Основные методы анализа культуры в культурологии

Методы культурологии - это совокупность аналитических прие­мов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в оп­ределенной степени, конструирующих предмет культурологического изучения. Поскольку культурология — интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования ряда дисциплинарных об­ластей, анализ реализуется посредством комплекса познавательных ме­тодов и установок, группирующихся вокруг некоего смыслового цен­тра "культура и ее аспекты", что позволяет переосмыслять многие представления и понятия, существующие в рамках каждой из состав­ляющих дисциплин.

В процессе культурологического анализа конкретные методы раз­ных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитические проблемы общекультурологиче­ского плана; нередко они применяются не в качестве формальных опе­раций, а как подходы в социальных или гуманитарных исследованиях. Все это дает основание говорить об определенной трансформации дис­циплинарных методов, об их особой интеграции в рамках исследова­ний культуры, что в итоге стимулирует развитие культурологического познания в целом.

Основные методы анализа культуры:

• исторический,

• сравнительно-исторический,

• морфологический,

• цивилизационно-типологический,

• структурно-функциональный,

• семиотический,

• структурный.

 

1.3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования челове­ческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивили­зация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее раз­вития на протяжении нескольких последних тысячелетий.

Для начала истории человечества был характерен материально-духовный синкретизм, выражавшийся в нерасчлененности деятельно­сти на «бездуховную» практику физического труда и отвлеченные от нее явления духовной жизни. Действия и предметы, материальные по своей сути, одухотворялись людьми, которые еще не знали принципи­альных различий между видами деятельности.

С развитием понятийной, абстрактно-логической, а не конкретно-образной формы отражения и осмысления мира, началось отделение религии, науки, искусства. Появляется новый исторический вид куль­туры, который впоследствии был назван цивилизацией. Таким образом, с началом развития ремесла как профессиональной деятельности с мас­совым производством вещей и торговлей, с образованием городов мы связываем начало двупланового взаимоотношения цивилизации и культуры: с одной стороны, цивилизация является высшим уровнем развития культуры, а с другой - цивилизация является тем слоем куль­туры, в котором сосредоточены все способы организации обществен­ной жизни. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, а внутри ее, представляя собой систему обслуживающих культуру ме­ханизмов.

Многозначность понятия «цивилизация»

! Различение понятий культуры и цивилизации раньше всего нача­лось в Германии. Уже И. Кант под цивилизацией понимал внешнюю сторону жизни личности и общества, а под культурой — их духовную суть, духовный потенциалу Немецкие философы и далее всегда строго придерживалась этого различения, что нельзя сказать о мыслителях других страна. Во Франции в XVIII в. чаще употреблялось слово циви­лизация, в то же время в Англии оба термина были равноправны. И в дальнейшем — в XIX и XX вв. — в англоязычных работах культура и цивилизация зачастую употребляются как синонимы.

Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «го­сударство, сосредоточенное в городе», и «civilis», характеризующего «гражданина» как «городского жителя». Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии. Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в сво­ем известном трактате «Друг законов» (1757 г.). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и что­бы эти правила играли роль законов общежития». Этим словом все увереннее пользуются П.-А. Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мысли­тели, хотя и в возвышенном, идеализованном смысле.

(Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «го­родской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «не­образованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко-теоретическое обоснование. В XVIII-XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как третье звено в цепочке историче­ских форм жизни человечества: «дикость-варварство - цивилизация»^ Самое важное состоит в том, что слово «цивилизация» появилось на свет в свой срок - в то время, когда завершился великий подвиг деяте­лей французского Просвещения - издание «Энциклопедии». Во фран­цузском языке слово «цивилизация» на протяжении десятилетий не имело множественного числа. Явление мыслилось как универсальное, как всечеловеческая цель. Собственно термин «цивилизация» был вве­ден французскими просветителями прежде всего для обозначения гра­жданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характе­ристики общества, уровня его развития. Однако именно в это время единство жизни как универсальная идея опровергается в естественных науках.

Слово «цивилизация» заслоняло идеей исторической общности различие индивидуальных путей. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством универсализма.

Постепенно формируется представление о культуре как духовном подражании цивилизации, как духе цивилизации. Несовпадение куль­туры и цивилизации представил в своей концепции О. Шпенглер («За­кат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа, его разложение.

Шпенглер предрекал естественный закат культуры. Подобно тому, как смерть является неотъемлемым итогом жизни, выражением строгой и необходимой органической последовательности, в чередовании куль­турных эпох итогом является их свертывание в цивилизацию. Цивили­зация, по Шпенглеру, это крайне искусственное состояние, завершение и исход культур, ее рок. Цивилизацией стали называть последнюю ста­дию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление, вытеснение одухотворенности прозаическими материально-техническими интересами.

/Но отношения культуры и цивилизации более сложны, чем про­стые оппозиции "духовного" и "материального". Сравним их наиболее общие характеристики: 1

Культура Цивилизация
Культура - совокупность духов­ных возможностей человеческо­го общества на той или иной ступени развития. Цивилизация - совокупность условий, необходимых для осу­ществления этих возможностей.
Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия. Цивилизация обеспечивает фор­мы социальной организации, технические средства, регла­мент человеческого поведения.
В культуре не реалистически, а символически выражена духов­ная жизнь. Цивилизация превращает иде­альные планы культуры в ре­альные программы, в выполне­ние которых вовлекаются массы людей.
Культура есть явление индиви­дуальное и неповторимое. Цивилизация есть явление об­щее и повсюду повторяющееся.
Культура имеет душу. Цивилизация же имеет методы и орудия.

Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в ко­торых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.

Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

(по проф. М.С.Кагану)

Первобытное Традицион- Индустриальная Постиндустри-
состояние ная культура цивилизация альное общество
Доцивилиза- Цивилизация Культура в Циви- Отождествление
ционный тип в культуре лизации Культуры и Ци-
культуры     вилизации

Но цивилизация не является абсолютным благом. Современное со­стояние соотношения культуры и цивилизации характеризуется изме-нением социально детерминированного раздвоения культуры (элитар­ная и народная культуры) на элитарную и массовую под воздействием научно-технического прогресса. Увеличение доли массовой культуры приводит к положению, когда впервые в истории цивилизация раскры­вает силы, губительные для культуры и самого существования челове­ка, вытесняя интеллект из культуры и активизируя унаследованные от предков физиологические реакции.

Типологизация цивилизаций

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

Цивилизации различаются:

1. по господствующему типу хозяйственной деятельности: земле­дельческие, индустриальные или приморские, континентальные;

2. по принципу естественно-географической среды: открытые, за­крытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интра-вертные, экстравертные (по направленности творческой энергии);

3. по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э. Тоф-флера: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриаль­ная) или по религиозному (культуры религиозные и светские) принципам.

Специфика культурного развития остается за пределами такой ти-пологизации. Все культурное многообразие загоняется на жесткие сту­пени поступательного развития человечества, а некоторые культуры оцениваются как примитивные и малоценные и насильственно вовле­каются в цивилизационные процессы.

Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.

В основу этой типологизации положены четыре основных крите­рия:

1. общие фундаментальные черты духовной жизни;

2. общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

3. взаимопереплетение культур;

наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перепек­ши развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа

цивилизации:

1. природные сообщества (непрогрессивные формы существования);

2. восточный тип цивилизации;

3. западный тип цивилизации;

4. современный (техногенный) тип цивилизации.

Природные сообщества. Это тип непрогрессийной.....формы

существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в единстве и гармонии с природо^. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм.

г Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к третьему тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.

Характерными чертами восточной цивилизации являются:

традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур;

представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами приро­ды, социума, богов и т. д.;

нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое едине­ние с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жиз­ни;

неразвитость личностного начала; общественная жизнь по­строена на принципах коллективизма;

политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсо­лютное преобладание государства над обществом;

экономической основой жизни в восточных цивилизациях являет­ся корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение. Западный тип цивилизации - характеристика особого типа

цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

Основными ценностями западного типа цивилизации,по М.

Веберу, являются следующие:

1. динамизм, ориентация на новизну;

2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3. индивидуализм, установка на автономию личности;

4. рациональность;

5. идеалы свободы, равенства, терпимости;

6. уважение к частной собственности;

7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

Техногенная цивилизация— исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся вЕвропе в XVXVIIвв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до XXIстолетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества - индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Глобальная цивилизация— современный этап

цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация цивилизация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить; элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новое качество; в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 5909;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.