Социальная философия

1. Человек должен искать только то, что в его власти, а все остальное отнести к области безразличного (Стоицизм).

Величайшая мудрость – возлюбить неизбежное (Сократ).

Как возможна свобода на основании этой мудрости? Согласитесь ли вы с тем, что усиление активности способствует достижению цели?

2. Препятствием для признания свободы воли является закон причинности, имеющий силу не только для механических процессов, но и для душевной жизни: всякое хотение имеет причину, благодаря которой оно возникает так же необходимо, как и всякое другое событие в мире (Н. Лосский).

Возможно ли желание без причины? Если да, приведите пример, если нет, то поясните, как это согласуется со свободой?

3. Нравственный человек сознает содержание своей деятельности чем-то необходимым, и этим так мало наносится ущерб его свободе, что последняя даже, наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится действительной. Наказываемый преступник может рассматривать постигающее его наказание как ограничение своей свободы; на деле, однако, наказание не есть чуждая сила, которой он подчиняется, а лишь проявление его собственных деяний, и, признавая это, он ведет себя, как свободный человек (Г. Гегель).

Нет ли здесь противоречия? Определите свободу с диалектической точки зрения.

4. Если термин «человечество» вообще что-то означает, то он означает, по крайней мере, что вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм всякая деятельность направлена к единой цели. В конечном счете должна быть найдена общая черта, характерная особенность, посредством которой все эти формы согласуются и гармонизируются (Э. Кассирер). Какая общая черта или особенность может быть основанием для гармонизации человеческих различий?

5. Как действие может быть или не быть поступком, а поступок – быть или не быть действием? Покажите это на примерах.

6. Некоторые люди берутся за рассмотрение тех особенностей великих исторических деятелей, которые свойственны им как частным лицам. Человек должен есть и пить, у него есть друзья и знакомые, он испытывает разные ощущения и минутные волнения. Известна поговорка, что для камердинера не существует героя, – но не потому, что последний не герой, а потому, что первый – камердинер (Г. Гегель).

Какой из этого может быть сделан вывод?

7. Общественная философия должна отвергнуть мысль о конце прогресса, о завершении человеческих стремлений и признать, что историческая жизнь человечества всегда останется областью исканий и неудовлетворенности (П. Новгородцев).

Если это верно, как возможен социальный прогресс?

8. Себялюбивая цель, обусловленная в своем осуществлении всеобщностью, обосновывает систему всесторонней зависимости, так что пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. Можно рассматривать эту систему как основанное на нужде государство рассудка (Г. Гегель).

Каким образом тогда возможно отчуждение человека от общества?

9. Можно любить то или другое, но не связывая себя до конца с чем-либо, кроме себя самого. Пусть оно не сплетается и не срастается с нами до такой степени прочно, чтоб нельзя было его отделить от нас. Самая великая вещь на свете – это владеть собой (М. Монтень).

Может ли человек жить в обществе, не имея привязанностей? Поясните свой ответ.

10. Низшим во всем свете уже надоело, что на них вечно возлагают обязанности, и они радостно наслаждаются эпохой, освободившей их от бремени заповедей. Но праздник непродолжителен. Без заповедей, которые обязывают к определенному образу жизни, существование становится совершенно пустым (Х. Ортега-и-Гассет).

О каких заповедях говорит философ? Могут ли они иметь светский характер?

11. Не вокруг творцов нового шума, – вокруг творцов новых ценностей вращается мир; он вращается неслышно (Ф. Ницше). Покажите на примере конкретные ценностные основания, вокруг которых «вращается» определенная историческая эпоха.

12. Высшей ценностью является сама жизнь человека, его здоровье, как базис его существования и развития, и все, что необходимо для этого – хлеб насущный, кров над головой, одежда и обувь, медицинское обслуживание, здоровая природная среда, социальное обеспечение, транспорт, связь, услуги и т.д. – словом, весь комплекс потребностей его физического существования (Н.С. Кузнецов).

Существуют ли ценности, которыми нельзя пренебречь ради перечисленных? Поясните свой ответ.

13. Польза прекрасного отнюдь не ясна, его культурная необходимость тоже не очевидна, и все же культура не может без него обойтись (З. Фрейд). Почему?

14. Живите дурно, против воли Бога, и никакие ваши усилия не доставят вам того благосостояния, которого вы ищете. Живите хорошо, согласно с волей Бога и не делая никаких усилий для достижения этого благосостояния, и оно само установится между вами, и таким способом, о котором вы никогда и не думали (Л. Толстой). Переведите на философский язык мысль писателя; согласны ли вы с ней?

15. Надо считаться с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе (З. Фрейд).

Прав ли З. Фрейд? Что направляет людей против культуры?

16. Атеистический, механистический и материалистический подход к миру отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия и чреват, в конечном счете, ненасытными потребностями, состязательностью, тщеславием, которые не в состоянии удовлетворить никакое достижение (С. Гроф).

Существует ли, в этой связи, рациональное соотношение между осознанием своей отдельности и причастности миру?








Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 659;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.