ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ

Языком культурыв широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентировать­ся в пространстве культуры. Язык культуры (вербальный, жестовый, графический, образный, формализованный) - это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникаю­щие или уже существующие представления, восприятия, понятия, об­разы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Язык фиксирует значимые для человека представления, его отно­шения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые пред­ставления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяе­мый смысл.

Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка на другой. Вкультурологии эта проблема эф­фективности культурного диалога как на «вертикали», т.е. между куль­турами разных эпох, так и по «горизонтали», т.е. диалога разных куль­тур, существующих одновременно, осмысливается как проблема по-нимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах: как фак­тор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчув-ствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение обусловлены стереотипами - идеологическими, националь­ными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства.

Понимание апперцептивно, т.е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему уже имеющегося знания. На этой основе проис­ходит отбор, обогащение и классификация материала.

Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку. Символ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.

Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом «степеней свободы», намного превышая возможности человеческого восприятия. Поэтому будем считать некорректным использование понятий "знак" и "символ" в одном и том же смысловом контексте.

Исследователи культуры выделяют пять основных знаковых сис­тем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.

К настоящему времени сложилась следующая общепринятая клас­сификация языков:

естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский и др.);

искусственные языки - это языки науки, где значение фиксирова­но и существуют строгие рамки использования. К искусственным языкам относятся и языки условных сигналов, например, азбука Морзе, дорожные знаки и др.;

вторичные языки - это коммуникационные структуры, надстраи­вающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, ис­кусство).

Науки, изучающие языки культуры:

семиотика - наука о знаковых системах или семиозисе культуры. У истоков семиотики - две научные традиции, одна из которых восходит к Ч. Моррису (1834-96 гг.), американскому философу и социальному психологу, другая - к Ф. де Соссюру (1857-1913 гг.) и Парижской школе. Ч. Моррис полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как по­нятие атома для физики и клетки для биологии. Ф. де Соссюр счи­тал семиологию частью социальной психологии, аргументируя возможность изучения культуры общества через язык как важней­шую из знаковых систем. Французский структуралист К. Леви-Строс предполагал, что явления социальной жизни, искусство, ре­лигия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а, следовательно, они могут изучаться теми же методами;

герменевтика - одна из древнейших наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных тек­стов. Современная философская герменевтика, основателем кото­рой считается Г.-Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

Нормы — правила, регламентирующие человеческое поведение.

Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведе­ния и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соот­ветствующего (общественно одобряемого) поведения.

Нормы - суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписы­вающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила ча-стной жизни менее ценны и строги, нежели общественной, если, ко­нечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные.

В норму превращались коллективные идеалы красоты, добра, от­ваги. В статусе идеала или эталона культурные нормы тут же станови­лись ценностями — особо уважаемыми и почитаемыми представле­ниями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть чело­век. В любом обществе ценности оберегаются особым образом. За на­рушение норм и попрание ценностей полагались всевозможные санк­ции и наказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизм социального контроля. Он действует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нару­шение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

Список культурных норм постоянно расширяется. К ним относятся традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, мода, вкус, верова­ния идр.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо дейст­вие, слово, предмет. Табу послужило основой многих позднейших со­циальных и религиозных норм. В современном обществе табу накла­дывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или ос­корбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которо­го карается особенно страшно.

Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.

Традиции — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним нега­тивно или равнодушно.

1.9. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Исследование взаимоотношений культуры и религии во многих отношениях затруднительно. Наиболее заметная методологическая трудность состоит в следующем: если логически понятия "культура" и "религия" связаны отношениями части и целого (религия есть часть культуры), то аксиологически - в сфере отношений ценности и оценки - они равноправны: не только религия может быть оценена с позиции культуры, но и культура - с позиций религии. Отсутствие признаков религии характерно лишь для становящегося, возникающего общества, такого, которое еще нельзя назвать обществом в полном смысле этого слова. Всякое сложившееся общество предполагает существование ре­лигии. Религия - в первую очередь духовное явление, состояние и фор­ма сознания, основу которого составляет вера.

Религия(от лат. religare — связывать, соединять) — система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим сис­темность иорганизованность. Религия это сложное духовное обра­зование, специфический способ духовной деятельности человека, фор­ма общественного сознания. Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реаль­ного существования трансцендентного, сверхъестественного, опреде­ляющего существование мира и человека, основанного на вере и выра­женного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт.

Вера,верность, уверенность, достоверность - все это слова, одно-коренные с латинским Veritas - истина. Уточнение понятия вера - толь­ко первый шаг к определению религии, поскольку не всякая вера - ве­ра религиозная. Понимание того, что такое вера, необходимо, но не достаточно для выявления сущности религии. Обычно определение ре­лигии уточняют указанием на то, что религия - это вера в сверхъестест­венное. Такое определение приводит к смешению религии с другими явлениями культуры - мифологией, фольклором, вообще с искусством.

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлени­ем относительно самостоятельных систем ценностей. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

Миф, мифы(от греч. mytos - сказание) - это появившиеся в до-письменных обществах предания о первопредках, богах, духах и геро­ях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретиче­ские визуально-вербальные формы, выступает как специфический спо­соб систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа со­стоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое по-роднение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. В первобытном и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении Вселенной и человека, о воз­никновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории, науки.

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в це­лом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и услов­ности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.

Искусствоесть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жиз­ненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1333;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.