Основы композиции в фотографии.
Всем известная крылатая фраза гласит: Правила созданы для того, чтобы их нарушать. Но не зная правил построения кадра — мы не знаем, что нарушим, и к чему все это приведет. Некоторых природа наградила хорошим вкусом и чувством прекрасного они не узнают ничего нового, ну а тем людям, которым с этим повезло меньше — остается только учиться.
Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.
Основы композиции в фотографии. Совет №1 — Используйте правило золотого сечения и правило третей.
Принцип золотого сечения в фотографии
Именно этот рисунок нам и поможет дать определение.
Золотое сечение — пропорциональное деление отрезка ( С в нашем случае) на разные части, при котором весь отрезок (С) так относиться к большей части (В), как сама большая часть (В) относиться к меньшей (А).
Мозг начинает сопротивляться и думать, из школьного курса математики с трудом вспоминаются пропорции. В пропорциях это будет выглядеть следующим образом.
С:В=В:А
В цифрах значение золотого сечения выглядит следующим образом
Если выразить значение в дробях, то это приблизительно 5/8.
Принцип золотого сечения в фотографии.Наверное, не раз в фотоаппаратах (как в зеркальных, так и в компактных камерах) вы видели сетку, в которой применяется правило золотого сечения:
Принцип золотого сечения в фотографии.В фотографии чаще используется упрощенное правило золотого сечения — правило третей. Похожие рамки вы могли видеть при кадрировании своих фотографий в Adobe LightRoom или Photoshop.Этот прямоугольник построен по принципу золотого сечения (этот термин, кстати, ввел Леонардо да Винчи).
Выберем за единицу длины сторону А, сторона В будет 0,618*А, ну а размеры сетки вы можете увидеть на рисунке.
Принцип золотого сечения в фотографии. Один из самых простых способов использовать правило золотого сечения — применение правила трех третей. Согласно нему, кадр делится на три части по горизонтали и по вертикали, в результате получается девять секторов. Значимые точки и линии кадра располагаются на расстоянии 3/8 от края кадра (в упрощенном варианте, когда сектора равны — на расстоянии 1/3).
Правило золотого сечения в фотографии применяется следующим образом: если присутствует очевидный центр композиции (одиноко стоящее дерево, дом, солнце на горизонте, роза на столе), вам нужно расположить его на одной из четырех точек пересечения решетки. Располагая объекты таким образом, вы получите наиболее выигрышную композицию.
Если композиция состоит из нескольких различающихся по смыслу областей, можно использовать следующий прием. Проведите диагональ в прямоугольнике. Из вершины проведите перпендикуляр к диагонали, получиться три треугольника разного размера. Скомпонуйте кадр так, чтобы ключевые объекты располагались в этих треугольниках (областях), и кадр будет выглядеть гармонично.
Применять ли правило золотого сечения в фотографии решать вам. Думаю, его полезно хотя бы знать. Слепо подчиняться ему конечно же не нужно, а вот применять его, включая голову, наверное, следует.
Совет №2. Правило третей в фотографии. Сделай свои фотографии интересными и привлекательными.
Часто встречающаяся ошибка начинающих фотографов — расположение главных объектов в центре кадра. Плохого в этом ничего нет, если вы не стремитесь к художественной фотографии, но если же вы хотите сделать свои снимки красивыми, то просто обязаны знать и применять правило золотого сечения (правило третей в фотографии) и про другие композиционные приемы тоже не забывайте.
При кадрировании фотографий в Adobe LightRoom или AdobPhotoshop, вы могли видеть сетку, разделенную двумя линиями по горизонтали и двумя линиями по вертикали — она фактически и является темой нашего обсуждения.
Правило третей в фотографии. Принцип золотого сечения гласит: если выбрать сторону А за единицу длины, то сторона В=0,618*А, кадр делиться на три части по горизонтали и вертикали. При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка “узел внимания”. Как вы уже заметили их четыре. Психология такова, что именно в этих точках человеку приятней всего видеть главный объект или элемент кадра, именно в них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.
Если вы хотите улучшить композицию своих фотографии, то главный элемент снимка располагайте в «узлах внимания». Есть мнение, что осмотр изображения происходит по дуге 1->2->3->4, при этом наиболее длительное время взгляд останавливается на узле внимания №2.
Для упрощения жизни сетку можно упростить, разделив ее не по правилу золотого сечения, а ровно на три части. Выглядеть это будет следующим образом.
Располагая объект по правилу тертей вы автоматически получаете наиболее выгодную композицию. Человеческому глазу достаточно доли секунды, чтобы осмотреть изображение, и если оно сразу не понравится (взгляду будет не за что зацепиться), то разглядывать дальше мы его уже не будем, не говоря уже о размышлении над ним. При кадрировании изображения линии горизонта выгоднее располагать по одной из вертикальных линий сетки.
Совет №3. Геометрическая композиция.
Все объекты нашего мира можно подогнать под простые геометрические формы – линия, треугольник, квадрат, эллипс, круг. Каждая из этих форм будет вызывать определенные эмоции. Если долго смотреть на квадрат или прямоугольник возникает ощущение стабильности.
Треугольник, стоящий на основании смотрится устойчивым, а если его поставить на вершину? От устойчивости не останется и следа, кажется, что он вот вот упадет.
Круг ассоциируется с уютом, спокойствием.
Совет №4. Перспектива, выделение пространством.
Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того, чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу другими словами) нужно использовать передний, средний и задний план. Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний — деревья, на задний — горы.
Еще один способ передать объем на фотографии – главный объект ставится на передний план, а фон размывается. Один из способов размытия фона — использование максимально открытой диафрагмы.
Совет №5. Тональная перспектива.
Ощущение объема также можно передать и с помощью цвета. Темные предметы кажутся нам более близкими, светлые – удаленными. Если передний план будет темнее заднего, то ощущение глубины усилиться.
Совет №6. Цветовая композиция.
Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.
Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.
Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой.
Насыщенность цвета также влияет на эмоции зрителя. Мягкие тона создают ощущение покоя и ностальгии. Яркие краски используются для привлечения внимания, напористости, чувственности, поэтому их зачастую используют в рекламной фотографии.
Следует осторожно относиться к подбору цветов в кадре, иначе может получиться несуразица – композиция будет попросту разваливаться. Избегайте ярких цветовых пятен в стороне от главного объекта съемки, иначе это будет отвлекать зрителя.
Совет №7. Черно-белая фотография.
Поклонники черно-белой фотографии знают, что белый цвет кажется объемней черного. На черно белом снимке глаз в первую очередь схватывает самые светлые пятна и только потом переходит к темным.
На этом эффекте основана следующая иллюзия: На листе в ровную черно-белую полоску будет казаться, что белые полоски шире. Ярко белый предмет будь он на переднем или заднем плане обязательно покажется в этой композиции главным.
Совет №8. Используйте правило диагоналей.
В идеале мы с вами должны научиться управлять взглядом зрителя: мы должны взять зрителя за руки и привести к главному объекту кадра. Для этого нужно использовать различные линии – дорога, провода, линия берега, рельсы, в общем все, что вашей душе угодно (даже линию взгляда). Линии не обязательно должны быть прямыми.
Восходящие линии, ведущие из левого нижнего угла в правый верхний выглядят напряженнее нисходящих, это может быть связано с тем, что мы читаем слева направо, сверху вниз, здесь же взгляд должен вскарабкиваться наверх, что требует больших усилий.
Восходящие линии ассоциируются с динамикой, движением. Нисходящие линии – из вершины левого верхнего угла в правый нижний, ассоциируются они со спокойствием и умиротворением.
Совет №9. Контрасты.
Бросится ли вам в глаза белый объект на черном фоне или красный на зеленом? Главный объект съемки должен отделяться от фона, а не сливаться с ним. Если объект контрастирует с фоном, то мы сразу обратим на него внимание.
Совет №10. Ракурс или точка съемки.
Нормальная точка съемки – на уровне человеческих глаз, это то, как мы привыкли наблюдать за окружающим нас миром – мы все так видим. Применяют такой ракурс для съемки классических портретов. Большая часть фотографий сделана именно так.
Нижняя точка съемки. Фотоаппарат (и скорее всего мы вместе с ним) находится внизу. Точка съемки ниже привычного уровня глаз. В данном случае объекты начинают выглядеть не так, как мы к этому привыкли, тем самым испортить кадр проще простого. Появляются искажения – ноги у модели кажутся длиннее, голова меньше (особенно данный эффект проявляется на короткофокусных объективах). Но, с другой стороны, объект с такого ракурса выглядит более «монументально» и величественно. С этого ракурса лучше снимать динамичные сцены – бег, танцы, прыжки.
Верхняя точка съемки – фотоаппарат находиться выше уровня глаз человека. Снимки, сделанные с этого ракурса, выглядят спокойными и статичными.
Совет №11. Ритм в фотографии.
Ритм – повторение похожих или одинаковых линий в кадре.
По дорожке из чередующихся объектов взгляд наблюдателя можно увести куда угодно, главное пользоваться этим правилом с умом.
Совет №12. Использование внутренних связей.
При создании снимка необходимо, чтобы между предметами в поле кадра была связь. Предметы могут быть связаны по форме, цвету, смыслу, люди, расположенные в кадре могут быть связаны линией взгляда.
Совет №13. Горизонт должен быть горизонтальным.
Делайте поверхность воды и плывущих кораблей горизонтальной, иначе это будет резать глаз.
Совет №14. Аккуратней с кадрированием.
Этот совет особенно актуален для портретов. При фотографировании людей не стоит обрезать части тела как попало. Фотографируйте либо всю фигуру, либо до бедра. Руки правильнее обрезать до плеча, а не до кистей.
Совет №15. Избегайте пустот.
Избегайте больших пустых пространств, таких как чистое небо, равнина, вода, постарайтесь чем-нибудь заполнить пустоту. Например, на передний план можно поместить ветку дерева, камень, фигуру человека или еще что-нибудь.
Совет №16. Простота.
Сделайте кадр простым и понятным, уберите с него все лишние детали, отвлекающие зрителя от главных объектов. Ненужный мусор (и в буквальном смысле этого слова тоже) из кадра можно убрать с помощью графических редакторов — Adobe Photoshop и Adobe LightRoom.
Сделайте кадр максимально большим. Это позволит зрителю быстрее понять смысл изображения без продолжительных блужданий по всей картинке.
Совет №17. Баланс.
Постарайтесь сделать сбалансированную композицию так, чтобы правая часть фотографии не выглядела тяжелее левой (или верхняя тяжелее нижней).
Я уже говорил, что разные цвета воспринимаются по-разному. Стоит теперь упомянуть одинаковые цвета.
Один и тот же цвет будет восприниматься по разному в зависимости от занимаемой им площади. Черное пятно может быть уравновешено — чуть большим по площади серым.
А вот для того, чтобы уравновесить черное пятно белым цветом, пропорции будут уже совсем другими. Для этого понадобиться очень много белого цвета.
Совет №18. Аккуратней с линиями в кадре.
При фотосъемке людей следите, чтобы линия горизонта или другие линии фона (столб, дерево) не проходили через голову человека. Иначе может получиться иллюзия, будто у человека выросли рога из головы, или столб… Что явно не добавит красоты снимку. Для того, чтобы избежать этого, нужно всего лишь изменить точку съемки.
Совет №19. При съемке портрета следите за глазами.
При фотосъемке портрета очень важную роль играют глаза, поэтому и фокусироваться нужно именно по ним. Если фокус глаз поймать сложно попробуйте сфокусироваться по пуговице на груди.
Совет №20. Съемка движущихся объектов.
Когда фотографируете движущийся объект, оставляйте ему место для движения – располагайте его так, как будто он только что зашел на фотографию, а не покидает ее.
Съемка с проводкой позволяет размыть фон и лучше передать эффект движения. Еще один способ размывания фона — изменение фокусного расстояния. Во время экспонирования кадра меняется фокусное расстояние, при этом получается эффект размытости, при котором линии устремлены в центр. Как вы уже успели понять — если фон размыть, то эффект движения передастся лучше.
Совет №21. Используйте нечетное число одинаковых предметов.
Три одинаковых предмета (растения / животного) будут выглядеть лучше, чем два или четыре.
Совет №22. Симметрия.
Помните, я рассказывал, что симметрия это зло и от нее нужно отучаться? Этому посвящены статьи про правило золотого сечения в фотографии и правило третей в фотографии. Это действительно так, но есть и исключение из правил. Симметрия достаточно часто встречается вокруг нас (посмотрите в зеркало), архитектура и другие предметы в нашей жизни используют симметрию.
В природе это более редкое явление. Деревья, скалы, камни и еще целая гора примеров ассиметричных предметов.
Если вы хотите передать спокойствие, статичность, умиротворенность – смело используйте симметрию.
Правило симметрии можно использовать при съемке архитектуры, пейзажей с отражением в воде, также могут получиться интересными снимки с отражением в зеркале.
Резюме.
Смело нарушайте все правила, если знаете, чего и как вы хотите добиться от данного кадра. Композицию нужно рассматривать как набор инструментов, взяв которые, можно построить кадр – но какие инструменты использовать – решать только вам.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Новеллы в обязательственном праве | | | Конечно, в идеале снимать нужно так, чтобы постобработка была минимальной. Но полностью отказаться от нее, не получится, за редким исключением. |
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1039;