с социологией личности, города, деревни, но только не политики.

С сер. 80-х проводятся крупные исследования, связанные с выборами, президентством.

 

Таким образом, в ХХв. социология как бы спускается с высот общего (философского) рассмотрения общества к анализу его конкретных структур (групп, коллективов, институтов и т.д.), т.е. переходит с макроуровня на микроуровень.

 








Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 2749;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.