Тема 1.4. Концепция развития Корпоративного законодательства
Развитие экономики России и повышение конкурентоспособности напрямую зависят от качества корпоративного управления на уровнях российской вертикали управления: от отдельной компании до различных объединений компаний и отраслей и в целом национальной экономики. При этом основной тон должно задавать корпоративное управление в компаниях с преобладающей долей собственности государства и непосредственно в органах государственного
Для того чтобы сохранить конкурентоспособность в меняющемся мире, корпорации должны обновлять и корректировать свою практику корпоративного управления таким образом, чтобы отвечать новым требованиям и использовать вновь возникающие возможности. Аналогичным образом правительство несет ответственность за формирование регуляторной структуры, которая обеспечивала бы достаточную гибкость, позволяющую рынкам эффективно функционировать и оправдывать ожидания акционеров и других заинтересованных лиц.
В 2006 г. Правительство РФ одобрило документ исключительной важности — Концепцию развития корпоративного законодательства на период до 2008 года (далее — Концепция). Руководствуясь основными направлениями Концепции, следует совершенствовать корпоративное управление в компаниях всех уровней, ориентируясь на лидирующую роль компаний с преобладанием государственной собственности.
Рассмотрим наиболее важные тезисы указанной Концепции, целью которой является создание современной комплексной и эффективной системы корпоративного управления и корпоративного законодательства для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, стимулирования предпринимательской активности, обеспечения конкурентоспособности России. Результатами реализации Концепции должны стать:
• новый качественный уровень корпоративного управления, соответствующий мировым стандартам;
• облегчение ведения бизнеса и создания нового бизнеса;
• надежная спецификация и защита прав собственности;
• обеспечение прозрачности бизнеса, доступности и качества финансовой информации;
• повышение привлекательности российских компаний для внутренних и внешних инвесторов;
• снижение количества и остроты корпоративных конфликтов, обеспечение их эффективного урегулирования;
• повышение эффективности государственного регулирования сферы корпоративных отношений.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Участие в этом процессе является настоятельной необходимостью для стран, претендующих на ведущие роли в мире. Россия не только внимательно следит за процессами социально-экономических и правовых изменений в мире, но и является их активным и заинтересованным участником. В этом контексте очень важно внедрение в России международно-признанных принципов корпоративного управления как общемировых правил ведения бизнеса.
Одним из основных приоритетов государственной политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Стимулирование предпринимательской активности во всех ее формах и устранение необоснованных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности — ключевое условие нормального функционирования экономики. Для этого государство должно создать предпосылки эффективной деятельности юридических лиц, которая зависит от выбираемой собственниками и менеджментом компаний стратегии развития, источников и форм привлечения инвестиций, планов реинвестирования и распределения доходов, способов решения управленческих задач.
Реформирование корпоративного законодательства должно осуществляться с учетом международного опыта и рекомендаций международных институтов, в частности ОЭСР, в области корпоративного управления.
Основными принципами корпоративного управления, реализуемыми в корпоративном законодательстве, должны стать:
- справедливость (недискриминационность): система корпоративного управления должна защищать права акционеров и обеспечивать равное отношение ко всем акционерам вне зависимости от их доли участия (миноритарий или мажоритарий) и места нахождения (резидент или нерезидент). Все акционеры должны иметь доступ к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав;
- социальная ответственность: система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц, способствовать активному сотрудничеству между акционерными обществами и заинтересованными лицами в целях создания рабочих мест, повышения благосостояния и обеспечения финансовой устойчивости предприятий;
- прозрачность: система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, касающимся акционерного общества, в том числе о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления;
- подотчетность: система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство обществом, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров обществу и его акционерам.
Российская корпоративная сфера в последние годы характеризуется заметным всплеском корпоративных конфликтов, в основе которых, как правило, лежит перераспределение собственности.
Возможность противоправного передела собственности является препятствием для нормального осуществления предприятиями хозяйственной деятельности, поскольку объектами корпоративных захватов часто становятся экономически устойчивые и динамично развивающиеся предприятия, для которых важны стабильность и предсказуемость, позволяющие осуществлять деятельность в нормальном режиме. Сложившаяся ситуация повышает рискованность инвестирования в российские компании, создает значительные транзакционные издержки для хозяйствующих субъектов, участвующих в корпоративных отношениях, препятствует развитию фондового рынка как инструмента привлечения финансирования, делает Российскую Федерацию малопривлекательной для инвесторов, в том числе стратегических. Такая ситуация вредна не только для хозяйствующих субъектов, но и для государства.
Эффективность корпоративного управления, с одной стороны, обеспечивает устойчивое увеличение капитализации компаний, рост инвестиций, а значит, способствует устойчивости экономического роста; с другой стороны, она не может быть обеспечена без решения большого количества вопросов, связанных прежде всего с защищенностью прав собственности и с асимметричным распределением информации между акционерами и менеджерами. Необходимо адекватное распределение компетенции органов управления, прав и обязанностей лиц, составляющих органы управления, а также установление их ответственности за принимаемые решения.
Оценка текущего состояния и тенденций развития корпоративных отношений в Российской Федерации свидетельствует о том, что типологию юридических лиц необходимо привести в соответствие с реальной ситуацией. С одной стороны, следует выработать критерии публичности и установить к публичным компаниям требования, обеспечивающие их прозрачность и подотчетность перед инвесторами, кредиторами, государством и обществом. Данный комплекс мер позволит усилить государственный и общественный контроль за наиболее значимыми субъектами. С другой стороны, одновременно необходимо комплексное стимулирование развития средних и малых форм бизнеса, в том числе путем смягчения и упрощения требований в сфере корпоративного управления.
Для формирования полноценной системы регулирования юридических лиц назрела необходимость упорядочения законодательства о некоммерческих организациях. В настоящее время перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим, а признаки отдельных форм, установленные в качестве квалифицирующих, часто дублируют уже существующие формы (и том числе коммерческие). Это привело к неоправданному увеличению количества видов некоммерческих организаций посредством принятия специальных законов. Согласно статистике количество зарегистрированных некоммерческих организаций уже в три раза превысило количество созданных акционерных обществ.
Необходима также более четкая законодательная регламентация некоммерческих организаций. Приведение их организационно-правовых форм в стройную систему позволит осуществлять предоставление пилотных льгот и иных преференций со стороны государства надлежащим субъектам.
Концентрация, диверсификация и реструктуризация бизнеса являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности. Усиление экономической концентрации стало в последнее время наиболее распространенным направлением реорганизации бизнеса в России. Крупные бизнес-группы в виде холдингов контролируют многие сектора экономики России. По оценкам Всемирного банка, 35% экономики страны контролируют 23 крупнейшие бизнес-группы.
Вместе с тем концентрация и диверсификация бизнеса в Российской Федерации затруднены рядом серьезных проблем, в частности неэффективностью законодательства о реорганизации юридических лиц. Отсутствие законодательно предоставленной возможности смешанной реорганизации, позволяющей осуществлять концентрацию и диверсификацию бизнеса в различных организационно-правовых формах, также не соответствует потребностям бизнеса. Кроме того, реорганизация существенно затрудняется необоснованно жесткими мерами защиты интересов кредиторов — в том числе правом требовать от реорганизуемой организации досрочного исполнения обязательств перед ними.
В целях повышения эффективности объединения капиталов, технологий и ресурсов для инвестирования в капиталоемкие отрасли экономики, обеспечения полноты информации для финансовых рынков и совершенствования порядка антимонопольного и налогового контроля за деятельностью связанных лиц необходимо совершенствование законодательного регулирования интегрированных бизнес-структур.
Для развития корпоративного законодательства необходимо:
• установить законодательные процессуальные нормы предотвращения и урегулирования корпоративных конфликтов и споров, исключающих корпоративные захваты, отрицательно влияющие как на осуществление своих прав и законных интересов внутренними инвесторами, так и на стабильность имущественного оборота в целом, что в конечном счете представляет угрозу национальной безопасности;
• усовершенствовать систему государственной регистрации юридических лиц с целью установления баланса между предварительным и последующим контролем за созданием и деятельностью юридических лиц, не сковывающим существенным образом образование новых юридических лиц;
• совершенствовать систему учета и правового регулирования рынка ценных бумаг, поскольку несовершенство учетной системы негативным образом отражается на гарантиях прав собственности на акции, а через это — на общей эффективности всего корпоративного законодательства;
• совершенствовать законодательные требования к структуре органов управления компании и распределение компетенции между ними, в том числе предоставлять акционерным обществам возможность выбора между однозвенной и двухзвенной моделями управления. Предполагается, что однозвенная модель (в которой совет директоров совмещает функции контроля и управления) в общем случае более подходит для компаний с концентрированной акционерной собственностью и небольшим количеством акционеров, тогда как двухзвенная модель, основанная на разделении управления и контроля между двумя коллегиальными органами, является наиболее адекватной для публичных компаний;
• обеспечивать гражданско-правовую ответственность лиц, входящих в органы управления, за убытки, причиненные ими компании. Для практической реализации этой меры ответственности следует предоставить право акционерам, имеющим определенный минимально необходимый пакет акций, требовать дисквалификации директоров и менеджеров в судебном порядке;
• обеспечить выработку мер, стимулирующих выплату дивидендов. Одним из стимулов может быть снижение налогов на ту часть доходов, которая идет на выплату дивидендов, вплоть до их полного обнуления (поскольку дивиденды платятся из чистой прибыли компании, следовательно, налоги с них уже уплачены). Особенно важным освобождение от налогов на дивиденды является для акционерных инвестиционных фондов;
• усовершенствовать нормы, связанные с регулированием круп- пых сделок и сделок с заинтересованностью. Целесообразно обусловить признание крупной сделки или сделки с заинтересованностью недействительной в случае наступления негативных последствий для общества или акционера, оспаривающих сделку, причем факт наступления этих последствий должен быть доказан в суде;
• совершенствовать корпоративное законодательство, связанное с типологией юридических лиц и корпоративной моделью в целом. Необходимо реализовать в законодательстве понимание публичного акционерного общества как единой модели, однако с дифференцированными требованиями к свободе обращения акций и к раскрытию информации в зависимости от того, в каком порядке привлекается акционерный капитал и где обращаются акции. При таком подходе организационно-правовая форма «акционерное общество» будет отвечать именно тем целям, для которых она предназначена, не дублируя другие формы;
• систематизировать и упорядочить нормы, регулирующие деятельность не только коммерческих, но и некоммерческих организаций. С целью упорядочения гражданского оборота более целесообразно установить в качестве общего отличительного признака некоммерческих организаций лишь запрет на распределение прибыли, полученной в ходе своей деятельности, между своими учредителями (участниками);
• упорядочить законодательные нормы, регулирующие концентрацию и диверсификацию бизнеса, в том числе унифицировать схожие по своему характеру отношения, возникающие по поводу реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм. Представляется возможным законодательно закрепить норму, согласно которой орган юридического лица, принявший решение о реорганизации, в обязательном порядке должен утвердить общие количественные и качественные параметры передаваемых прав и обязанностей (либо имущественных комплексов или их частей) от реорганизуемого юридического лица к организациям, создаваемым в результате реорганизации. Такие параметры должны фиксироваться в решении о реорганизации, в договоре о реорганизации или в специально утверждаемом приложении. При этом уточнение конкретного перечня имущества, передаваемого от одной компании к другой при завершении реорганизации, может быть возложено на менеджеров реорганизуемых компаний, однако без права отступить от указанных общих параметров без согласия соответствующего органа юридического лица, принявшего решение о реорганизации. Действующее законодательство необоснованно закрепляет по существу безусловную защиту прав кредиторов реорганизуемого юридического лица подчас в ущерб интересам реорганизуемого бизнеса, более того, наделяет кредиторов правом фактического блокирования реорганизации (в форме предъявляемого во внесудебном порядке требования о досрочном исполнении обязательств и возмещении возникающих при этом убытков). Целесообразно заменить данную норму правом кредиторов реорганизуемого юридического лица требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков в судебном порядке при условии ухудшения их положения в результате реорганизации;
• совершенствовать законодательное регулирование интегрированных бизнес-структур с учетом специфики управления в них, особенностей организации товарных и финансовых потоков и определения налогооблагаемой базы и т.д. В регулировании интегрированных бизнес-структур особую роль играет перекрестное владение акциями. Если акции материнской компании приобретаются подконтрольной (дочерней) компанией и в дальнейшем голосуют на общих собраниях, то происходит искажение волеизъявления акционеров, поскольку волю дочернего общества, по сути дела, определяют управляющие материнской компании. Встречается также скупка акций основного общества в интересах менеджмента за счет использования дочерними обществами кредитных ресурсов под обеспечение собственным имуществом. Подобная схема способна увеличить как риск неплатежеспособности дочернего общества, так и риск обращения взыскания на имущество основного общества по обязательствам дочернего. Чтобы минимизировать риск нелояльности менеджеров по отношению к инвесторам, следует ввести ограничения на приобретение дочерними хозяйственными обществами более определенного количества акций основных обществ, находящихся в обращении. При этом в расчет должны приниматься как акции, принадлежащие самому основному обществу, так и акции, принадлежащие другим его дочерним обществам. Следует распространить данное ограничение как на обыкновенные, так и на привилегированные акции, поскольку последние при определенных обстоятельствах также могут становиться голосующими. Акции основного общества, приобретенные дочерним обществом в нарушение данного ограничения сверх предельно допустимого количества, должны признаваться временно не голосующими вплоть до их отчуждения третьим лицам и исключаться из общего количества голосующих акций, принимаемого для целей определения кворума. Аналогичный подход следует распространить на общества с ограниченной ответственностью.
Министерство экономического развития и торговли РФ утвердило план мероприятий по реализации Концепции. Намечен перечень нормативных документов, подлежащих разработке и принятию в соответствующем порядке.
Резюме. Рыночные условия хозяйствования кардинально меняют подходы и требования к системе управления корпорациями в современной трактовке этого понятия. Отечественные корпорации относительно невелики (по капитализации, обороту, прибыли и численности работающих), но это обусловливает актуальность проблемы развития отечественного корпоративного менеджмента.
Важно учитывать разделение корпоративного менеджмента на две взаимосвязанные ветви: управление предпринимательской деятельностью и корпоративное правление, подразумевающее систему взаимоотношений между собственниками предприятия, теми, кто ими управляет, т.е. менеджерами, а также иными заинтересованными группами (органами самоуправления, кредиторами и др.).
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 26473;