Лекция 3.1. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
В современных школьных учебниках физиология иногда определяется как наука о работе сердца, почек, лёгких, печени и прочих внутренних органов. Данные определения, скалькированные с учебников XIX века и написанные в то время, когда Сеченов был пятилетним ребёнком, а И. Павлов ещё не родился, абсолютно не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Современную физиологию можно определять как науку о динамике функций здорового организма человека и животных (тогда это будет нормальная физиология) и больного организма (патофизиология).
В физиологии существует понятие «гомеостаз» – состояние динамического неравновесия организма и окружающей среды. Пионерность термина присваивается видному физиологу XX века Уолтеру Кеннону. Однако авторы курса лекций (учебного пособия) видят основоположником не столько понятия, сколько концепции гомеостаза, великого врача Греции, основоположника медицины Гиппократа, уподоблявшего организм текущему ручью.
Попробуйте представить себе пачку соли, брошенную в ванну. Пакет сначала набухнет, потом потеряет структуру и, наконец, соль полностью растворится в водном пространстве эмалированной ёмкости. А теперь постарайтесь ответить на вопрос, относящийся не только к студентам физмата, но и ко всем остальным учащимся нашего университета, знающим физику хотя бы в объёме средней школы: «Почему мы, погружаясь в ванну, не растворяемся в ней, как пачка соли. Ведь согласно второму закону термодинамики любого из нас при погружении в ванну должен был ждать лишь этот исход?»
Гирька падает сверху вниз, горячий чайник отдаёт тепловую энергию окружающей среде... Примеров возвратной энтропии можно привести ещё очень и очень много. Но в любом случае мыслящий человек задумывается
о том, почему живое существо от амёбы до него самого фактом собственного бытия отвергает второй закон термодинамики?
Стержневое понятие физиологии и биохимии – « обмен веществ». Отличие живого от неживого заключаемся именно в том, что обмен веществ в мире органических объектов гарантирует своеобразие и уникальность их химической, биологической, а на уровне кошек, собак, обезьян и человека, даже психологической индивидуальности.
Обмен веществ в сфере неорганических субстратов, наоборот, ведёт к потере ими химической индивидуальности (железо, вступив в обмен веществ с окружающей средой, превращается в ржавчину, а литий, извлечённый из керосина, – в окись лития).
Что есть болезнь, исходя из этих соображений? Не что иное, как нарушение гомеостаза. Простудившийся человек испытывает повышение температуры, под влиянием этого погибают патогенные микроорганизмы, стимулирующие заболевание. При лучшем стечении обстоятельств гомеостаз восстанавливается, больной выздоравливает, иногда даже без лекарств (что абсолютно не исключает необходимости применения жаропонижающих препаратов и прочих медикаментозных средств). Отметим всё же более высокую опасность бес температурного гриппа по сравнению с формой заболевания, характеризующейся скачком температуры вверх. Выскажем абсолютно парадоксальную мысль: на всей планете ни один человек не погиб от вируса СПИДа – миллионы жертв этого страшного заболевания уходили из жизни от ангины, дифтерита, гриппа и других болезней, сравнительно безвредных в плане летального исхода у людей с нормальным, не подавленным вирусом иммунитетом. Из данного факта можно заключить, что смерть организма представляет собой необратимое повреждение его гомеостатических механизмов.
Переведём проблему в плоскость психологической науки и сферы человеческой психики как совокупности психических процессов, состояний и свойств. Для того чтобы человек мог полноценно трудиться и
радоваться жизни, быть творцом собственной судьбы и судьбы близких ему людей, ему необходимо постоянное присутствие внутренней психологической тишины. Когда те или иные факторы нарушают данное состояние – сын не возвращается из школы и не отвечает на звонки; вызвали к начальнику на завтра, не объяснив причину вызова; заболел близкий человек и т.д., – наступают нарушения уже психологического гомеостаза. Здесь необходимы коррекция и самокоррекция не биологического, а душевного состояния человека, которой могут способствовать специалисты – психотерапевты и психологи, однако главным звеном процесса должны являться сам человек и окружающие его близкие люди.
Для восстановления психологического гомеостаза в ходе развития психики выработаны специальные механизмы психологической защиты, анализ которых с научной позиции был предпринят З. Фрейдом и продолжен последователями его учения. Единства взглядов на количество этих механизмов не существует, поэтому каждый научный работник вправе высказывать свою точку зрения как на количество, так и на сущность конкретных механизмов, в зависимости от того, какие из них он чаще применяет в своей практической деятельности. Остановимся на анализе некоторых из них:
Отрицание.
Образно говоря, данный механизм можно обозначить «эффектом страуса». Эта птица, преследуемая хищником, устав бежать, закапывает голову в песок. Не видя хищника, она, вероятно, считает, что он тоже не видит её. Но ведь и хищник на неподвижную добычу часто не реагирует. Таким образом, нелепая на первый взгляд реакция иногда является спасительной для страуса.
Маленького ребёнка заставляют убрать разбросанные игрушки. Он же демонстративно затыкает уши ладошками, желая этим показать, будто бы не слышит взрослых, и отрицает сам факт наличия их замечаний. С
этой позиции отрицание есть первый психозащитный механизм, который усваивается человеком в ходе жизненного цикла: «Если данная ситуация травмирует меня, то для сохранения психологического гомеостаза я просто стараюсь её не замечать, отрицая сам факт или существования подобной ситуации, или степени её опасности для меня». Родители солдат второй мировой войны ушли из жизни 15–20 лет назад. Но, по воспоминаниям ныне здравствующих священников, многие из них до конца жизни поминали сыновей и дочерей, похоронки на которых были получены ими в 1941–1945 годах, не за упокой, а за здравие. Помня своих детей только живыми, они подсознательно отлиняли факт их гибели, я надежды на то, что их дети вернутся и через 30, и через 40 лет после Победы, продлевала старикам жизнь. Надежда умирает последней – эта глубоко психологичная пословица хорошо иллюстрирует сущность отрицания как психозащитного механизма.
Можно привести и менее драматичные примеры. Человек несколько раз столкнулся с грубым, высокомерным отношением к себе со стороны продавца газетного киоска. Но ведь подобные ему киоски стоят на каждом углу. Поэтому, если пострадавший не является психопатом, любящим скандалы и ссоры, или мазохистом, получающим удовольствие от унижения, то он просто не будет покупать печатную продукцию именно в данном киоске, отрицая сам факт существования невоспитанного продавца. Особенно трудно даётся отрицание лицам с психастенической организацией, ведь они постоянно возвращаются к обидной ситуации в мыслях, заново проигрывая её и усугубляя глубину обиды. Мальчик-подросток, ложно обвиненный в краже творожного сырка из супермаркета, добровольно ушёл из жизни. Трудно не согласиться с тем, что, если бы у него был вовремя сформирован психозащитный механизм отрицания, он бы забыл о досадном эпизоде по пути домой.
Вытеснение.
«С глаз долой – из сердца вон». Данная пословица довольно часто не отражает физиологической сущности той или иной психотравмы. Приведём пример: кого-то предал близкий друг. Вернувшись домой, оскорблённый рвёт на части фотографию, где изображён с ним в обнимку. Ему кажется, что тем самым он отрицает не только факт обиды, но и наличие самого друга в его жизни.
Однако это далеко не так, особенно в тех случаях, когда человек скрывает от окружающих то, что с ним произошло.
Крупный терапевт Р.А. Лурия по этому поводу писал: «Плачет мозг, а слезы падают в сердце, печень, лёгкие, сосуды». И это действительно так. Невысказанные обиды, неразделённая любовь, последствия психологических стрессов и напряжения соматизируются, приводя к таким заболеваниям, как артериальная гипертония, которую правильнее было бы называть артериальной гипертензией, язва желудка, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, вегетососудистая дистония. Катарсис – это то состояние, которое можно именовать апофеозом психологической релаксации. С физиологической позиции он является наилучшим вариантом выхода из вытеснения.
«Надо же! С него всё как с гуся вода», – говорят о человеке, который ни жестом, ни взглядом не показывает степени своего страдания. А через неделю собирают деньги на венок, только со смертью данного человека поняв, что природная деликатность и нежелание включать окружающих в решение своих личных проблем и приговорили его к преждевременному уходу из жизни.
Великий учёный антики, отец науки Аристотель введя понятие «катарсис» как обозначение состояния просветления и очищения, испытываемых человеком после просмотра на сцене трагедий, наверное, и не предполагал, что, спустя 4 тысячи лет, концепция катарсиса будет
расвиваться и углубляться, потому что она вскрывает психологическую сущность человеческих страданий.
Наступает май, и 90-летние ветераны собирают чемоданчики, покупают билеты на поезд для встречи с фронтовыми друзьями. Для чего? Зачем? Ведь эта встреча может быть последней, если откажет сердце. По логике всё верно. Но по чувствам иначе. 60 лет, прошедших после Победы, не хватило для того, чтобы седовласый ветеран забыл, как мозг школьного товарища хлынул па его гимнастерку после взрыва снаряда. (А именно такой была война, о которой последующие поколения, к сожалению, судят по фильмам «Мистер Питкин в тылу врага» или «Семнадцать мгновений весны»).
Катарсична процедура «выводки» – этим термином на профессиональном языке юристов называется выезд лица, подозреваемого в противоправном действии, на место его совершения. Многочисленные примеры из правовой практики убедительно доказывают, что в подобных случаях подследственные не только дают признательные показания, которых невозможно было добиться от них в камере предварительного заключения или в кабинете прокурора области, но и сознаются в деяниях, даже не инкриминируемых им до начала процедуры выводки. Так было с палачом Бабьего Яра штурмбанфюрером СС Топайде, захваченным в плен смершевцами в 1944 году, с маньяком Чикатило, арестованным в 1990 году, с некросадистом С. Головкиным, схваченным органами ФСБ в 1992 г. (по традиции, идущей от Ф.Э. Дзержинского, людоедами занимаются исключительно органы госбезопасности).
Рассуждая в контексте данных концепций, мы приходим к выводу о том, что катарсичен по сути своей акт исповеди, когда человек, лишённый возможности вынести давящий на него психологический груз пережитого, во время таинства перекладывает его на плечи духовного отца.
«Не держите в себе этого, дайте этому выход», – учила в полузабытом сегодня фильме «Большая перемена» одна из героинь его,
обращаясь к молодому учителю, переживающему состояние психологического дискомфорта. «Я сказал и тем спас свою душу», – гласит
латинская пословица. (Dixi et animam Levavi).
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 778;