ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Огромное значение в истории государственности на территории Восточной Европы имело Древнерусское государство, сложившееся у восточных славян в бассейне Днепра, в районе озера Ильмень, в верховьях Волги и Оки в начале IX в. и просуществовавшее до XII в.
Ко времени образования Древнерусского государства классовое неравенство среди восточных славян усилилось. Родовая община сменилась соседской, а племена стали сливаться в единую древнерусскую народность — «русь», хотя племенные наименования земель (поляне, древляне и др.) продолжали сохраняться еще в IX—X вв. На этих землях появились города, упоминаемые в «начальной» летописи,— Новгород, Белоозеро, Киев, Смоленск, в которых обосновались местные князья — феодалы. В IX в. небольшие, примитивные феодальные государства объединялись в единое Древнерусское государство во главе с князем.
Феодальные отношения в этой «империи» были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное или полусвободное население — общинников-смердов данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован.
Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а ее остатки продавались в Византию.
Население не только облагалось данью, оно было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определен-
[21]
ные натуральные повинности (дорожную, по постройке крепостей, городов и т. п.).
Несложные в то время функции государства осуществлял в основном сам князь и его дружина: князь ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, шел на них походом, заключал международные договоры.
Дружина, во всем помогавшая князю, проживала первоначально на княжеском дворе (гриднице) на полном содержании князя. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации: посадники, тысяцкие и др.
С X в. князья и бояре стали заводить свое хозяйство, захватывали земли смердов-общинников, эксплуатируя труд крестьян. Бояре из старших дружинников превратились в феодалов, которые нередко имели свои собственные дружины. Феодалами становились и представители родоплеменной верхушки («старцы градские»). По положению были близки к слугам младшие дружинники («отроки», «пасынки», «детские»).
Наиболее близкие к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения.
Находясь в стольном городе Киеве, князь назначал в другие центры государства своих посадников. Согласно «начальной летописи», еще легендарный Рюрик в 864 г. после смерти братьев «раздая мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, овому Белоозеро». После своих походов Олег в 882 г. повсюду в завоеванных землях «посади мужи свои». Олег Святославич в 1096 г., завоевав Муромскую и Ростовскую земли, «посажаща посадники своя по городам и дани поча имати». Посадник следил за сохранением тишины и спокойствия, вел борьбу с ворами и разбойниками, судил местное население, собирал дань и пошлины. Часть собранных средств поступала на содержание посадника и его дружины.
С середины XII в. должность посадника постепенно стала вытесняться должностью наместника. В 1148 г. князь Глеб Юрьевич взял Курск и «посажаще по всей земле Курской наместник своя». Окончательно должность «наместника» установилась к XIV в. Посадники сохранились лишь в Новгородской и Псковской феодальных республиках.
При князьях и посадниках существовали агенты, выполнявшие отдельные функции. Это были тиуны, назначаемые часто из дворовых слуг князя. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, нередко даже замещали их в суде, им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. Различались тиуны: княжеский, огнищный, заведовавший княжеским двором — огнищем (впоследствии он назывался дворским и с XII в. назначался из бояр). В подчинении огнищного тиуна находился ключник. Кроме того, различались тиуны конюшный и ратайный (пашенный). С XI в. появились особые чиновники князя по сбору дани — данщики. В Древнерус-
[22]
ском государстве встречаются и другие должностные лица: мытники, взымающие торговую пошлину — «мыть», вирники — «виру» — денежный штраф за убийство свободного человека, пятенщики — «пятно» — пошлину за продажу лошадей и пр.
В Древнерусском государстве продолжало действовать существовавшее еще до образования государства народное собрание — вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решающая роль принадлежала городским феодальным верхам: боярам и старцам градским.
В IX—X вв. вече играло еще определенную роль в политической жизни древней Руси. Довольно часто вече избирало князей. Из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем.
Укрепление власти князей, рост княжеского аппарата управления сокращают роль и значение веча. С середины XII в. вечевые собрания перестали приглашать князей. Одной из сохранившихся функций веча было комплектование народного ополчения и выбор его предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Тысяцкий возглавлял народное ополчение и выбирался, а затем назначался князем из феодальной верхушки. С течением времени эта должность приобрела наследственный характер.
В мирное время тысяцкий и сотские выполняли разнообразные поручения, чаще всего полицейского характера. Уставная грамота князя Всеволода Новгороду в 1136 г. определяла, что тысяцкий должен «управливати всякие дела торговые и гостинные и суд торговый». С помощью тысяцких князья «примучивали дань».
Итак, в Древнерусском государстве преобладало недостаточно дифференцированное по видам управление (административное, полицейское, финансовое и т. п.). Законодательство и суд имели еще довольно слабое развитие. Широкое распространение у древних славян получили обычаи. Они, как гласила начальная летопись, «имяху обычаи своя и законы отець своих и предань, каждо свой норов». На это обычное право и опирались в практике управления и суда князья.
В первой половине XI в. князья стали издавать законодательные акты («уставы») и даже кодексы («Русская правда», «Правда Ярославичей», «Пространная русская правда»), направленные на охрану феодальной собственности и личности феодала, его слуг и агентов. Но это были единичные, редко издаваемые законы. Из-за отсутствия совершенных форм размножения законодательных текстов, средств сообщений и связи закон трудно было довести до сведения населения. Немногочисленные должностные лица княжеского управления не могли проверить исполнение законов населением.
В суде древней Руси преобладал обвинительный процесс, который применялся к гражданским и уголовным делам и характеризовался активностью сторон; каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в доказательствах того времени играли поединок («поле»), присяга («крестное целование»), суд божий (испытание
[23]
огнем или водой), признание обвиняемого, отказ от крестного целования или неявка в суд.
Князья, их посадники и тиуны выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» — штраф за убийство свободного человека, «продажу» — штраф за другие виды преступлений).
Несложность классовой структуры древнерусского общества и недостаточно выраженный классовый антагонизм не позволили суду занять важное место в государственном строе древней Руси.
В случае острого проявления классового недовольства князья и бояре прибегали к внесудебным формам расправы — военному подавлению недовольства масс или шли на уступки.
Рост крупного землевладения и феодального хозяйства, дальнейшее развитие феодальных отношений вызывали стремление отдельных феодалов к политической самостоятельности. Уже после смерти князя Владимира Святославича (978—1015 гг.), правление которого было, по выражению К. Маркса, «кульминационным пунктом Древнерусского государства», началась ожесточенная борьба между его сыновьями, завершившаяся занятием киевского престола одним из них — Ярославом (1019—1054 гг.). В своем завещании Ярослав разделил государство между пятью своими сыновьями; старший из них — Изяслав получил киевский престол и считался главным из князей. Ярослав призвал слушаться его как отца («сего послушайте коже послушаете мене»). Однако Ярославичи недолго жили в мире; между ними вспыхнула междоусобная борьба.
Для предупреждения междоусобий князья собирали феодальные съезды. Но феодальные распри не прекращались и после смерти сына Владимира Мономаха — Мстислава в 1132 г. Древнерусское государство перестало существовать. Некоторое время сохранялось лишь церковное единство (единый киевский митрополит).
Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 853;