Западная культура второй половины XX века.
Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всём обществе:
- переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности – угледобыча, машиностроение и др. – в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, т.е. способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;
-общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;
- культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.
Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, но она сохраняется и продолжает развиваться.
В послевоенную эпоху писатели стремились найти средства, способные развить эксперименты модернистов межвоенных лет и в то же время отразить современное состояние мира. Французские писатели работали над тем, что назвали «новый роман». Его представители: Н.Саррот, Ален Роб-Грийе, М.Бютор, новый роман строит картину мира, воспроизводя калейдоскоп впчатлений, порой очень детальных, и казалось бы, излишних.
В 70-е годы – в связи с появлением идеологии неоконсерватизма – статус религии начинает заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традиционным, добуржуазным ценностям, к протестантской этике с её аскетизмом и самоограничением, к возрождению религиозных корней культуры.
Усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений.
В искусстве ее представляет главным образом реализм.
Искусство второй половины XX века представляют:
- французскую литературу: М.Дрюон, Э.Базен, Ф.Саган, Ж.Сименон;
- швейцарскую: Г.Гессе, Ф.Дюрренматт, М.Фриш;
- немецкую: Г.Белль и Г.Грасс;
- английскую; Дж.Осборн и Дж.Брейн, А.Мердок, Г.Грин.
Широкую популярность приобрела научная фантастика (Р.Бредбери).
Кино и течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р.Росселини, Л.Висконти, Дж. Де Сантис, Ф.Феллини).
Развитие научно-технической литературы отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:
- разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей – интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;
- трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.
При всём многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3657;