Периодизация Истории государства и права России.

Сначала рассмотрим цивилизационный подход.

Для лучшей систематизации накопленных исторических знаний, более глубокого их анализа и прогнозирования будущих событий ученые давно пытаются провести периодизацию жизни общества.

Начало такой периодизации положил ученый Древнего Рима Лукреций Кар (ок. 96-55 гг. до н.э.). В своей поэме «О природе вещей» он разделил историю на три века: каменный, медный и железный, показав зависимость общественной жизни от развития орудий труда, а не от воли богов.

С тех пор делалось много других попыток периодизации. И хотя каждая из них носит несколько условный характер, приходится принимать наиболее подходящие для решения тех или иных проблем.

Одной из таких является концепция шотландского ученого XVIII в. А.Фергюссона и его последователя американца Льюиса Моргана (ХIХ в.), по которой история человечества делится на три больших периода: дикости, варварства и цивилизации.

Дикость и варварство они рассматривали как периоды догосударственного развития, а появление государственности, государства и права, по их мнению, было связано с наступлением эпохи цивилизации (от лат. сivilis - гражданский, государственный).

Так возник термин «цивилизация», от которого в конце ХIХ века получил название «цивилизационный» подход в изучении государства и права.

Он требует рассмотрения всех проблем государства и права не однолинейно, в связи с экономическими, социальными и духовными факторами, а «мультилинейно», циклически.

При этом государство и право рассматриваются в составе «социокультурных комплексов» - цивилизаций.

Хотя применение цивилизационного подхода возможно в Истории отечественного государства и права, но это довольно проблематично, так как он рассматривает главным образом единичное и особенное, человека и этнос, а не общество, государство и право.

Использование этого метода нашло широкое применение в современной политологии

В основе другой научной периодизации Истории государства и права лежит «формационный» подход, основой которого служит концепция об общественно-экономических формациях, выдвинутая К. Марксом и основанная на диалектико-материалистическом методе.

Согласно этой концепции человек выделился из живой природы, осознав свою жизнедеятельность, благодаря производительному труду.

Орудия и средства труда (средства производства) вместе с применяющими их людьми составляют производительные силы общества.

Они постоянно совершенствуются, что обусловлено (детерминировано) необходимостью повышения количества и качества производимых продуктов и условий жизни людей.

В процессе производства люди вступают между собой в определенные производственные отношения[7] и связи в целях взаимопомощи, обмена и т.п.

Главную роль в производственных отношениях играет та или иная форма собственности на средства производства (общественная, частная, смешанная), которые определяют положение человека в процессе производства, его зависимость или относительную свободу.

Совокупность производительных сил и производственных отношений составляет способ производства, который, господствуя на определенном временном этапе, является его сущностью, определяет жизнь всего общества. Каждому способу производства соответствует свой уровень производительных сил и характер производственных отношений.

В развитии человечества принято выделять четыре основных этапа, каждому из которых соответствует определённый способ производства. Эти этапы были названы К. Марксом общественно-экономическими формациями.

Среди них выделяются:

1) Первобытно-общинная;

2) Рабовладельческая;

3) Феодальная;

4) Капиталистическая.

Период первобытно-общинной общественно-экономической формации, включающий эпохи дикости и варварства, считается догосударственным.

Рабовладельческий, феодальный и капиталистический периоды охватывают эпоху цивилизации.

В этот период общество разделено на антагонистические классы, на угнетателей и угнетенных, и для обеспечения этого порядка создается государство - аппарат насильственного принуждения.

Классики марксизма-ленинизма, в качестве гипотезы, основанной на открытой К. Марксом закономерности, выделяли и пятую общественно-экономическую формацию с соответствующим способом производства - коммунистическую. В ней, на основе высочайшего уровня развития производительных сил, особенно науки и техники, самого человека, должен осуществиться принцип: «От каждого по способности, каждому - по разумной потребности».

Низший этап этой формации - социализм - рассматривается как эпоха постепенного отмирания классовых противоречий и различий, отмирания самого государства, как аппарата насилия, и превращения его в систему свободного общественного самоуправления. Однако в ходе социального процесса такой подход не подтверждается практикой. Может быть, лишь на данном этапе.

Переход от одной формации к другой происходит в результате возникающих противоречий между более динамично развивающимися производительными силами и, в силу ряда причин, отстающими от них производственными отношениями.

Следуя диалектическому закону перехода количественных изменений в коренные качественные, противоречия, постепенно накапливаются, достигают своего апогея, и происходит социальный взрыв - революция. Общество переходит к новому строю, к новой общественно-экономической формации, к новому этапу своего развития.[8]

Говоря о периодизации Истории государства и права России, следует отметить, что в современных условиях можно встретить различные подходы к этой непростой проблеме: от абсолютизации и догматизации концепции об общественно-экономических формациях до полного отказа от неё.

Представляется целесообразным, оставаясь на основе диалектико-материалистического метода, критически принимать эту концепцию, отметая то, что не подтверждается научной практикой или затрудняет исследовательскую работу.

Рассмотрим общую периодизацию Истории государства и права.

В настоящее время в исторической науке общепринята следующая периодизация эпохи цивилизации, государства и права: Древний мир (Рабовладельческое государство и право) - с ХХV в.до н.э. до середины I в.н.э.; Средние века (Феодальное государство и право) - с середины I в.до XVII в.; Новое время (Буржуазное домонополистическое государство и право) - XVII - XIX вв.; Новейшее время (Буржуазное монополистическое государство и право) - ХХ в.- начало XXI века.

Всеобщая история государства и права рассматривает развитие отдельных государств, их права именно в такой периодизации.

В каждом из этих периодов, принято выделять три основных этапа:

- ранний;

- период расцвета;

- период упадка и трансформации.

Особенности периодизации государства и права России обусловлены рядом факторов.

Главными из них являются:

1) некоторое отставание по времени возникновения государственности у восточных славян от близких по языковой (индо-европейской) общности народов Западной Европы;

2) восприятие православия и связанных с этим элементов государственного устройства и права Византийской империи, её политической и правовой культуры;

3) подчинение русских государств Монгольской империи (Золотой орде) в XIII-XV веках;

4) попытка создания государства пролетарской диктатуры в ХХ столетии.

Учитывая основополагающий характер этих факторов, периодизацию Истории государства и права России можно представить следующим образом:

Раздел I. Государство и право дореволюционной России.

ГЛАВА 1. Предмет, методология и периодизация науки «История государства и права России», ее место в системе юридических наук;

ГЛАВА 2. Древнерусское государство и право (IX- XII вв.);

ГЛАВА 3. Феодальные государства и развитие права на территории Руси (XII− XIV вв.);

ГЛАВА 4. Становление и развитие централизованного Русского государства и общерусского права (XIV – конец XVII вв.);

ГЛАВА 5. Российская империя в XVIII веке;

ГЛАВА 6. Государство и право России в первой половине XIX в. ;

ГЛАВА 7. Государство и право Российской империи в период реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.);

ГЛАВА 8. Государство и право России в начале XX века (1901-1913 гг.);

ГЛАВА 9. Государство и право России в период Первой мировой войны, политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 гг.);

РАЗДЕЛ II. Государство и право советского и постсоветского периода.

ГЛАВА 10. Образование советского государства и создание основ советского права (октябрь 1917 -1918 гг.);

ГЛАВА 11. Советское государство и право в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 – 1921 гг.);

ГЛАВА 12. Образование СССР и развитие советского права в условиях новой экономической политики (1921- 1928 гг.);

ГЛАВА 13. Советское государство и право в период укрепления административно-командной системы (1929-1941 гг.);

ГЛАВА 14. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

ГЛАВА 15. Развитие советского государства и права в послевоенные годы и период частичной либерализации (1945-1964 гг.);

ГЛАВА 16. Советское государство в период замедления темпов общественного развития (вторая половина 60-х – середина 80-х гг. XX в.);

ГЛАВА 17. Государство и право России на современном этапе

Именно в такой периодизации изучается учебный курс Истории государства и права России.

Как любая другая, данная периодизация достаточно условна.

Но она дает возможность подробно рассмотреть основные вопросы возникновения государства и права России, выявить основные тенденции и особенности их развития на различных исторических этапах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1121;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.