Марксизм в XX веке
В послеоктябрьский период марксизм стал официальной идеологией Советского Союза, а позже и других стран Восточной Европы. В последнее время распространена точка зрения, что тоталитарный режим в этих странах приостановил философский процесс, философия превратилась в “служанку идеологии”, догматизмом был извращен революционный дух марксизма. Трудно согласиться с этой точкой зрения, т.к. вся история философии показывает, что философский процесс всегда не однозначный, всегда многоплановый. Да, в рамках “официальной” доктрины были положения, противоречащие диалектике марксизма, например, о непротиворечивом характере общественного прогресса в эпоху развитого социализма и коммунизма. Однако в целом философия развивалась в рамках диалектического и исторического материализма; с этих методологических позиций разрабатывалась теория отражения, философские проблемы современного естествознания, историко-философские исследования. Споры и дискуссии, проходившие в рамках марксистской философии, также говорят о сохранении динамического, творческого начала в философии.
Марксистская философия за рубежом развивалась в двух основных направлениях. Первое – гуманистическая антропология, представители которой (Э. Пачи, К. Косик, А. Шафф, Э. Блох, югославские философы, объединившиеся вокруг журнала “Праксис”), основываясь на ранних работах К. Маркса, разрабатывали проблемы жизнедеятельности человека, отчуждения, гуманистического смысла истории. Второе - социальная философия, в рамках которой разрабатывались, в частности, проблемы активности субъекта в истории. Например, Антонио Грамши (основатель и руководитель коммунистической партии Италии) критиковал фаталистическую концепцию исторической необходимости, которая перекладывает ответственность с людей на плечи безликого исторического закона. Историю Грамши рассматривает как поле альтернатив и деятельность человека в этом поле весьма значимой, т.к. он своей энергией и активностью способствует осуществлению одних возможностей и неосуществлению других.
Марксизм оказал влияние на концепции Франкфуртской школы, на экзистенциализм и неофрейдизм XX века.
В путях преобразования общества марксисты стоят на противоположных позициях по отношению к просветительской традиции. Как Вы помните, просветители уповали на духовные способы преобразования общества (воспитание, образование, просвещенные монархи и т.п.). Марксисты же обосновывают необходимость революции (защита и отстаивание своих прав через классовую борьбу). Какой путь (способ) Вы считаете более продуктивным, эффективным и почему?
Проверьте себя. Ответьте на вопросы диктанта – теста:
1. Когда и где возник марксизм?
2. Интересы какого класса отражает марксистская идеология?
3. Назовите известных русских марксистов?
4. Назовите известного итальянского марксиста?
5. На какие направления в философии ХХ века оказал влияние марксизм?
6. Основной труд К. Маркса?
7. Автор труда «Диалектика природы»?
8. Автор работы «К вопросу о роли личности в истории»?
9. Автор работы «Материализм и эмпириокритицизм»?
10. Каким понятием обозначается превращение деятельности человека и ее результатов, в самостоятельную силу, враждебную человеку и господствующую над ним?
11. Г.Гегель рассматривал отчуждение как духовный познавательный процесс; Л.Фейербах – как религиозный; К.Маркс как – … ?
12. Как называется историческая форма материализма, разрабатываемая в марксизме?
13. Главная идея марксизма.
14. Основная функция философии по Марксу.
15. Какую категорию ввели марксисты в теорию познания?
16. Что является источником развития мира с точки зрения марксистской диалектики?
17. Какая сфера общественной жизни является главной, определяющей все остальные в марксистской концепции общества?
18. Какое философское направление критикует Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»?
19. Какую из трех названных работ К.Маркс и Ф.Энгельс написали совместно:
Экономическо-философские рукописи;
Немецкая идеология
Анти-Дюринг
20. Кто создал первую российскую марксистскую организацию «Освобождение труда»
Прочтите фрагменты философского текста и выполните задания четырех уровней сложности.
Первый уровень - дать определение понятий и терминов, выделенных в тексте.
Второй уровень - ответить на вопрос: Какие философские проблемы отражены в данном тексте и как они решаются в различных философских системах.
Третий уровень - назвать философа - автора текста.
Четвертый уровень - определить первоисточник (название философского труда).
Вариант 1.
“Различие идей, то есть чистых понятий разума и категорий, или чистых рассудочных понятий как познаний совершенно разного рода происхождения и применения столь важно для основания науки, которая должна содержать систему всех этих априорных познаний, что без такого разграничения метафизика просто невозможна или самое большее представляет собой необоснованную, беспорядочную попытку соорудить карточный домик без знания материалов, которые употребляешь, и без знания из пригодности для той или иной цели”.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1321;