Понятие толерантности
«Помни, что ты только человек!» - эти слова заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного. Данная сентенция особенно актуальна для многонационального государства, каким является Россия.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. Понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Присущее культуре многообразие, ее способность выполнять различные функции и входить во взаимодействие с различными компонентами делают ее непременной частью не только совокупного производства в целом, но и каждой формы социальной активности в отдельности. Культура влияет на производство и составляет "культуру производства" или "хозяйственную этику", на политику и составляет "политическую культуру" и т.д. Она становится и средством оформления классовых отношений или национальной самобытности.
Как мы знаем, культура тесно связана с другими сферами социальной жизнедеятельности, что и придает ей огромное разнообразие.
Одна из самых важных проблем состоит в выборе основной типологической единицы, т.е. исходной формы культурных образований, которые подразделяются на различные типы.
Поэтому типология культур может производиться на основании разных критериев:
• связь с религией (культуры религиозные и светские);
• региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
• регионально-этническая особенность (русская, французская);
• принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
• хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, бронзовая культура, индустриальная культура);
• сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
• связь с территорией (сельская и городская культура);
• специализация (обыденная и специализированная культура);
• этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
• уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
Типология культуры дает возможность систематизировать и объяснить множественность разнородных культур. Метод типологии культуры базируется на группировке культур посредством некоего абстрактного идеального типа, представляющего собой упрощение, некую схему, а не реально существующую социокультурную действительность. В основе идеальной типизации могут быть самые различные параметры, рассматриваемые исследователями как наиболее сущностные характеристики анализируемых культур. Совокупность показателей, параметров, выступающих основанием для создания типологии, определяется как задачами науки, в рамках которой проводятся исследования, так и методологическими позициями самого исследователя. Этим обусловливается невозможность существования универсальной типологии культуры (разные культурологи выделяют 3,8,11... и более типов культур).
Типологии культуры разрабатывали такие известные исследователи, как М. Вебер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Ницше, П. Сорокин, М. Мид, Ю. Лотман.
В своих культурологических концепциях они пытались разрешить две важные проблемы: первая может быть выражена формулой -«единство мировой культуры или множественность локальных замкнутых культур?», вторая - это соотношение культуры и цивилизации.
Типология культур
(по проф. В.М Межуеву)
Отношениек природе | Историческая типология | Отношение к традиции | Региональная типология |
Способ жить (приспособление К природе) | Доклассическая культура (мифологическая, религиозная). V-XIVbb. | Традиционная культура (передача традиции, удовлетворение наличных жизненных потребностей, а не накопление) а) неразрушенная; б) разрушенная | «Восток» или «Юг» а) географический Восток, средневековая Европа, Латинская Америка, Африка, Россия, Турция; б) традиционные культуры в XX-XXI в. |
«Кюрин природа» (нос 1 роение второй природы, со-iморенной чело-иском, но столь ИМ онтологически шачимой, как и мерная). XVII-XX вв. | Классическая культура (демиургиче-ская, основанная на принципах гуманизма, рационализма, историзма - вера в прогресс). XIV-XIV-XIX- конец Х1Хв. | Современная культура (постоянная ориентация на новое, на накопление материальных и духовных продуктов сверх нормы потребления, накопление инновационных технологий, выделение индивида) | «Запад» XVII-ХХвв. или «Север». В XX в. Сюда присоединяются Япония, Гонконг, Южная Корея |
Способ выжить (учет ограничений, поставленных природой при создании второй природы, отказ от демиурги-ЧвСКОЙ концепции культуры). Конец XX-XXI вв. | Неклассическая культура (ослабление демиургических принципов). Начало XX - XX в. Постнеклассическая (большая ориентация на существующую реальность, на ее принятие). Конец XX-XXI вв. | Постмодернистская культура (Объединение черт традиционной и современной культур) | «Евразийская» (географическая Россия, Турция). Теоретически -объединение черт традиционной и модернистской культур |
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 761;