Немецкая классическая философия. 1. То, что Гегель (а еще раньше Фихте и Шеллинг) заимствует из кантовской философии – это идея «коперниканской революции»[1]
Г. В. Ф.Гегель(1770 – 1831)
1. То, что Гегель (а еще раньше Фихте и Шеллинг) заимствует из кантовской философии – это идея «коперниканской революции»[1], кантовская мысль о том, что субъект в процессе познания не пассивно воспринимает, а, скорее, конструирует реальность (и что, вследствие этого, то, что он познает (вещи) не является для него просто чем-то внеположным, но всегда ему соразмерно).
2. То, что в кантовской системе Гегелем категорически отвергается, - это кантовское понятие «вещи в себе».
Напомним, что под «вещью в себе» Кант понимает не непознанное (еще не познанное), а непознаваемое, некий «черный ящик», в который конкретное конечное сознание (сознание человека) никогда не сможет заглянуть. Вот Гегель и удивляется, гневно вопрошая: зачем разуму понятие внеразумного? Как и зачем разум будет мыслить то, что в принципе находится за пределами его досягаемости? Такое понятие (понятие «вещи в себе» как непознаваемого) Гегель считает результатом чудовищной логической ошибки.
Ремарка: Почему Канту понятие «вещь в себе» не представляется лишним, а Гегель (и еще раньше Фихте) находит его таковым? Наверное, потому, что от Канта к Фихте произошла смена парадигмы[2] (образа мысли, и в то же время не вполне осознаваемого контекста, в котором эта мысль разворачивается). У Канта понятие «природы» чрезвычайно нагружено в смысловом и, даже, эмоциональном плане. В нем угадывается ученый – естественник, который с увлечением исследует природу. Для него истина – где-то там, в глубинах вещей или в глубинах космоса. Кант еще вполне человек Просвещения, для него мир – это, прежде всего, природа, «натура», «фюсис».
Гегеля природа уже не вдохновляет[3]. Он не там ищет истину, но в человеке, в том, что создано человеком (в человеческой истории, в человеческом обществе), там, по Гегелю, живет Бог, там он присутствует (у Канта же Он присутствует в индивидуальном моральном законе и в глубинах вещей).
После Канта природа перестает быть основным словом философии.
[1] См. предыдущую лекцию.
[2] «Парадигма» - дословно образец.
[3]« При всем бесконечном многообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое. Это явление, совершающееся в духовной сфере, позволяет вообще обнаружить в человеке иное определение, чем в чисто естественных вещах…» Гегель Философия истории, введение.
_______________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 569;