Культура постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:

- в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;

- экономический кризис 30-х годов;

- экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.

Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления.

Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

Важные черты постсовременности:

- широкое распространение всякого рода лотерей и игр;

- господство моды;

- театрализация почти всех событий политической жизни.

Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар, итальянский философ Д.Ваттимо.

Наука перестает быть привилегированным способом познания.

В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:

- в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д.Ваттимо)

- структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино. К нему также примыкают художники:

Архитектура постмодерна. Развитие строительной технологии Ж.Гаруст – во Франции, А.Пенк – в Германии. Позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки.

Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Она часто довольствуется малым. В нём есть всё, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.

Для него не существует никаких правил жанра и стиля. Его не мучают противоречивость, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Но в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Его черты и особенности сохранятся в культуре нашего столетия.

Вопросы для повторения

1. Перечислите особенности развития западных стран, которые способствовали изменениям в духовной культуре общества

2. Какие направления развития искусства преобладали во 2 половине XX века на Западе? Перечислите представителей этих направлений.

3. Определите причины возникновения массовой культуры. В чем ее отличительные особенности?

4. Какую роль играет массовая культура в жизни общества? Какие последствия массовой культуры вы можете назвать?

5. Дайте характеристику направлению посмодернизм? Перечислите предпосылки его возникновения

6. Подготовьте сообщения по проявлению постмодернизма в живописи, литературе, театре.

 

Тема 10 Развитие культуры в России во второй

половине XX века

 

План изучения темы

1. Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

2. Советская культура конца 1960-х — 1980-х гг.

3. Духовная жизнь демократической России

1 .Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе, благодаря ослаблению цензуры, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее долгое время замалчивавшиеся стороны жизни советского общества.

А.И. Солженицыну удалось опубликовать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус». В 1970 г. он был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю ГУЛАГ а и показал истоки преступлений сталинского режима, в СССР изданы не были, а сам Солженицын вынужден был эмиг­рировать.

В период, когда власти были заинтересованы в продолжении борьбы с политическим наследием сталинизма, многие ранее принятые решения о запретах на издание ряда художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, были отменены. Вновь начали публиковаться стихи А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой. Отечественные фильмы, в частности таких режиссёров, как С.Ф. Бондарчук (1920—1994) я А.А. Тарковский (1932— 1986), стали представляться на международных кинофестивалях где они занимали призовые места. Звания народных артистов СССР были удостоены музыканты СТ. Рихтер (1915—1997) Г.В.Свиридов (1915-1998),

Г. Н. Рождественский (р. в 1931), творчество которых завоевало всемирную известность.

Общественность страны получила возможность вновь ознакомиться с работами таких композиторов, как Д.Д. Шостакович (1906-1975), С.С.Прокофьев (1891-1953), А.И. Хачатурян (1903- 1978), В.Я. Шебалин (1902-1963) и др., произведения которых власти сочли антинациональными. Несмотря на попытки творческих союзов, контролировавшихся КПСС, отстаивать «чистоту» социалистического реализма в искусстве, все более широкое распространение получали новые направления в живописи и скульптуре. В 1960 — 1970-е гг. появилось так называемое неофициальное искусство. Его представляли скульпторы ВЛ. Сидур (1924—1986) и Э.И. Неизвестный (р. в 1925), художники ИМ. Кабаков (р. в 1933), Э.В. Булатов (р. в 1933), О.Я. Рабин (р. в 1928) и др. Они продолжали традиции русского авангарда 1910 — 1920-х гг. и осваивали современные тенденции западного искусства.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого пытались обращаться к людям с помощью необычных художественных средств — символов, подписей, лозунгов, предполагающих соучастие зрителей в действии. Проводились так называемые художественные акции, цель которых состояла в том, чтобы заострить внимание на волновавших общество проблемах.

Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арт, в иронической и гротескной форме передавало традиционные для социалистического реализма сюжеты советского образа жизни, высмеивая официальную пропаганду. Не имея возможности полноценного художественного творче­ства, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу.

Партийное руководство стремилось сохранить контроль над развитием духовной жизни. В практику вошли регулярные встречи Н.С. Хрущева с представителями интеллигенции, на которых им указывалось, как и что можно и нужно представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки свободы творчества, подвергались осуждению. Была снесена бульдозерами выставка художников-авангардистов. Многие писатели и поэты — АЛ. Вознесенский (р. в 1933), Д.А. Гранин (р. в 1919), В.Д.Дудиицев (1918-1998), Е.Л. Евтушенко (род. в 1938), К.Г.Паустовский (1892-1968) и др. постоянно подвергались критике за идеологическую невыдержанность их творчества.

2.Советская культура конца 1960-х — 1980-х гг.

С завершением периода «оттепели» КПСС пыталась ужесточить контроль над сферой духовной жизни общества, запретить командно-административными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны метода социалистического реализма. Инструментами выступала партийно­государственная монополия на издательскую деятельность, кино-, радио- и телевизионные каналы. Широко использовалось глушение зарубежных радиостанций, ведущих свои передачи на русском языке («Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», Би-би-си и др.). В них в условиях «холодной войны» власти видели исключительно пропагандистское оружие стран НАТО против СССР, хотя зачастую передачи знакомили граждан СССР с жизнью за рубежом, с развитием миро­вой, в том числе и отечественной, культуры.

Многих писателей и поэтов, рассматривавших советскую действительность в стиле критического реализма, ждали публичное осуждение и изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений.

В 1965 г. за попытки продолжения традиций литературного творчества периода «оттепели» и издание своих работ за рубежом были арестованы и приговорены к лишению свободы писатели АД. Синявский (1925-1997) и Ю.М Даниэлъ (1925-1988). Вынуждены были эмигрировать такие писатели, как В.П.Аксенов (р. в 1932),

В.Н. Войнович (р. в 1932), Э.В. Лимонов (р. в 1943), В.Е. Максимов (1930-1995), В.П.Некрасов (1911- 1987), И.А. Бродский (1940-1996), режиссер ЮЛ. Любимов (р. в 1917) и многие другие, не желавшие приспосабливаться к новым условиям.

Неоднократно подвергалась критике в партийной печати и возникшая в 1960—1970-е гг. деревенская проза. Ее представители - В. И. Белов (р. в 1932), Ф.А. Абрамов (1920-1983), В А.

Солоухин (1924-1997), В.М.Шукшин (1929-1974) открывали читателям особенности жизни русской деревни, ее истории, традиций, будили интерес к русской национальной культуре. В их произведениях затрагивались острые социальные проблемы, побуждая читателя задуматься, отвечает ли проводимая правящей партией политика в отношении крестьянства его интересам.

Политика репрессий и «осуждений» в отношении свободомыслящей интеллигенции ускорила падение режима КПСС. Общественное мнение в СССР не могло принять и понять утверждения партийных идеологов, что любимые многими писатели и поэты враждебно относятся к родной стране, сотрудничают с зарубежными спецслужбами.

Карательным органам не удалось изолировать общество от духовного влияния оппозиционно настроенных интеллектуалов. Изданные на Западе, переписываемые от руки их произведения распространялись огромными тиражами. Даже многие классики советской литературы, имеющие официальное признание (такие, как фантасты братья Л.Я. Стругацкий, 1925—1991 и Б.Н. Стругац­кий, р. в 1933), писали «в стол». Их работы также доходили до читателей, передаваясь из рук в руки.

Постепенно менялся духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции, как в СССР, так и в странах Восточной Европы возникла даже своего

рода мода на проявление диссидентских настроений. Песни таких поэтов и исполнителей, как В. С. Высоцкий (1938—1980), Б.Ш. Окуджава (1924—1997), хотя они и не одобрялись властями, тиражировались на аудиокассетах и исполнялись их многочисленными поклонниками.

С началом процессов перестройки и предоставления большей свободы творчества духовная жизнь СССР вступила в полосу расцвета. Без ограничений стали издаваться труды зарубежных и отечественных авторов 1920—1970-х гг., в том числе и эмигрировавших за границу. Были изданы романы Д.А. Гранина «Зубр», В.Д. Дудинцева «Белые одежды», А.Н.Рыбакова (1911—1998) «Дети Арбата», все произведения А.И. Солженицына и другие работы, содержащие беспощадную критику сталинизма и советского режима. Были опубликованы в полном объеме произведения братьев Стругацких, фантастические утопии Е.И Замятина (1884-1937, с 1932 г. в эмиграции), АЛ. Платонова (1899-1951). Началось издание прозы и поэзии эмигрантов 1970-х гг. Впоследствии многие из них вернулись в Россию.

Впервые с 1920-х гг. стали переиздаваться труды оппозиционных И.В. Сталину советских политических деятелей — Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого и др., а также философов и деятелей зарубежной российской эмиграции. Широкая общественность ознакомилась с трудами зарубежных авторов по рыночной экономике, философии, социологии, истории советского общества и государства.

3. Духовная жизнь демократической России

В н. 1990-х гг. возник интерес к зарубежным геополитическим, националистическим, социально- экономическим идеям, неприменимым к реальностям современного мира, уже давно утратившим популярность в тех странах, где они зародились. С отменой в России всякой цензуры страна стала частью того мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура. Благодаря кинопрокату и телевидению миллионы россиян смогли ознакомиться с продукцией зарубежных «фабрик грез» — боевиками, триллерами, многосерийными мелодрамами, творчеством музыкальных коллективов. Появилась возможность пользоваться всем комплексом услуг глобальной информационной сети, интернета.

Возникли десятки новых, негосударственных издательств. В условиях отсутствия каких-либо цензурных ограничений читатели получили доступ к трудам зарубежных философов, политологов, социологов, мемуарам политических деятелей. Многим россиянам полюбились произведения таких мастеров триллера, как С. Кинг, детектива — Дж. X. Чейз, фантастики — А. Азимов, Р. Брэдбери и многих других. Значительной популярностью стала пользоваться мистическая, оккультная, эротическая литература, которая ранее не была представлена на книжном рынке.

В сложной экономической ситуации начала 1990-х гг. возможности государственной поддержки творческих союзов, театров, отечественных киностудий, многих направлений науки, спорта сократились. Это вызвало недовольство ряда представителей творческой интеллигенции. В то же время в условиях открытости общества многие деятели российской театральной, художественной, музыкальной, спортивной элиты охотно заключали контракты на работу за рубежом.

Положение начало меняться в конце 1990-х гг. Государство стало выделять больше бюджетных средств на развитие отечественной культуры и спорта. Укрепляющийся российский бизнес спонсировал многие художественные проекты. Благодаря усилиям общественности, реорганизации творческих союзов в стране появились сотни художественных галерей, музеи открыли свои залы для новых выставочных экспозиций. Сложились оригинальные творческие театральные и музыкальные коллективы. Предпринимались попытки синтеза достижений постмодернизма с традициями отечественного искусства.

В живописи и скульптуре большую известность завоевал З.К. Церетели (р. в 1934), автор многих композиций в Москве и за рубежом. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивает Я. С. Глазунов (р. в 1930), основатель Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Широкого признания добились скульптор и художник М.М. Шемякин (р. в 1943), портретист А.М. Шилов (р. в 1943) и др. Всемирную известность получили российские музыканты пианист Н.А. Петров (р. в 1943), альтист ЮЛ. Башмет (р. в 1953), скрипач и дирижер В. Т. Спиваков (р. в 1944) и др.

Российское киноискусство достигло немалых успехов. Фильмы Н.С. Михалкова (р. в 1945) «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» с их новым осмыслением традиций российской и советской жизни получили высокую оценку зрителей. Большую популярность завоевали документальные ленты, раскрывающие малоизвестные эпизоды отечественной истории.

В 2004—2007 гг. появились первые отечественные высокобюджетные фильмы, в которых использовались передовые компьютерные технологии и спецэффекты (блокбастеры). «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «9 рота», «Волкодав» имели беспрецедентный для современной России кассовый успех.

Широкое распространение получил жанр детектива, приобретший своих почитателей. Некоторые произведения, созданные в жанре детектива, легли в основу многочисленных телевизионных сериалов, которые завоевали миллионную аудиторию. Компьютерная графика, телевизионная реклама, музыкальные видеоклипы стали неотъемлемой частью современной отечественной массовой культуры.

Вопросы для повторения

1. Выделите этапы развития духовной жизни советского и российского общества второй половины XX в.

2. Какое влияние политика правящей партии оказала на развитие советской культуры?

3. Назовите основные черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России. Какие новые проблемы возникли в развитии отечественной культуры? В чем состояли ее достижения?

4. Охарактеризуйте основные формы отечественной массовой культуры. Как вы относитесь к ней? Назовите наиболее ярких ее представителей.

 

 

Тема 11 Глобальные проблемы развития современного

мира к началу XXI века

План изучения темы

1. Особенности постиндустриальной цивилизации

2. Демография и миграция

3. Экологические проблемы

4. Противоречия глобализации

5. Проблема терроризма

 

1. Особенности постиндустриальной цивилизацииИнформационная революция позволили некоторым уче­ным утверждать, что уже с 60 — 70-х гг. XX в. западная циви­лизация в результате структурной перестройки экономики пе­реходит в постиндустриальную стадию. Создается разветвлен­ная экономика услуг, вместо тяжелой промышленности на пер­вые роли выходят гибкие, наукоемкие отрасли производств, в обществе отныне доминирует слой научно-технических спе­циалистов, в развитии экономики центральную роль играет те­оретическое знание, бурно развивается «индустрия знаний», появляются широкие информационные системы и т.д. Ученые постиндустриальную стадию связывают с информацией и наукой, неслучайно, даже само новое общество, приходящее на смену индустриаль­ному, они называют еще и информационным. Сторонники кон­цепции информационного общества (Д.Белл, А.Тоффлер, З.Бжезинский) рассматривают в качестве доминирующего именно информационный сектор экономики (1-й сектор — сель­ское хозяйство, 2-й — промышленность, 3-й — сфера услуг, 4-й — информационный). С их точки зрения, основой постин­дустриального общества являются уже не труд и капитал, а информация и знание, что в конечном счете приведет, напри­мер, к тому, что безработица превратится не более чем в «обес­печенный досуг». Будущее — за информацией,

Различные государства движутся в этом направлении на раз­ных скоростях: кто-то обгоняет, кто-то отстает. Более того, есть основания предполагать, что лидеры, первыми оказавшиеся в информационном мире, приложат максимум усилий, чтобы не пустить туда опоздавших: информационной цивилизации могут понадобиться «индустриальные придатки», производящие ма­териальные блага для народов, составивших авангард нового уклада (так же как в свое время великие индустриальные дер­жавы не могли существовать без колоний). Подобное неравен­ство в развитии грозит новыми конфликтами.

К лидерам «погони за постиндустриализмом» можно отнес­ти народы «золотого миллиарда». Это около 600 — 700 млн че­ловек, населяющих в наше время США, Западную Европу и Японию, Канаду, Израиль, Австралию и Новую Зеландию. Всего в группу входит 24 государства, занимающие выгодные экономические ниши. Жители этих государств потребляют в среднем в 20 раз больше товаров, услуг и информации, нежели среднестатистический землянин. Но даже перед ними стоят трудноразрешимые проблемы. Тот, кто лучше всех живет, боль­ше всех заинтересован в порядке и стабильности, больше всех беспокоится об отражении новых вызовов и угроз. Между тем угрозы существуют. Это угрозы как национального, так и гло­бального, общечеловеческого масштаба.

  1. Демография и миграция.

Со времен Т. Мальтуса экономи­сты и социологи внимательно следят за тем, как развивается соотношение между численностью населения и производством продуктов питания. И сегодня в ряде регионов мира (например, в некоторых африканских странах) производство зерна отста­ет от роста населения, для которого характерно «хроническое недоедание». Численность населения Земли ежегодно увели­чивается на 77 млн человек. Возникает угроза перенаселения ряда стран. Конечно, существует вероятность влияния на де­мографическую ситуацию непредвиденных факторов, таких, как войны или эпидемия СПИДа, которая достигла сегодня де­мографически значимых последствий (по крайней мере, на ло­кальном уровне). Но общая тенденция роста народонаселения такова, что уже к середине XXI в. на Земле будет жить 9 млрд человек — в полтора раза больше, чем сегодня. Но если в одних странах мы видим демографический взрыв (африканские, азиатские страны), то в других, наоборот, про­исходит демографический спад (например, Россия, Германия, Италия, Испания, Япония). Некоторые из них (например, Германия) приступили к целенаправленному привлечению в стра­ну иммигрантов, и в первую очередь высококвалифицирован­ных специалистов.

Но наряду со специалистами в страны «золотого миллиарда» стре­мится перебраться и масса неквалифицированных рабочих. Поток новых граждан (часто имеющих другой цвет кожи) несет с собой свою систему ценностей. Высокая рождаемость в семьях мигран­тов вкупе с расширением миграции (в том числе нелегальной) в пер­спективе угрожает привести к тому, что в ряде стран Запада эмиг­рантское меньшинство превратится в большинство, поглотившее титульные нации.

Рост демографических диспропорций не только усиливает миграционные процессы, но и создает угрозу для новых конф­ликтов. Некоторые страны в связи с ростом населения будут вынуждены значительно увеличить свои потребности в энерго­носителях и сырье, что повлияет на уровень потребления и цены во всем мире. Не исключено, что дело дойдет до конфликтов при распределении и обеспечении снабжения сырьевыми ресур­сами.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2756;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.