Основные особенности марксистской философии
Марксизм как экономическая, социально-политическая, философская теория, идеология пролетариата возник в 40-е годы XIX века в Германии, в ответ на общественную потребность в теоретическом обосновании нового общественно-политического движения - рабочего движения. Основоположники марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс были не только теоретиками, но и организаторами борьбы пролетариата за свои права.
Карл Генрих Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, после окончания Трирской гимназии учился на юридическом факультете Боннского и Берлинского университетов, где занимался в основном историей и философией. По окончании Берлинского университета получил диплом доктора философии. Работа в “Рейнской газете”, где Маркс был редактором, позволила ему изучить реальные процессы жизни и прийти к выводу о ведущей роли экономических отношений в общественной жизни. В 1843 году Маркс женился на подруге детства Женни фон Вестфален, которая стала ему верным помощником и соратником. Летом 1844 года в Париже состоялась историческая встреча Маркса и Энгельса, в которой выяснилось единство их взглядов и жизненных целей, и началась преданная, продолжавшаяся потом сорок лет дружба. Маркс за свои демократические взгляды и революционную деятельность всю жизнь был преследуемый властями, жил во Франции, Бельгии, Великобритании. Везде он занимался организацией социалистического, коммунистического движения и научной работой. Умер Маркс от тяжелой болезни в 1883 году и был похоронен в Лондоне.
Основные работы Карла Маркса: “К критике Гегелевской философии права”, “Экономическо-философские рукописи”, “Святое семейство”*, “Тезисы о Фейербахе”, “Немецкая идеология”*, “Нищета философии”, “Манифест коммунистической партии”*, “Классовая борьба во Франции”, “Капитал”, “Критика Готской программы”.
Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье текстильного фабриканта, учился в школе, затем в гимназии. По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год до окончания и заняться изучением коммерческого дела. В 1838-44 гг. Работал в торговой конторе, отбывал воинскую повинность, попутно занимаясь самообразованием. В 1842-44 годах переходит с революционно-демократических к коммунистическим позициям. После встречи с К. Марксом Энгельс включается в активную деятельность по распространению нового мировоззрения. Вместе с Марксом они пишут ряд работ, обосновывающих коммунистическое движение. Энгельс сочетал научную работу, революционную деятельность и работу на предприятиях своей семьи. Благодаря последней он имел возможность помогать семье Маркса, которая очень часто терпела лишения. После смерти К. Маркса Энгельс продолжил гигантский труд по подготовке к изданию второго и третьего томов “Капитала”, написал ряд своих оригинальных сочинений, вел активную пропаганду Марксизма. Умер Энгельс в 1895 году. Согласно его воле, после кремации урна с его прахом была опущена в море у Истборна, любимого места отдыха Энгельса на южном берегу Англии.
Основные работы Ф. Энгельса: “Положение рабочего класса в Англии”, “Святое семейство”*, “Немецкая идеология”*, “Манифест Коммунистической партии”*, “Анти-Дюринг”, “Диалектика природы”, “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.
Главная идея марксизма - идея революционного практического преобразования человеком мира. Из этой главной идеи следуют основные особенности марксистской философии.
Философия марксизма - это диалектический материализм. Революционная теория взяла на вооружение революционный диалектический метод, согласно которому все в мире подвержено изменению и развитию. В материалистической диалектике источником развития мира является не дух, идея (как было представлено в классическом идеализме), а сам мир, реальные противоречия, объективно существующие в нем. Саморазвитие мира является причиной развития познания, духа, а не наоборот. Таким образом, исключив идею творца, демиурга, а также мысль о внешнем первоисточнике развития мира и представив объективный мир (материю) как саморазвивающийся процесс, Маркс и Энгельс преодолели метафизический, механический характер материализма и создали новую историческую форму материализма - диалектический материализм.
Идея революционного изменения мира позволила по новому представить процесс познания. Активность субъекта в познании понимается не как теоретическая, но, прежде всего как практическая активность. Человек познает объект, включая его в сферу своей практической жизнедеятельности и в практике доказывает истинность посюсторонность своего познания. Раннее познание и практика рассматривались как два разноплановых, противоположных рода деятельности. Объединив их, введя категорию “практика” в гносеологию Маркс и Энгельс представили новую диалектико-материалистическую трактовку основных противоречий процесса познания (подробнее об этом в теме “Гносеологические проблемы в философии”).
К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые было предпринято материалистическое объяснение истории, согласно которому действительные причины исторического развития лежат не в сфере духа, государства, права, морали, но в сфере реальной практической жизнедеятельности людей. Если у Гегеля история представлена как процесс саморазвития и самопознания мирового духа, то в марксизме развитие общества - это естественно-исторический (то есть происходящим по объективным законам) процессе смены способов производства или общественно-экономических формаций. Еще в одной из ранних своих работ “К критике гегелевской философии права” К. Маркс приходит к выводу; что не государство определяет гражданское общество, а наоборот, гражданское общество (то есть совокупность живых человеческих индивидуумов их практическая деятельность) определяет государство, то есть экономика в конечном счете определяет политику.
Общественный прогресс, смысл и цель истории трактуется в марксизме как процесс присвоения человеком собственной подлинной человеческой сущности в результате предопределения всех форм отчуждения[89] этой сущности. Если Гегель уничтожение отчуждения трактует как духовный акт, осуществляемый философом - олицетворением универсального разума; Фейербах корень зла видит в религиозном отчуждении, то Маркс главным видом отчуждения считает отчуждение труда. Коммунистический идеал в марксизме - это уничтожение отчуждения, то есть превращение труда в процесс свободной, творческой самореализации человека. Уничтожением частной собственности К. Маркс считал необходимым, но не достаточным условием движения к коммунизму. С революционно-практической позиции трактуется и сущность самой философии. Философия, согласно Марксу, приходит в этот мир не для чистого созерцания, но для изменения, преобразования его. В знаменитом 11-ом тезисе, в “Тезисах о Фейербахе” Маркс пишет: “Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”[90].
2.2. Разработка идей марксизма в трудах
Г.В. Плеханова и В.И. Ленина
Марксизм как идеология рабочего класса совершенствовался в неразрывной связи с развитием международного коммунистического движения и быстро распространялся в Европе и во всем мире. Иосиф Дицген, Франц Меринт, Поль Лафарг, Август Бебель, Карл Каутский, Эдуард Бернштейн, Антонио Лабриора, Дмитрий Благоев и другие мыслители и деятели рабочего движения много сделали для развития и популяризации идей марксизма. В России первым известным марксистом был Г. В. Плеханов, а с В. И. Лениным связывают новый этап в развитии марксизма.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в мелкопоместной дворянской семье, окончил военную гимназию в Воронеже, два года учился в горном институте в Петербурге, откуда вынужден был уйти, так как вступил на путь активной революционной борьбы. Первоначально участвовал в движении народников, но позже, стал убежденных марксистом, выступил с решительной критикой идеологии народничества. С 1880 по 1917 г. Жил в эмиграции, в Женеве создал первую российскую марксистскую организацию - группу “Освобождение труда”, перевел программные работы К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык, был активным участником II Интернационала, участвовал в создании газеты “Искра” во 2-м съезде РСДРП, однако разошелся с большевиками в вопросе о методах революционной борьбы и сроках социалистической революции. Умер Плеханов в России, не поддержав ни социалистическую революцию, ни контрреволюционное движение.
В своих трудах: “Социализм и политическая борьба”, “Наши разногласия”, “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”, “О материалистическом понимании истории”, “К вопросу о роли личности в истории”, “Очерк по истории материализма”, “К шестидесятой годовщине смерти Гегеля”, “Н. Г. Чернышевский” и других Г.В. Плеханов выступил не только как популяризатор марксизма, но и как оригинальный философ, обосновавший ряд интересных идей в области истории, социологии, социальной психологии, эстетики, религии и атеизма.
Плеханов, называя материалистическую диалектику “алгеброй прогресса”, применял этот метод к анализу современных ему общественных процессов мировой истории, отдельных сторон общественной жизни: - политике, религии, искусству. Например, в работе “К вопросу о роли личности в истории” Плеханов обращает внимание на диалектику общего и единичного в историческом процессе, утверждая, что за общеисторическими объективными закономерностями исследователь непременно должен видеть особенные причины исторического движения различных народов, специфические особенности действующих в истории лиц и различные исторические случайности, “благодаря которым события получают, наконец, свою индивидуальную физиономию”[91]. Подчеркивая решающую роль народа, народных масс в истории, Плеханов не отрицает роль исторических личностей. Великим, по Плеханову, становится тот человек, который уловил историческую закономерность и подчинил ей свою деятельность: “Великий человек является ... начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других... Он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд”[92]. Критикуя вульгарное истолкование марксизма в духе плоского экономизма, Плеханов обосновывал диалектику материальной и духовной сторон общественной жизни. “Движение человечества, - писал Плеханов, - никогда не совершается в плоскости одной экономики... Путь от одной точки поворота к другой всегда лежит через “надстройку”[93].
Высокую оценку Философии Плеханова дал в свое время Ленин, который писал: “...Нельзя считать сознательным, настоящим коммунизмом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма”[94].
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) - родился в дворянской семье, после окончания Симбирской гимназии поступил на юридический факультет Казанского университета. За участие в революционном студенческом движении был арестован и отправлен в ссылку. С того времени становится профессиональным революционером, идеологом и лидером новой Российской социал-демократической рабочей партии, организатором социалистической революции в России, главой правительства Советского государства.
Активную политическую борьбу Ленин всегда сочетал с теоретической работой, развив все составные части марксизма: философию, политэкономию и научный коммунизм. В философии Ленин продолжает развивать диалектический материализм, пишет несколько работ по истории марксизма: “Три источника и три составные части марксизма”, “Исторические судьбы учения Карла Маркса”, “Карл Маркс”. В работе “Философские тетради” Ленин подчеркивает противоположность гегелевской идеалистической и марксовой материалистической диалектики, систематизирует основные принципы диалектического метода, подчеркивая центральное место принципа противоречия, обосновывает принцип единства диалектики, логики и теории познания, развивает учение об активности сознания.
В период реакции 1909 году Ленин написал свой главный философский труд “Материализм и эмпириокритицизм”, в котором критикуя одну из форм позитивизма (эмпириокритицизм или махизм), отстаивал и развивал новую историческую форму материализма - диалектический материализм. В этой работе Ленин показал продуктивность диалектического метод в анализе общественных процессов, в философской интерпретации новых открытий в естествознании, в трактовке гносеологических противоречий, в изучении историко-философского процесса.
Гносеологические проблемы являются центральными в “Материализме и эмпириокритицизме”. Ленин формулирует основные идеи теории отражения, трактуя процесс познания как отражение субъектом объективного мира. Образ, полученный в результате отражения, рассматривается как диалектическое единство объективного и субъективного; субъект не пассивно отражает внешний мир, но, включая объект в сферу своей практической деятельности “творит” его. Истина, согласно этой теории, трактуется не как готовый результат познания, но как процесс, источником которого является противоречие абсолютного и относительного моментов познания (подробнее об этом смотри в теме: Гносеологические проблемы в философии). Используя диалектико-материалистическую теорию познания, Ленин дает философский анализ “кризиса физики” на рубеже XIX-XX веков, показывая, что противоречия между старыми теориями и новыми открытиями в науке проистекают из попыток представить истину как абсолютный результат. Подсказывая выход из “кризиса” естествознания, Ленин формирует принцип неисчерпаемости материи, дает новое философское определение категории “материя” (подробнее об этом смотри в теме: “Онтологические проблемы в философии”).
В 1922 году была написана статья “О значении воинствующего материализма”, которую называют философским завещанием Ленина. В этой работе Ленин формулирует основные задачи философов-марксистов:
ü дальнейшая разработка материалистической философии и борьба с идеализмом;
ü пропаганда воинствующего атеизма, сочетающая с научными исследованиями в области религии;
ü союз философов и естествоиспытателей для философского обобщения новых открытий в науке и борьбе с идеализмом;
ü дальнейшее развитие материалистической диалектики.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3152;