Типология Ч. Эндрейна - политическая система как способ
«производства политик»
Профессор политологии в университете Сан - Диего (США) Чарльз Эндрейн развивает собственную концепцию политической системы, синтезируя фундаментальные положения теории Д. Истона и Т. Алмонда. Он интерпретирует политическую систему как механизм формулирования и воплощения в жизнь решений, затрагивающих интересы общества в целом. По его мнению, эффективность функционирования системных образований зависит от характера взаимосвязи между целым и его частями, который определяется тремя факторами:
1) культурные ценности, формирующие политические задачи (такие, например, как ускорение темпов роста экономики и снижение инфляции);
2) структуры, которые обладают властью (правительство, партии, общественные объединения) для формирования политического курса;
3) поведение политиков и рядовых членов общества, не столь активно участвующих в принятии политических решении.
Существующие политические системы, по мнению Ч. Эндрейна, различаются по культурному, структурному и поведенческому параметрам, выступающих основой их типологии. Культурный аспект политической системы связан с доминированием либо материальных интересов, либо нравственно - идеологических ценностей, степеныо их расчлененности. Структурный компонент политической системы характеризует устройство политической власти, степень ее централизации, используемые объемы властного принуждения и насилия, эффективность деятельности правительства в реализации общезначимых целей. Поведенческий критерий политической системы выражает характер отношений правящих и управляемых, степень закрытости или открытости правящего класса, возможности доступа в элиту.
Согласно данным критериям он выделяет четыре типа систем:
1) народные (племенные) политические системы представляют собой. безгосударственное общество, распространенное у примитивных народов Африки. Жизненным принципом процесса принятия политических решений в такой системе являлась общественная солидарность, основанное на преданности всех и каждого неким священным ценностям, как, например, почитание единых богов. Обществом руководят старейшины и священники в соответствии с нравственными ценностями, которые доминируют над материальными интересами. Благодаря сплоченности людей вокруг общих интересов, одинаковому отношению к духовным ценностям, политический процесс основан на консенсусе и редко осложняется конфликтами. Высокая степень социальной однородности общества и неразвитость ролевой специализации, различия между правителями и подданными ничтожно малы. Идеалом их взаимоотношений являются взаимоотношения политического равенства, а не иерархии. Принятие решений в подобных системах является прерогативой коллектива. Вождь лишь поддерживает своим авторитетом данное решение. Приоритетным способом разрешения споров является консенсус, а не принуждение. Всякий, кто терял уважение соплеменников. был вынужден переселиться в другую местность (Там же. С. 31 - 42.);
2) бюрократические авторитарные политические системы представляют собой наиболее распространенный тип, существовавший как на Востоке, так и на Западе. Для них характерна ситуация, когда государство осуществляет строгий контроль над социальными группами. Эта система основана на принципе поддержания порядка путем создания соответствующих организаций, в первую очередь государственных институтов. Сильная государственная организация (вооруженные силы, служба безопасности) устанавливает и поддерживает порядок, подавляя открытые конфликты. В подобных системах власть концентрируется в руках единого управленческого аппарата, с помощью которого правящие элиты сохраняют монополию на власть. Материальные интересы и нравственные ценности резко отделены друг от друга. С помощью четкой организации упорядочивается процесс принятия политических решений, который превращается в достижение конкретных целей. Подобные системы хороши для стран, которые осуществляют модернизацию (индустриализацию, либерализацию). Сильное государство отодвигает на второй план политические предпочтения отдельных социальных групп (рабочих, крестьян, буржуазии), ставя на первое место ускорение экономического роста, при этом преобразования осуществляются при опоре на сильные политические институты: бюрократию, армию, полицию и технократов (Там же. С. 43 - 68.);
З) согласительные политические системы. Они возникают позже, чем бюрократические, и воплощают демократические Идеалы свободы, равенств и прав человека. Государство обладает ограниченными возможностями социального контроля над относительно самостоятельными социальными группами. Плюрализм, царящий в правительстве и обществе, обеспечивает уважение политических свобод лидерами. Публичные политики представляют различные интересы. Конкуренция между партиями, выборность законодательных органов, независимость средств массовой информации делают политику подотчетной гражданам. Свободный доступ к информации позволяет каждому гражданину выражать собственные предпочтения и участвовать в выработке политических решений. Согласительная политическая система полностью раскрывается в рыночных условиях. Конфликт и консенсус взаимоуравновешиваются и регулируются с помощью законодательства. Базовый принцип - согласование интересов. Для их согласования существует развитая система институтов и правил, в соответствии с которыми каждый участник выполняет определенную роль. Политический процесс подобен игре, в которой участвует правительства, ассоциации гражданского общества, политические партии, реализующие собственные интересы (Там же. С. 69 - l06.);
4) мобилизационные политические системы. Основаны на активном участии масс в политической жизни. Борьба за общие блага (национальную независимость, всеобщую грамотность, экономический рост) выступают одновременно и как внутренняя потребность, и как средство решения личных проблем. Контроль над ресурсами в этих системах получают партии, армии, массовые организации. Во главе государства обычно стоят харизматические лидеры - партийные вожди, которые ведут нацию по пути решения идеологических задач. Проводимая политика предполагает преодоление конфликтов, которая осуществляется путем мобилизации населения, стремлением возбудить в массах веру и чувства как необходимость разгрома врагов. Мобилизационные политические системы существовали в странах социализма (СССР и др.) и фашистских государствах (Германия, Испания и. др.).
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 3566;