Диалектика и теория познания
1. Можно ли считать диалектическим представление о том, что во Вселенной нет ничего надежного, постоянного, в ней все изменчиво, неопределенно, неустойчиво? Почему?
2. Приведите несколько пословиц и поговорок, указывающих на истинность неочевидного (например: «Нет худа без добра») и поясните одну из них.
3. Только то исключено из всемогущества Бога, что противоречит сущности разума, а именно, что нечто одновременно существует и не существует или что бывшее стало небывшим. Все, что содержит противоречие, не попадает под всемогущество Бога (Фома Аквинат).
Чем так нетерпимо противоречие, что средневековый философ не допускает его даже за счет уменьшения всемогущества Бога?
4. Все есть яд, и все есть лекарство, тем и другим делает лишь доза (Парацельс).
Какой закон развития иллюстрирует данное положение? Приведите свой пример.
5. Что может произойти при возрастании следующих качеств: осторожность, легкомыслие, разговорчивость, мягкость, точность, невозмутимость? Объясните это с помощью одного из законов развития.
6. Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли, ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы (Гераклит).
К какому результату должна приводить борьба? Возможен ли иной источник развития кроме борьбы?
7. Необходимо, чтобы единство превосходило противоположность, иначе вещи бы разрушились, поскольку разделились бы их начала (П. Мирандола).
Прав ли философ? Поясните или опровергните его мысль.
8. Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я - ничего, в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец - ничего, а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что (М. Твен).
Объясните эту эволюцию взглядов писателя с помощью одного из законов развития.
9. Впечатления представляют собой живые и сильные восприятия. Идеи же – более тусклые и слабые. Это различие очевидно. Все наши идеи, или слабые восприятия, выводятся из наших впечатлений, или сильных восприятий (Д. Юм).
Могут ли идеи быть сильнее восприятий? Приведите логическое обоснование или пример.
10. Мы познаем субъекты, и мы никогда до конца их не познаем. Мы не познаем их в качестве субъектов, мы их познаем только объективируя, превращая их в объекты, поскольку объекты есть не что иное, как нечто в субъекте, переведенном в состояние нематериального существования интеллектуальным актом (Ж. Маритен).
Возможно ли познание субъектов как таковых? Если да, то каким образом, если нет, то почему?
11. Пора не только согласовать свое дыхание с окружающим воздухом, но и мысли со всеобъемлющим разумом. Ибо разумная сила так же разлита и распространена повсюду для того, кто способен вбирать ее в себя, как сила воздуха для способного к дыханию (Марк Аврелий).
Правомерна ли такая аналогия? Каким образом формируется человеческий разум?
12. Философия, с одной стороны, есть постижение бытия в системе понятий и, с другой стороны, постижение его из его абсолютной и всеобъемлющей первоосновы. Но понятие есть всегда нечто относительное и ограниченное; как же возможно выразить абсолютное в формах относительного, овладеть бесконечным, уловив его в сети конечного?
Действительно, как?
13. Истина в высшей степени динамична, она не дана в законченном и застывшем виде. Истина не догматична. Она дана лишь в творческом акте. Истина есть жизнь, существование существующего. Бытие есть лишь застывшая, затвердевшая часть жизни, жизнь, выброшенная в объектность. Тут подстерегает человека форма рабства... (Н. Бердяев).
В чем здесь философ прав и в чем не прав?
14. Вообще, мысль и предмет составляют не два разных предмета, а два момента чего-то единого. Критерий истины только и можно найти в мышлении, но в мышлении, освобожденном от личного характера (А. Герцен).
Если это верно, то в каком смысле, если неверно, то почему?
15. Эксперимент нарушает естественное течение наблюдаемого процесса и в то же время без него нельзя обойтись в научном познании. Следует ли отсюда, что мы познаем лишь предмет, измененный вмешательством человека, и никогда не сможем познать его таким, каким он существует без этого вмешательства?
Аргументируйте свой ответ.
16. Проведите пример поэтапного абстрагирования от минимально абстрактного понятия до максимального, не пропуская ни одного уровня (например, от яблока до материи).
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1048;