Может ли политика быть нравственной, или о соотношении

Целей и средств

­Практический смысл спора о нравственности и безнравственно­сти политики сводится к тому, как должны соотноситься цели, сред­­ства и результаты политической деятельности. Можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами? Сле­дует ли во имя достижения счастья большинства общества принести в жертву жизнь хотя бы одного человека? Автор проекта декларации независимости США и третий президент этой страны Т. Джефферсон (17 43­ 1826) утверждал, что искусство управления состоит в искусст­ве быть честным.

В политике выполнить данное требование не так - то просто. Ведь власть открывает перед человеком широкие возможности реализации собственного «Я» путем подсинения миллионов других «Я». Поли­тика как сознательная деятельность по руководству и управлению процессами общественного развития с помощью государственной власти может быть ориентирована на реализацию интересов как все­го общества, так и отдельной группы (класса, элиты) или личности. Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представления ми о добре и зле, справедливом и несправедли­вом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают На­правленность действиям участников политической жизни. На прак­тике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой­ - то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и пре­красном­ - такой вариант можно было бы считать идеальным.

В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в .политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Объяснить подобные трансформации можно разными причинами. Во - ­первых, опережающий рост потребностей человека наталкивается на ограни­ченные возможности их удовлетворения, порождая желание сделать это за счет других людей. Политика открывает такую возможность, поскольку именно здесь происходит распределение и перераспреде­ление ресурсов и благ, статусов и привилегий с помощью власти. Ис­пользуя власть, субъект политики может потворствовать всем своим искушениям: в богатстве, в желании повелевать другими, в господстве над обществом в целом и т. д. Во­ - вторых, такого рода трансформации можно объяснить противоречием между индивидуальными и обще­ственными интересами. Человек живет в обществе и вынужден под­чиняться тем правилам, которые сложились в нем. Общество как бы «репрессирует» индивидуальность и уникальность личности. Возмож­ность выйти за пределы этого контроля предоставляет политика. Су­ществуют и другие причины, мы указали лишь главные из них. Но, может быть, более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Неслучайно те или иные исторические эпохи мы называем име­­нами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра 1, О. Бисмарка, В. И. Ленина, И. В. Сталина, Дж. Кеннеди, У. Черчиля и т.д.), подра­зумевая вполне определенный характер этого соотношения.

Опасность развращения человека властью давно отмечена в исто­рии политической мысли. Сдержать разрушающие и деструктивные начала в политической деятельности человека пытались с помощью морали. Мораль ­один из наиболее ранних институтов регуляции взаимоотношений людей. Осязательность моральных норм основана на силе общественного мнения и внутреннем убеждении индивида в их истинности. Мораль согласовывает свободу и необходимость, сни­мает противоречие между личностью и обществом. Но как институт регуляции и общественных отношений она была наиболее эффектив­ной в примитивных обществах, основанных на кровнородственных связях. С возникновением неравенства для этих целей потребовался новый социальный институт ­ ведь теперь регулировать приходилось отношения не родственников, а соседей, людей с несовпадающими интересами и материальным положением. Политика и возникла как особый вид деятельности людей, регулирующих общественные отношения с помощью специального аппарата принуждения.

Можно выделить несколько подходов в трактовке соотношения морали и политики.

Первый подход, суть которого состоит в нерасторжимом единстве политики и морали, заложил ещё Аристотель. Он писал, что «без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким су­шеством». Поэтому он рассматривал политику как социальную этику, нравственную философию, имеющую дело с обязанностями властных структур перед гражданами. На основе ценностей справедливости, красоты, общего блага осуществляется интеграция частных интересов граждан с обшей целью всего общества. Совпадение целей и средств осуществляется благодаря таланту правителей. На это указывал и Платон, подчеркивавший, что «царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благородных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой, создавая таким образом великолеп­нейшую и пышнейшую из тканей». Однако верховенство моральных ценностей, полное подчинение им политики лишают ее возможности оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни, выражать насущные интересы населения. Отрыв политики от реальности может обернуться социальными потрясениями, революциями.

Второй подход к проблеме соотношения политики и морали сфор­мулировал Н. Макиавелли в эпоху возрождения. В его основе лежала идея разделения политики и морали и при знание того, что в каждой из этих сфер действуют свои законы. По мнению Н. Макиавелли, мораль­ - сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определённых правил. В своих взаимоотношениях люди руководствуются собственными представлениями о добре и зле, нравственными заповедями, идеалами, считая, что требования идеала универсальны, верны для любых ситуаций. В политике же, утверждал Н Макиавелли, господствует целесообразность в ней выражаются интересы многочислен­ных социальных групп: классов, наций, слоев и т.д. Содержание этих интересов имеет конкретный характер, осуществление их происходит в определенных условиях, под влиянием которых субъекты политики могут изменить свои цели. В ситуации различия и борьбы интересов, подчеркивал мыслитель, «излишне говорить, сколь похвально в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел кого-нибудь обвести вокруг пальца; такие государства в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность». Поэтому Н. Макиавелли оправдывал применение насилия, жестокости, обмана для достижения благородных целей в политике, он – автор основного правила такой безнравственной политики: «Цель оправдывает средства». На практике этим правилом пользовалось не одно поколение монархов, царей вождей. Последствия его применения очень разрушительны и трагичны. Это не только миллионы жизней, которые были принесены в жертву утопической идеи «светлого будущего», но и нравственная деформация человека как личности, господство двойных, а то и тройных стандартов, когда размываются простые человеческие ценности: свобода, индивидуальность, собственность и т.д.

Третий подход – селективный (избирательный) контекстуальный. Он был призван примерить две крайности во взглядах на отношение политики и морали.

Одни из них предлагали следовать принципу «меньшего зла» при достижении политических целей и даже выстраивали при этом шкалу наиболее значимых и менее важных ценностей. Так, еще Платон отметил, что «правителям потребуется: не редко прибегать ко лжи и обману – ради пользы тех, кто им подвластен… Подобные вещи полезны в виде лечебного средства». Однако полезность таких средств в политике, да и не только в ней, весьма сомнительна, поскольку их использование быстро переходит в привычку.

Другие – как немецкий социолог М. Вебер, «примерял» мораль и политику в основе которой лежит насилие, путем разделения сфер и времени их действий. До принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и моральным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства. Выбор между ­меньшим злом при решении конкретной проблемы и неукоснительным следованием собственным моральным принципам он оставлял за политиком. Поэтому единого нравственного кодекса поведения в политике, по М. Веберу, существовать не может, в конкретной ситуации модель поведения выбирает сам политик. При таком подходе общество оказывается заложником «чистоты» помыслов политика, но полностью полагаться на это, как показывает исторический опыт, не следует.

Несмотря на то, что за долгую историю человечества устоять перед соблазном получения благ за счет других, от искушения богатством, славой, привилегиями оказались способны немногие, поощрять про­явления нравственности в политике можно. Во­-первых, с помощью права, установив универсальный критерий гуманности политики и зафиксировав его в конституции. Такими критериями могут быть только права и свободы человека и гражданина, которые должны оп­ределять смысл деятельности политиков, меру его ответственности, а также санкции за нарушение провозглашенных моральных принципов. Во-вторых, повышать значение морального подхода в политике можно с помощью контроля со стороны общества за деятельностью политических институтов. В таком случае можно надеяться, что политика и мораль будут гармонично сочетаться в деятельности политиков, ответственных за судьбы общества.

 








Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 2596;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.