Религиозная компонента в политических движениях современности. Усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих.
Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зрения политологии, влияние политики на религию.
Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.
Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.
Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.
Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии “исламского порядка". Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламского террористического движения “Ан-Нахда" с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.
Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.
Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.
[1] Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян - М.: ИНФРА-М, 2004. –С. 453
[2] Цит. по Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян - М.: ИНФРА-М, 2004. –С. 453
[3] Ганди М. Моя вера в ненасилие. / М. Ганди // Вопросы философии 1992. № 3. - С. 65.
[4] Там же С. 66
[5] Лобазова О.Ф. Учебник / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. Академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 488с. С. 40-41
[6] Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов / Вежбицкая А.Н.. Пер. с анг. А.Д. Шмелёва. - М.: языки славянской культуры,- 2001. - С.287. [7] Шестые Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете современных лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики. Смоленск, 20-21 мая 2003 года. – Смоленск: СГПУ, 2003.- С.168.[8] Лобазова, О.Ф. Религиоведение: Учебник / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 176
[9] Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян - М.: ИНФРА-М, 2004. –С. 467
[10] Лобазова, О.Ф. Религиоведение: Учебник / О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академика РАН, проф. В.И. Жукова. – 6-е., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 176
[11] Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –С.159
[12] Данилевский, Н.Я. Россия и Европа./ Н.Я. Данилевский. СПб, 1995.- С.402
[13] Соловьев В. С. Еврейство и христианский вопрос// Тайна Израиля. / В. С. Соловьев. СПб, -1993- С.40
[14] Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы./ Апресян Р.Г. - М.: Норма, 2008. С. 43.
[15] Бердяев Н. «Сочинения». / Н.А.Бердяев М., «Раритет», - 1994 -. С.10.
[16] Маркович А. На пути к абсолютной морали // Журнал Вестник . 2003. № 13. С. 32.
[17] Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. / В.С, Соловьев - М.: Республика, 1996. – С. 256
[18] Цит. по Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян - М.: ИНФРА-М, 2004. – С.416
[19] Цит. по Кузнецов, В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян - М.: ИНФРА-М, 2004. –418
[20] Цит. по Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. / А.В, Бородина. - Москва, Издательский дом «Покров». – 2003. – С. 125
[21] Цит. по Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. / А.В, Бородина. - Москва, Издательский дом «Покров». – 2003. – С. 126
[22] Миронов А.В. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. / А,В. Миронов., Ю.А. Бабинов / Учебное пособие. - М.: НОУ, 1998. – С. 81
[23] Каневский К. Социальная доктрина католической церкви. / К. Каневский. Российская юстиция – 2003 - №4 – С. 25
[24] Каневский К. Социальная доктрина католической церкви. / К. Каневский. Российская юстиция – 2003 - №4 – С. 27
[25] Фрейд 3. Сумерки богов. / З. Фрейд. М., 1989.- С. 125
[26] Миронов А.В. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. / А,В. Миронов., Ю.А. Бабинов / Учебное пособие. - М.: НОУ, 1998. – С.126
[27] Ясперс К. “Истоки истории и её цель”//Ясперс. Смысл и назначение истории. М., - 1994. - С.166
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1284;