Специфика и основные черты техногенной цивилизации / 1

Основные черты культурных универсалий,составляющие ос­нову западноевропейской культуры:

представление о природе как поле приложения сил человека (срав-Hiiii. с ценностной установкой восточной культуры на невмеша­тельство в природу);

• абсолютизация человеческой активности, призванной преобразо­вать мир (сравнить с восточной - к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);

• деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовер­шенствования);

• технико-технологическая оптимальность развития техники и тех­нологии вне их социокультурного измерения;

• быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.

Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт. По мере глобализации стилей жизни все более заметны признаки противоположной тенденции - борьбы за сохране­ние уникальности национальных культур.

Традиционная культура представляет собой устойчивую, неди­намичную культуру, характерной особенностью которой является то, . что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культу­ры.

В истории существовал ряд цивилизаций, культуру которых мож­но считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Месопотамии, Древней Индии и др.

Первой исторической формой традиционной культуры была пер­вобытная культура. Традиционная культура присуща доиндустриаль-ному обществу, в котором основными занятиями являются сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах от­сутствует письменность.

Основные черты культурных универсалий,составляющие ос­нову традиционных культур:

• ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обы­чаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;

• приверженность существующим образцам поведения;

• господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизиро­ванных представлений в сознании;

• медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности

Традиционное общество Пост-традиционное общество
Господство традиции над инноваци­ей Господство инновации над традици­ей
Зависимость в организации соци­альной жизни от религиозных и мифологических представлений Светская организация социальной жизни
Отсутствие массового образования Массовое образование
Циклическая модель развития Поступательная (прогрессистская) модель
Ориентация на прошлое и настоя­щее Ориентация на будущее
Ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности. Ориентация на инструментальные, а не на метафизические ценности
Ценностная рациональность Неценностная рациональность
Авторитарный характер власти Демократия
Вечное богатство Капитал
Отсутствие отложенного спроса в материалыюй сфере. Материальное производство ради настоящего по­требления. Отсутствие консюме-ризма. Отложенный спрос: материальное производство ради будущего. Кон-сюмеризм
Особый психический склад - недея­тельная личность Деятельная личность
Ориентация на мировоззренческое знание, а не на точные науки и тех­нологии Ориентация на точные науки и тех­нологии, а не на мировоззренческое знание
Локальность развития Экспансивность развития
Деревенские формы жизни Городские формы жизни
Этническая общность Национальное государство
Неиндустриальное Индустриальное
Экстенсивность развития Интенсивность развития

Начиная с Э. Роттердамского (1469-1536) и Ф. Бэкона (1561-1626) в европейской науке прогресс общества было принято ассоциировать с развитием материального производства, с усовершенствованием ору­дий труда, техники, технологии и соответствующих производственных и экономических отношений. И.Г. Морган (1818-1881) предложил идею'\ исторического процесса по схеме дикость - варварство - цивилиза-| ция.Исследования И. Гердера (1744-1803), чикагской школы социоло- / гии, К. Мангейма (1893-1947), Р. Арона (1905-1983), помогли преодо-/ леть оценочные и этнографические рамки традиции. «Традиция» пере^стала отождествляться с варварством, первобытным укладом и встала в о inn ряд с понятиями «цивилизация», «культура».

Л. Тоффлер (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации. м Хграрная волна» охватывала все страны наиболее длительный пери­од. Для нес характерны: зависимость от природы (сезонные ритмы, по­годные условия, почва); медленный темп развития науки и техники; локальность культурных контактов; элитарность образования; межпо-коленная трансляция ценностей; устойчивость родственных связей. «Индустриальная волна» начинается с промышленной революции в XVII в. и продолжается до сих пор, втягивая на свою орбиту все боль­шее количество стран. Ей свойственны: быстрое развитие науки и тех­нологии; создание массовых производственных технологий; централи­зация управления; стандартизация потребностей человека; урбаниза­ция. Грядущая «третья волна» должна принести, по мнению Тоффле-ра, возрастание роли человека, тенденцию к самоограничению, разви­тия индивидуальности.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1752;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.