Философия истории. Понятие исторического прогресса и его критерии.
Слово «история», употребляемое в обыденной речи, обозначает любое изменение и развитие, но термин «история» обозначает те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения. История как наука в качестве своего предмета имеет человеческое общество в его изменении и развитии. Первые историки – Геродот, Фукидид и пр. – писали свои труды еще в V веке до н.э. в период античной культуры. Однако же философское осмысление истории связано с именем итальянского философа Д. Вико (1668-1744). Он рассматривал историю как процесс, в котором люди создают системы языков, нравов, законов, общественных институтов. Термин «философия истории» впервые употребил французский мыслитель эпохи просвещения Вольтер. Он говорил о необходимости философского учения о прогрессивном развитии человечества, являющегося не проявлением божественной воли, но творчеством самих людей. С тех пор понятие философия истории чаще всего понимается как раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Философия истории призвана отвечать не на праздные вопросы. Ее задача определить, является ли история человечества универсальной, единой в своих основах, либо расчлененной на несовместимые части, а также каковы объективные критерии и ступени поступательного развития общества, какие из них она уже прошла, а какие ей еще предстоит пройти. Философия истории и общественных процессов анализирует исторический процесс с точки зрения исторического времени, смысла и направленности истории, прогресса и регресса исторического движения и ряда других вопросов исторического плана.
Подходы к истории:
1) история есть хаотичный, случайный процесс, лишенный всякой логики, закономерностей, какой-то направленности и цели.
2) история характеризуется логикой, закономерностью явлений, переходом от одних форм к другим, исходит из теории прогресса и определенной направленности. Здесь можно выделить два подхода:
· Прогрессистско-формационный подход:общество и история рассматриваются как ступени, как формы, сменяющие одна другую, причем каждая последующая выше (прогрессивнее) предыдущей (Гердер, Руссо, Кондорсе, марксизм). Исторический процесс - единый для всех обществ, универсальный и неизбежный закон истории.
· Локально-цивилизационный подход:никакой единой всемирной цивилизации и единой истории не существует (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). История представляет собой наличие отдельных локальных (относительно замкнутых) культур и цивилизаций. Некоторые себя осуществили и прекратили свое существование, другие идут к закату, третьи – только начинают свой путь и находятся в зародыше. Внутри культуры проходят одинаковые стадии развития: зарождение, расцвет, закат и умирание (Шпенглер).
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 2353;