Методология и закономерности Истории государства и права России.
Слово «метод», в переводе с древнегреческого, буквально означает «путь, направление к чему-либо». Если путь выбран правильный, мы сможем достигнуть нашей цели. Если же нет, то цель вряд ли будет достигнута.
Отсюда понятна важность правильного выбора методов, приемов и подходов в любой деятельности, в том числе - в изучении Истории государства и права России.
Сейчас под термином «метод» принято понимать совокупность принципов, подходов, приёмов, применяемых в процессе изучения проблем какой-либо науки или научной дисциплины.
Это полностью относится и к методологии Истории государства и права России. Рассматривая все разнообразные подходы, способы (методы) и приёмы, которые применяются в ходе изучения данной науки, целесообразно объединить их в три группы: 1) фундаментальные методы; 2) специально-научные (прикладные) методы; 3) учебные методы.
Среди фундаментальных (философских) методов познания следует назвать прежде всего, с одной стороны - диалектико-материалистический научный метод (диалектический материализм), с другой – идеалистический религиозно-метафизический метод (идеализм).
Как показывает практика, успешное решение задач, решаемых Историей государства и права России, как и другими историко-правовыми науками, возможно лишь на основе подлинно научной методологии.
Такой методологией является диалектический материализм, являющийся общефилософской базой для объяснения государственно-правовых явлений и процессов, их всестороннего изучения.
В чем заключается эта методология, применительно к Истории государства и права России?
Диалектический метод требует рассмотрения историко-правовых явлений и процессов не изолированно, а в органической связи со всеми факторами и условиями, которые необходимо выявлять и анализировать.
Например, ликвидацию патриархии и включение церкви в государственную систему Российской империи в начале XVIII века можно правильно понять и оценить лишь после глубокого анализа всех экономических, социальных, политических и духовных, объективных и субъективных факторов, которые сопутствовали этим процессам.[4]
Сам исторический процесс понимается не как движение по кругу или в рамках замкнутых повторяющихся циклов, а как восходящее, поступательное развитие общества, причем не по прямой линии, а с многочисленными «историческими зигзагами», которые обычно обусловливаются разнообразными причинами.
В истории России к таким «зигзагам» можно отнести события «смутного времени» начала XVII века, реформы Петра I, революции XХ столетия.
Диалектико-материалистический метод отвергает божественный, непознаваемый характер государства и права, их истории.
Он видит первопричины возникновения и развития государства и права в социально-экономическом строе общества, в его экономическом базисе.
В то же время необходимо учитывать географические, биологические, демографические, личностно-психологические и другие факторы, влияющие на исторический процесс.
Так, признавая роль М.С. Горбачёва в развале и ликвидации СССР, необходимо давать объективную всестороннюю оценку состоянию общества и государства в этот период, а также внешним факторам, которые привели к распаду СССР.
Законы диалектики, особенно закон единства и борьбы противоположностей, раскрывают внутренний механизм возникновения и развития конкретных государств (в том числе - России), их политических и правовых институтов.
Так, образование государства и права диалектика объясняет, наряду с другими факторами, разделением человеческого общества (в силу многих причин) на противоположные по своим интересам, но необходимо взаимосвязанные классы.
Классы (общественные) - это большие группы людей, которые различаются по их месту в исторически определённой системе общественного производства: по их отношению к средствам производства (обычно закреплённому в законах), по их роли в общественной организации труда, а так же по способам получения и размерам получаемой ими доли общественного богатства.
Это неизбежно приводит к выводу о классовой сущности государства и права, о классовой борьбе как движущей силе возникновения и развития различных государственных и правовых систем, их основных органов и институтов. Вместе с тем, сведение всех историко-правовых явлений и процессов лишь к классовым противоречиям было бы ошибочным.
Задача Истории государства и права России как раз и состоит в выявлении экономических, социальных, политических и идейных противоречий, разрешение которых всегда являлось «локомотивом» исторического процесса.
Диалектико-материалистическому методу, применённому к истории (историческому материализму), противостоит идеализм - религиозно-идеалистический, метафизический и схоластический метод.
Схоластический метод исходит из божественного происхождения государства и права, божественной предопределенности всех происходящих в них явлений и изменений.
Религиозная схоластика всегда рассматривала мир и общество в неизменном, от сотворения богом, состоянии, а развитие исторического процесса признавала лишь как предопределённое свыше движение по кругу. До сих пор некоторыми «учёными» муссируются гипотезы о «конце света».
В период реформ Петра I многие церковники и обыватели предрекали гибель государства в связи с теми мерами, которые разрушали старый, привычный уклад жизни общества. Но божественный конец света не настал.
Идеализм отрицает зависимость развития государства и права от экономического базиса или принижаёт его значение.
Это неизбежно приводит к непомерному возвеличиванию роли отдельных личностей в политической жизни общества, которым приписывается божественное или дьявольское покровительство (например, князь Владимир Святой или царь Иван Грозный).
Российский правовед Л.И. Петражицкий разработал психологическую теорию права, в которой утверждал, что само право есть явление внутреннего, психического мира человека.
Главными факторами возникновения и развития государства и права он считал особенности психики человека, его эмоции.
До сих пор многие историко-правовые концепции в нашем отечестве и за рубежом строятся, главным образом, на особенностях личностных качеств царей, генеральных секретарей и президентов.
Несмотря на то, что в прошлые исторические эпохи даже знаменитые ученые широко использовали религиозно-идеалистические методы, практика показала их ущербность.
Вместе с тем одностороннее использование самых передовых методов в науке может иногда привести в тупик или к ошибочным выводам, если недостаточно учитываются все многообразные факторы, в том числе – духовные, идеальные.
Основополагающее значение в изучении Истории государства и права России имеют также принципы историзма и классового подхода.
Принцип историзма неизбежно вытекает из диалектического метода.
Он позволяет выявить в политических и правовых явлениях, институтах как исторически преходящее, так и остающееся надолго.
Например, существование абсолютной монархии в России имело преходящий характер, а понятие «правды» (русской интерпретации права), хотя и претерпевало некоторые изменения, но существует тысячелетия.
Принцип историзма требует рассматривать исторические события и процессы, происходящие в российском государстве и праве, в конкретных условиях, учитывая особенности отельных регионов, их территорию, климат, состав населения и т.д.
Объективная оценка явлений и процессов в политике и праве возможна лишь при их сопоставлении с достигнутым к данному времени уровнем развития государства и права в других странах.
Многие учёные-правоведы, в том числе работающие над проблемами Истории государства и права России, пытались представить свои теории, особенно политические и правовые, как выражение «общих интересов», «национальной самобытности», «всенародной воли» и т.п.
Однако исторический опыт показывает, что очень часто большие массы людей становились наивными жертвами обмана или самообмана в политике, воспринимая на веру те или иные, иногда кажущиеся очень логичными и разумными, взгляды авторитетных ученых и политиков.
Чтобы этого не допустить, необходимо применять принцип классового подхода.
Он требует за любыми действиями, заявлениями и обещаниями людей, участвующих в политике, за правовыми положениями и нормами, идейными течениями вскрывать интересы тех или иных классов, сословий, других социальных групп.
Прежде всего, - экономические и политические интересы. [5]
Только тогда можно дать правильную оценку происходящему, определить объективную роль личности и народных масс в важных и масштабных событиях, любого учения, любой доктрины в жизни общества, разделенного на классы, выяснить их истинный характер и направленность.
Например, чтобы правильно ответить на вопрос, почему в России отмена крепостного права произошла только во второй половине XIX века и затянулась на многие десятилетия, следует определить, какое сословие было больше всего в этом заинтересовано и какое положение в государстве оно занимало.
Философские методы: анализа и синтеза; выдвижения гипотез; статистический; сравнительно-правовой; формально-правовой; системный.
Диалектико-материалистический метод, составляя основу историко-правовых наук, предполагает использование и других специально-научных или прикладных методов исследования.
Для Истории государства и права России большое значение имеют такие методы и подходы, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный.
Все они широко используются как маститыми учеными, так и теми, кто только приступает к изучению историко-правовых наук и научных дисциплин.
Среди учебных методов по овладению курсом Истории государства и права России следует выделить самостоятельную работу курсантов по изучению рекомендованной литературы и других источников.
В учебном процессе важную роль играют также лекции и семинарские занятия, на которых курсанты не только усваивают преподносимые преподавателями материалы, делают необходимые конспективные записи, но и сами активно участвуют (на семинарах) в обсуждении поставленных вопросов, выясняют наиболее трудные разделы.
В учебно-методическом кабинете кафедры «Истории государства и права» Санкт-Петербургского университета МВД РФ обучаемые могут пользоваться литературой и другими пособиями по данному курсу, получать необходимые консультации у преподавателей.
Участвуя в научном кружке, курсанты имеют возможность, под руководством преподавателей, углублять свои знания по изучаемому курсу путём подготовки и написания научных докладов, сообщений и контрольных работ на избранные темы.
В учебном процессе используются также возможности проводимых научных конференций, в которых курсанты принимают активное участие путем подготовки реферативных выступлений по тем или иным вопросам Истории государства и права России и другим научным дисциплинам.
Рассмотрим определенные закономерности «Истории государства и права России».
Под общественной закономерностьюпринято понимать объективно существующие, систематически повторяющиеся существенные связи явлений общественной жизни, исторического процесса.
Установлено, что в общественной жизни действие закономерностей проявляется в виде тенденций. Именно они определяют основную линию развития общества и его элементов.
Например, от Древнерусских небольших княжеств через войны, раздробленность, смуты и военные поражения пробивала себе дорогу государственность России к образованию великой державы, «Третьего Рима».
Эта прогрессивная тенденция, свойственная ряду других народов, продолжается и сегодня. То же самое можно отнести к российскому праву.
В истории действуют законы различной степени общности:
1) общесоциологические (постоянные),
2) действующие в рамках нескольких определённых общественно-экономических формаций (эпох) и
3) свойственные отдельным формациям.
Изучая Историю государства и права России, мы находим проявления этих законов в реалиях нашего общества, и на этой основе можем делать соответствующие выводы.
Так, некоторое отставание развития буржуазного права в России представляется вполне закономерным, если применить общесоциологический закон соответствия общественных отношений характеру развития производительных сил.
В крепостническом государстве, где у власти стояли помещики и почти отсутствовал рынок рабочей силы, для быстрого развития капитализма просто не было условий. Поэтому и нормы права оставались вполне архаичными, феодальными.
Подобным образом, применяя закон классовой борьбы, действующий в рамках антагонистических обществ, можно понять внутренние причины таких явлений, как войны, революции, национально-освободительные движения.
Задача заключается в выявлении особенностей и тенденций, присущих только историческому развитию России. К ним, в частности, можно отнести: возникновение русской государственности и права на основе близости языка, духовной и материальной культуры славянских народов, что в определенной мере проявляется и в настоящее время.
Восприятие восточными славянами, в том числе - русскими, высокоразвитой политической и правовой культуры Византии, православия, что нашло своё отражение в государственных и правовых институтах, сохраняется до сих пор. Неразвитость классического рабства на Руси обусловило длительное по времени (около 2 000 лет) сохранение крестьянской общины, которая являлась не только основой феодального хозяйства, но, в какой-то мере, и основой государства. Тенденция сохранения гуманных, справедливых обычаев и традиций «мира»[6] проявляется сегодня в российской соборности, коллективизме.
В процессе изучения Истории государства и права России учёные выявляют и другие закономерности и тенденции. Их усвоение и учёт будет способствовать достижению успеха в решении многих проблем современности, в том числе - правоохранительной деятельности.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1043;