Ценности, их природа, классификация.
Человек отличается от животного не только тем, что обладает свободой, возможностью самоопределения, разумом, он еще и оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности, структурой ценностного мира. Принято считать основателем аксиологии Рудольфа Германа Лотце, который ввел понятие ценности в 19 в. Аксиология – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.
Этапы развития аксиологического знания:
1. Античность: ценности отождествлялись с самим бытием, Космосом как упорядоченном целым. Основными ценностями были благо, справедливость, которые использовались для характеристики идеального государства, бытия (Платон). Уже в античности появились две противоположные точки зрения на ценности:
· Ценности абсолютны (Сократ, Платон).
· Ценности относительны (софисты): «человек есть мера всех вещей».
Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных».
2. Средние века: ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Бог – главный источник ценностей для человека.
3. Возрождение: на первый план выдвигаются ценности гуманизма, человеческой индивидуальности, творчества и свободы.
4. Новое время: ценности отождествлялись с истиной. Решающий шаг в «разведении» ценностей на истину, красоту и благо сделал И. Кант. Истиной занимается рассудок, а ценностью, как посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. Ценность для Канта – это нечто должное, требование, обращенное к личности человека, его свободной, доброй воле.
Виды ценностей, поГегелю:
1) экономические (утилитарные): выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». Их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качествах. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики».
2) духовные: ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».
5. Современность:
1.Натуралистический психологизм: ценности объективны, наблюдаемы и зависят от биологических и психологических потребностей людей. Представители: Дж. Дьюи, К. И. Льюис. Каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.
2.Аксиологический трансцендентализм: ценности понимаются как то, что человеку задано свыше как идеалы, которых в жизни человечество никогда не достигало. Здесь ценности - не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является "сознание вообще", т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры. Представители: неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт.
3. Персоналистический онтологизм (материальная этика ценностей М. Шелера): ценности не формальны, как у Канта и неокантианцев, и не являются специфическим отношением субъекта к объекту, они объективны и даются человеку априорно (доопытно) в интенциях симпатии и антипатии, любви и ненависти. Благодаря этой доопытной способности человек может чувствовать, воспринимать ценности, еще не сформировав о них понятия. Ценности выстроены в строго объективном иерархическом порядке:
1) Ценности того, что ощутимо с помощью органов чувств (приятное/неприятное).
2) Ценности жизни или витальные ценности (благородное/подлое).
3) Духовные ценности (доброе/злое, прекрасное/безобразное, истинное/ложное).
4) Религиозные ценности, ценности священного (святое/нечестивое).
Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности - это ценности "прекрасного" и "познавательные" ценности. Высшей ценностью является ценность "святого", идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви.
Шелер полагает, что есть порядок Ordo amoris - строй любви и ненависти, который выше нормативов и долга, выше познания, воли, поскольку вырывает человека за пределы его Я, его сознания навстречу познаваемому.
4.Социологическая концепция ценностей: основателем ее является М. Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
5.Культурно-исторический релятивизм: утверждает идею аксиологического плюрализма, т.е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов (В. Дильтей).
Вывод: начиная с античности и до наших дней, нет единого мнения по вопросу аксиологии: является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности.
Классификация ценностей:
Классификация ценностей по содержанию:
1. Материальные: естественные, социальные блага, культурное наследие (выступают как объекты потребностей и интересов человека).
2. Социально-политические: например, представление о социальной справедливости, правах человека, о роли политических партий и пр.
3. Духовные: общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты. Духовные ценности программируют цели и способы деятельности людей, выступают в качестве норм, вкусов, идеалов.
Классификация ценностей по носителю:
1) Общечеловеческие.
2) Национальные.
3) Групповые.
4) Индивидуальные или личностные.
Классификация ценностей по типу мировоззрения:
1) Абсолютистские определения, согласно которым ценности есть феномены в чистом психологическом поле. Главным направлением в таком понимании ценностей предстает феноменология.
2) Объективистские определения, которые рассматривают ценности как объективно сущие качества, вне зависимости от рефлексии сознания.
3) Реляционистские определения, по которым ценности являются свойствами субъект-объектных отношений.
Классификация ценностей по предмету:
1) Морально-нравственные (этические): добро, зло, долг, честь, совесть и пр.
2) Эстетические - это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства: прекрасное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое и пр.
3) Религиозные: вера, Бог.
4) Научные: универсализм, общность, бескорыстность, организованный скептицизм (Р. Мертон).
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 4520;