Индивид и индивидуальность
Сущность человека
С философской точки зрения постичь сущность чего-либо — значит выявить одну или несколько его главных, определяющих черт. Иногда такие черты очевидны, но чаще они скрыты за многими внешними проявлениями. Чтобы их установить, приходится сопоставлять изучаемый предмет с другими, похожими на него. Определяя сущностные черты человека, его неизбежно сравнивают с животными, пытаясь таким путем выявить в нем подлинно человеческое.
Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки соприкосновения. Согласно научным взглядам человек телесно принадлежит к млекопитающим, а именно к гоменидам (т. е. к человекоподобным существам). О причинах, способствовавших выделению человека из животного мира, высказываются различные гипотезы. Многие науки (антропология, палеонтология, физиология и др.) обсуждают эту проблему. Ученые считают, что человек является продуктом длительной биологической и социально-культурной эволюции.
Изучая человека, исследователи сходятся в том, что более высокий уровень его развития по сравнению с животными проявляется в прямохождении, совершенстве руки как производящего орудия, а особенно в усложнении строения мозга. С развитием этих качеств человека происходило ослабление некоторых его физических свойств: притупилась острота чувств, уменьшились физические силы, ослабели защитные свойства
организма по отношению к неблагоприятным внешним факторам.
Если мы обратимся к другой стороне человека — его сознанию, то здесь отличия от животных будут еще разительнее. В то время как поведение животного неразрывно связано с окружающей средой и направляется инстинктами, деятельность человека не является жестко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Эта значительно меньшая, чем у животных, зависимость человека от среды обитания позволила специализировать его органы чувств и расширить их функции, создала условия для развития самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления, появления памяти и фантазии.
Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием. По мнению ряда философов, над душой человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь не столько с внешним материальным миром, сколько с сущностью (идеями) вещей. Это еще больше возвышает человека над миром животных и человека над природой.
Душа и тело человека, его духовная и физическая стороны неразрывно связаны (правда, представители разных наук, изучающие человека, далеко не всегда учитывают эту связь: биологи и медики нередко не обращают внимания на социально-культурные характеристики, гуманитарии часто упускают из виду физиологические и нейробиологические основы человеческой деятельности).
Благодаря своей особенной телесно-душевной организации человек становится личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятиях, трудиться сообща не только для освоения природных богатств, но и для создания новой социально-культурной среды.
Бытие человека
В философии есть такие понятия, с помощью которых пытаются охватить как можно больше явлений, сторон реального мира. Это множество настолько многообразно, разнородно, что чаще всего в понятии удается обобщить лишь одну черту, свойство предметов, его образующих. Такие предельно общие понятия называют категориями. К их числу относится понятие «бытие». Им обозначают все, «имеющее место быть», все существующее в мире.
Эту категорию использовали древнегреческие философы. Одни из них (Парменид) писали о бытии как непрерывном, цельном, неделимом. Другие характеризовали его как становящееся, изменчивое. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»,—утверждал Гераклит.
Проблема бытия человека также издавна занимала философов. В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть Космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек —как сочетание разных элементов, или «стихий», космоса. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Между Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем, космическом уровне.
Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех — в представителя низшей касты, за словесный — в животное, за греховный поступок — в неодушевленный предмет.
Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что даст возможность достичь величия.
Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы — изменчивые человеческие установления».
Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом. Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному. А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными».
Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним
из путеводных в развитии наук о человеке.
Средневековая христианская философия противопоставляла «истинное», божественное и «неистинное», сотворенное бытие, различая при этом сущность и существование, смысл и символ.
Своеобразие христианского библейского представления о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.
Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа Мирандолы заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку причастен ко всему земному и небесному от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, творческому началу.
Философы XVII—XVIII вв. рассматривали бытие как реальность, противостоящую человеку, как сущее, которое человек осваивает в деятельности. Для европейской философии этого времени бытие чаще всего ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает.
Наряду с этой натуралистической линией в новоевропейской философии формируется прямо противоположный способ истолкования бытия: подлинной реальностью является именно мысль. Этот подход представлен в исходном тезисе Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». В дальнейшем эта идея получила развитие в немецкой идеалистической философии. Так, философ И. Фихте утверждал, что подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», материальное бытие — продукт осознания и самосознания «Я». Такие взгляды, отрывавшие категорию бытия от внешнего мира, вскоре были подвергнуты справедливой критике.
И. Кант вопрос «Что такое человек?» формулирует как основной вопрос философии, а самого человека рассматривает как существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII—XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала — духа или разума.
Велик был интерес к проблеме человека и в конце XIX—XX вв. Поиск сущностных свойств человека сконцентрировал внимание ученых на таких проявлениях, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науке начали различать понятия «индивидуальность» и «личность». Индивидуальность стала пониматься, прежде всего, как своеобразие, неповторимость психической жизни человека, а личность — это его индивидуальные проявления на фоне социальных отношений.
В XX в. проблема бытия человека стала предметом особого философского исследования. В учении немецкого философа XX в. М. Хайдеггера бытие — «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит согласно Хайдеггеру «смысл бытия».
Французский философ и писатель Ж.-П. Сартр разграничивает бытие материальное и человеческое. Первое есть для него что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию.
Основная характеристика человеческого бытия, по мнению Сартра,— свободный выбор возможностей.
Итак, бытие человека — специфический способ его уникального, неповторимого существования. Это понятие трактуется в мировой философии по-разному. Однако при всех различиях оно оценивается как особая реальность, постижение которой позволяет человеку лучше понять самого себя.
Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия человека для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира».
Индивид и индивидуальность
Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других, приходится слышать: «Он индивидуальность!» Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие
«индивид». В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.
Понятие индивид впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало «неделимый» и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира.
Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович).
Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенностей. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.
Термин индивидуальность дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения.
Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др.
Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная», тем самым подчеркивается ее самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица.
Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природное, и общественное.
В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность — как своеобразие проявлений человека, подчеркивающее неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве
типичное и неповторимое.
Итак, чтобы еще раз уяснить различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся к примеру. 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т. е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни: он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т. е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя. Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной. В письме современника, написанном в связи со смертью писателя, читаем: «Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших».
Личность
Понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.
Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе — других.
Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».
Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя.
Сравните, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.
Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество».
Вопросы для контроля знаний
1. Какие сущностные черты свойственны человеку?
2. Как менялись философские воззрения на сущность и
3. бытие человека?
4. Что такое бытие человека?
5. В чем различие понятий «индивид» и «индивидуальность»?
6. Каковы основные подходы к изучению личности?
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 3242;