Зарождение философско-правовых взглядов в Древней Руси
Развитие духовной жизни России в целом шло в русле динамики мировой культуры. Тем не менее экономические (широкое развитие общинной собственности), политические (абсолютизм власти, доминирование государства над иными социальными институтами), социальные (отсутствие рабства как социального института) и духовные (язычество, веротерпимость и др.) особенности, усугубленные постоянными внешними угрозами и внутренними междоусобицами, создали своеобразный феномен мировой культуры — «русское». Многие аспекты этого феномена описаны классиками мировой философии, но он безбрежен по объему и содержанию, в силу чего и до настоящего времени остается малоизученным. В рамках его становления и развития формировалась и русская философско-правовая мысль. Возникнув в лоне нерасчлененного знания, мудрости, философско-правовая теория прошла те же исторические этапы, что и русская философия.
Первые письменные упоминания философско-правовой проблематики датируются XI веком. Это вовсе не означает, что ранее на Руси не существовало неписаных норм, общих представлений о справедливости, правах, обязанностях и т.п. Они были и фиксировались в обычаях, обрядах, табу, религиозных догматах. В XI веке возникают попытки философского осмысления действительности, появляются произведения, в которых рассматриваются проблемы истоков и сущности правды, клеветы, власти, справедливости и несправедливости. Так, уже в «Изборник» 1076 г. включены тексты нравственно-правового характера. К ним можно отнести, в частности, «Слово некоего отца к сыну своему» и трактат Нила Синайского (Философа) «О воздержании».
Первое сочинение, непосредственно обращенное к теме философии права, — «Слово о Законе и Благодати», было написано между 1037 и 1050 г., во время княжения Ярослава Мудрого.
Его автор митрополит Иларион сопоставляет закон и благодать как ступени развития человечества. С законом он связывает доциви-лизационный этап мировой истории, полагая его основными функциями принуждение к выполнению божественных заповедей и воспитание нравственности, законопослушания и справедливости. Эти добродетели ведут к достижению благодати, цивилизованности и обретению истинной веры в Иисуса Христа.
Примечательно, что у Илариона благодать как вселенское состояние предполагает равенство всех народов, их мирное сосуществование, которое обеспечивается князем как представителем Бога.
Владимир Мономах (1053—1125), великий князь киевский (с 1113 г.), оставил своим потомкам несколько сочинений, объединенных под названием «Поучение». В нем он призывает иметь «страх божий», т.е. не совершать злодеяний, помнить тяжесть греха и ужас преступления. Князь учит своих детей, как править подданными: не притеснять убогих и слабых, помогать бедным, почитать духовных наставников, судить строго, но милосердно, не допускать кровной мести.
В эпоху феодальной раздробленности видное место в духовной жизни Руси занимало «Моление» (или «Слово») Даниила Заточника. Свою жалобу к князю он обставил нравоучительными текстами и изречениями, затрагивающими вопросы власти, безопасности, государственного управлений- Так, он отмечал, что боярство неэффективно и его следует заменить Думой не родовитых, а умных советников; что армией следует руководить лично князю и содержать ее в постоянной готовности к защите государственных интересов; что власть должна быть крепкой и не допускать внутренних распрей.
В XIII веке для Руси наступили времена тяжких испытаний. Ослабленная княжескими междоусобицами, страна была захвачена татаро-монголами. Осмыслению причин великой беды посвящены сказания «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» и др. Их авторы видели в этих трагических событиях наказание за небрежение к — говоря современным языком — правовым нормам. Пять «Слов» архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона Владимирского написаны непосредственно в философско-правовом ключе. В одном из них он констатировал: «Се уже к 40 лет приближать томление и мука. Кто же ны сего до-веде? Наша безаконье и наши греси, наше непослушанье, наше непокаянье». И далее он призывает: «Лучши, братья, престанем от зла; лишимъся всех дел злых: разбоя, грабленья, пьянства, прелюбодей-ства, скупости, лихвы, обиды, татбы, лжива послушьства, гнева, ярости, злоиманья, лжи, клеветы, резоиманья». («Лживо послушь-ство» — лжесвидетельство; «резоиманье» — ростовщичество.) Именно такие деяния, утверждал Серапион, привели к гибели Вавилон, Рим и другие некогда могущественные города.
Церковная реформа, проведенная Иваном Грозным, положила начало регламентации духовной жизни государства. Церковное право изложенное в «Стоглаве» 1551 г., стало основой религиозной жизни феодальной Руси, а бытом граждан руководил «Домострой» включавший 64 главы. Помимо чисто житейских рекомендаций по ведению хозяйства, по супружеским обязанностям и пр., он определял и правовые отношения в обществе.
В конце XV — начале XVI века в центре духовной жизни России стояла борьба нестяжателей и иосиофлян, связанная, в частности, с взаимоотношением духовной и светской властей, правами церкви на земли и реформой монастырей. Одним из виднейших нестяжателей был Максим Грек (1470—1556). В философско-правовом отношении наибольшее значение имеет его сочинение «Главы поучительны начальствующим правоверно», в котором он вменял в обязанность самодержцу научиться управлять собой, для чего необходимо обуздать три великих греха: «сластолюбие, славолюбие и сребролюбие».
Несмотря на идейные расхождения в вопросах права и власти, в оценках нравственно-правовых качеств самодержца с Максимом Греком был солидарен и основоположник иосиофлянства Иосиф Волоцкий (1439/40—1515). Он утверждал, что великокняжеская власть от Бога, но сам великий князь — земной человек со всеми присущими ему недостатками; совершая ошибки, он может из «отца» народа стать его «мучителем». Такому правителю, учил Иосиф, следует не повиноваться, а оказывать сопротивление, ибо он из «слуги Бога» превращается в «диавола».
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1698;