Искусство эпохи Неолита
(6–2 тыс. до н. э.)
В эпоху неолита, или новокаменного века, от охоты и собирательства человек переходит к скотоводству и земледелию.Камень сверлят и полируют. Появляется гончарный круг. Усиливается родовая община, и происходит переход от матриархата к патриархату.
В искусстве появляются локальные местные особенности. У человека стремление к обобщению понятий, представление о мироздании в целом. Возникает необходимость показать такие образы, как небо, земля, вода, солнце. Распространяется обычай украшать орнаментом предметы, что носило функции обозначения «лица» или «души» предмета. Появляется построчное расположение орнамента на гончарных сосудах. Появляются различные виды симметрии — осевая, относительно точки, переносная.
Скульптура.В эпоху неолита большое значение приобретает мелкая пластика. Фигурки животных делались из глины, дерева, рога, реже из камня. В них почти всегда хорошо передана порода животных. Продолжают встречаться женские изображения, игравшие большую роль в обрядах культа плодородия. Женские фигурки более схематичны, чем животные. В отдельных случаях присутствует стремление подчеркнуть женственность образа за счет плавности линий — женская фигурка из Южной Туркмении, трипольская женская скульптура из села Верховицы.
Мелкая скульптура в значительном количестве сохранилась на Урале и в Сибири. Кроме круглой скульптуре, на Урале в Екатеринбургской области была обнаружена деревянная утварь, украшенная головами птиц и зверей — ковш и ложка с рукоятками в виде водоплавающих птиц, Урал.
Неолит обогатил и изобразительное искусство созданием произведений монументальной скульптуры (Средиземноморье, юг Европы), — «каменные бабы» Северного Причерноморья — это каменные столбы с округлыми головами и руками, сложенными у пояса.
Живопись. В лесных районах Европы и Азии широкое распространение получили петроглифы — наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесенные краской (Урал).
На территории России петроглифы встречаются на севере европейской части, на Кольском полуострове, Онежском озере и Белом море, на Урале (река Вишера) и почти по всей Сибири. Основную массу изображений составляют фигуры лосей, северных и благородных оленей, медведей, китов, тюленей, рыб, водоплавающих птиц — лоси, петроглиф, река Ангара. Несмотря на трудность техники, позволяющей делать изображения только в профиль, образы выразительные и передающие движение.
Памятники наскального искусства эпохи неолита и более позднего времени встречаются повсюду. В большом количестве обнаружены они в Южной Родезии и в Сахаре. Сделанные несколькими красками, они передают многофигурные сцены с участием человека и животных — стадо крупнорогатого скота, Алжир.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1824;